Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие на Байкал»

Занятие для детей в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие на Байкал». Конспект и презентация
Автор: Руссова Татьяна Валерьевна, воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 114
Данное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по темам изучения родного края и озера Байкал, носит интегрированный характер, соответствует современным требованиям ФГОС ДО к организации образовательного процесса с детьми подготовительной к школе группы. Использованные технологии, игровая и АМО (Активные Методы Обучения), для познавательного развития, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей данного возраста, способствуют формированию ключевых компетенций в познавательно-исследовательской деятельности.
Описание работы: конспект открытого занятия для детей 6-7 лет. Материал будет полезен педагогам дошкольного образования, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов.
Цель: развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал, обитателям его подводного мира
Задачи:
Образовательные:
- учить детей находить на карте озеро Байкал, продолжать знакомить с особенностями строения уникального озера;
- закрепить знания детей об озере Байкал, об его обитателях;
- продолжать знакомить детей с флорой и фауной Сибири.
Развивающие:
- развивать интерес к природе родного края;
- развивать эмоционально-чувственное отношение у детей к окружающему миру;
- расширять словарный запас, диалоговую речь, коммуникативные навыки;
- развивать мышление, память, мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края;
- создать атмосферу сотрудничества и дружелюбия, партнёрства.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: подготовка детей к выступлению с докладами о животных и рыбах озера Байкал, изготовление масок животных и рыб, дидактические игры «Найди рыбке пару», «Что можно, что нельзя», «Кто, где живёт», «Собери картинку», знакомство с журналом «Сибирячек», знакомство с художественными произведениями по теме, загадывание загадок о животных и растениях, изготовление макета Байкала, знакомство с картой Иркутской области, глобусом, чтение и заучивание стихотворений о Байкале, нашем родном крае, разгадывание загадок, беседы с детьми «Почему нужно охранять природу», об озере Байкал, его флоре и фауне, просмотр документальных фильмов «Серебристое богатство Байкала», «Животный и растительный мир Байкала», оформление выставки «Путешествие по Байкалу», выставка творческих работ детей «Сюжеты о Байкале».
Методы и технологии:
Словесные: художественные средства – чтение стихотворений, загадывание загадок, доклады детей.
Наглядные: просмотр слайдов презентации, видеороликов, показ образца действия.
Практические: движения в соответствии с текстом, практическая работа детей.
Игровой: «погружение в батискафе», сюжетно-ролевая игра «Мы отдыхаем на Байкале».
Технологии: игровая, АМО.
Демонстрационный и раздаточный материал: средства ИКТ, мультимедийная презентация с обитателями подводных глубин и нерпы, видео «Байкал с высоты», «Волны Байкала», музыкальная колонка, треки звуков живой природы и воды («Шум моря», «Крики чаек»), глобус, палатка, ткань синего цвета, выложенная в форме озера Байкал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Мы отдыхаем на Байкале», маски животных, птиц и рыб, обитающих на Байкале, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, игрушка нерпы, макет озера Байкал, листы бумаги формата А 4, краска гуашь, кисти, подставки под кисти, салфетки, баночки под воду.
Словарная работа, активизация словаря: пресная вода, эндемики, батискаф, иллюминатор, балласт, белёк.
Ход занятия
Инициация (приветствие) АМО «Подари улыбку другу»
У воспитателя в руках макет солнца.
Ребята, посмотрите, к нам в группу пришли гости, и даже солнышко заглянуло. Мы радуемся солнышку во все времена года. Оно нам улыбается – здоровается. Давайте и мы поздороваемся друг с другом не словами, а молча, глазами. При этом показать, какое у вас сегодня настроение. Нужно посмотреть на каждого ребёнка и гостя в группе, и подарить свою улыбку.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на берег самого большого озера нашего родного края.
Есть в Сибири озеро большое,
В нём вода прозрачна и чиста.
Называем озеро мы – море,
Им гордится вся наша страна.

Вы догадались, о каком озере идёт речь? Верно, это Байкал! А кто может показать на карте расположение озера Байкал? Предоставляется возможность детям показать озеро. Ребята, а вы заметили, что наш Байкал похож на неровный полумесяц? Обратите внимание на это, и найти на карте уникальное озеро будет легче.
Вы готовы отправиться в путешествие к озеру Байкал? А на чём же мы можем туда отправиться? (предположения детей) Верно, мы можем поехать туда на автобусе. Берите билеты, и рассаживайтесь по местам, в соответствии с цифрой на билете. А пока мы едем в автобусе, я расскажу вам немного о Байкале.

Озеро Байкал расположено в Сибири, среди высоких горных хребтов на юго-востоке России. Это красивое, самое большое и глубокое озеро на земном шаре. Глубина – более семисот метров. Местные жители называют его морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, это значит, что она не солёная. Вода в озере чистая и прозрачная. Бросишь с берега монету и видишь, как она сверкает со дна. Плывёшь на лодке, а вокруг снуют разнообразные рыбы, переливаются всеми цветами радуги водоросли. Кажется, потянись только, и рукой до них достанешь. А на самом деле до них очень глубоко, 15–20 метров. В Байкал впадают 336 рек и ручьев, а вытекает одна лишь река – Ангара. «Байкал» по-русски значит «богатое озеро». Это и верно, ведь Байкал богат своим животным и растительным миром. А многие растения и живые существа, живущие и произрастающие у Байкала и в нём, не водятся больше нигде на всём земном шаре. Их называют эндемиками. А хотите посмотреть, как выглядит наше озеро Байкал высоко из космоса? (утвердительные ответы детей)

Просмотр короткого видео о Байкале.

Дети, а вы слышите звуки? (ответы детей)
Включается трек с шумом волн «Шум моря».
Вот мы и приехали на берег Байкала. Вы немного устали в дороге, предлагаю вам размяться, к Байкалу спуститься и умыться.

Физкультминутка «Вот мы к озеру спустились»
Вот мы к озеру спустились, (дети образуют круг)
Наклонились и умылись. (наклоняются, трут лицо руками)
Раз, два, три, четыре, (изображают, что брызгают себе водой в лицо)
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. (идут по кругу)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, (изображают брасс, двигаясь по кругу)
Одной, другой – это кроль. (изображают кроль, двигаясь по кругу)
Вышли на берег крутой. (идут по кругу, взявшись за руки)

Замечательно, мы все освежились холодной, чистой водой Байкала и готовы к дальнейшему путешествию в глубину нашего Байкала. Как же мы туда попадём? (предположения детей) Да, можно просто нырнуть, можно на подводной лодке. Но, мне пришла в голову мысль, а не отправиться ли нам в глубины моря … на батискафах. Согласны? (согласие детей) А вы знаете, что такое батискаф?

Батискаф — это подводное судно для исследования глубоководных районов океана, а в нашем случае – озера Байкал. В отличие от большинства других подводных судов, батискафы вертикально опускаются на глубину с помощью балласта (груза), а затем поднимаются обратно на поверхность с помощью его сбрасывания. Батискафы обычно используют для научных исследований и изучения морского дна и глубинных обитателей.

Предложение детям удобно рассаживаться в два обруча – «батискафа» по личным предпочтениям.
Наш батискаф в глубины моря опускается
Путешествие в мир подводный начинается.
А пока мы погружаемся в глубины самого удивительного озера, я буду загадывать вам загадки о его обитателях, будем их рассматривать в иллюминатор батискафа, а ребята, кто готовил доклады, расскажут об жителях морских глубин.
Включается презентация с подводными обитателями озера Байкал.

Загадка и слайд 1:
Серебрист, подвижен, гибок,
Он вкуснее многих рыбок
Начинается на О … (омуль – ответы детей). Рассказ докладчика.
Ребёнок 1: Основная рыбка, которая водится на Байкале – омуль. Эта рыбка живет около 20 лет. Ее называют долгожителем. Омуль – это рыбка небольшого размера с крупными глазами. Тело покрыто мелкой чешуей. Питается рачками.

Загадка и слайд 2:
Что за рыбка невеличка
Меньше вашей рукавички
Жаль на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает. (голомянка – ответы детей). Рассказ докладчика.
Ребёнок 2: В этом чистом красивом озере живет рыбка голомянка. Она живет только в Байкале. Больше ни в одном озере ее не найти. Она любит только холодную воду, а в теплой воде рыбка погибает. Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная. У голомянки есть зубы. Ест икринки и планктон.
Опускаемся глубже.

Загадка и слайд 3:
Серебрист, подвижен, гибок,
Он вкуснее многих рыбок
Даёт ухе особый вкус
Байкальский… (хариус – ответы детей). Рассказ докладчика.
Ребёнок 3: В Байкале водится хариус. Это очень активная рыба, может преодолевать бурное течение. Охотясь за летающими насекомыми, может выпрыгивать из воды. Живет в мелких местах с каменистым дном.

Загадка и слайд 4:
Опасней всех она
Хитра, прожорлива, сильна
Притом такая злюка
Конечно это… (щука – ответы детей). Рассказ докладчика.
Ребёнок 4: Обитает в озере Байкал и щука. У нее длинное тело и большой рот. Живет щука на мелководье. Эта хищная рыба, питается мальками других рыб. Щука выполняет роль санитара, поедая больную рыбу, освобождая водоемы от чрезмерного размножения ершей и окуня.
Вот мы вспомнили о некоторых обитателях подводного мира озера Байкал. Вы, наверное, устали и проголодались. Предлагаю подняться в батискафе на поверхность, осмотреться и отдохнуть на Ушканьих островах (согласие детей).

Включается видео набегающих на берег волн, трек «Крики чаек».

Сюжетно-ролевая игра «Мы отдыхаем на Байкале».
Устраивается «привал» на каменистом берегу. Одни дети плавают в имитированном Байкале, другие ловят и жарят рыбу, третьи накрывают «стол для пикника».

Смотрите, ребята, кто это показался вдалеке на камне?

Загадка и слайд 5:
В нежном логове родится
Простудиться не боится
Подрастёт. Начнёт нырять,
Шубку белую менять (нерпа – ответы детей). Рассказ докладчика.
Ребёнок 5: На каменных берегах острова находятся лежбища нерпы. Это животное может жить и в воде, и на суше. Взрослые нерпы питаются рыбой. А вот своих детенышей они кормят молоком. Нерпа — единственное млекопитающее озера Байкал. Нерпа ныряет на глубину до 200 метров и может оставаться под водой 20–25 минут. Нерпы живут 55–56 лет. Байкальская нерпа очень осторожное, но любознательное и умное животное. Если она видит, что на лежбище мало места, то начинает размеренно шлепать ластами по воде, имитируя плеск весел, чтобы вспугнуть сородичей и устроиться на освободившемся месте.

Ребята, а вы знаете, как называют детеныша нерпы? Его зовут Белёк, из-за белого цвета шкурки.
Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Оставьте порядок на берегу, приберите всё за собой, потушите костёр, соберите в мешки оставшийся от «пикника» мусор, его мы прихватим с собой, и выбросим в специально отведённом для этого месте.

Чтение стихотворения М. Митюкова «Беречь Байкал – святое дело!»
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть с волной, и с ветром споря
И людям преданно служить!
Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба у нас в руках!
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!

Наш Байкал действительно прекрасен и уникален. Нас окружает дивная природа. Летом мы можем отдыхать на берегу Байкала, купаться в целебных водах нашего озера, нежиться на солнышке на песчаных пляжах, дышать свежим воздухом, гулять в лесу, собирать ягоды и грибы. Поэтому мы должны сохранить его первозданную красоту и чистоту!
Пора нам отправляться в обратную дорогу, рассаживайтесь в наши батискафы, готовимся к погружению.

Включается слайд, с видео погружения батискафа.
Вот мы и в детском саду.

Технология АМО «Солнце и туча», рефлексия, подведение итогов
Молодцы, дети. Замечательное получилось у нас путешествие на озеро Байкал. Предлагаю вам прикрепить на доску Солнышко и высказаться, что сегодня понравилось, и грустную Тучку, что было непонятно или трудно, и ответить на вопросы. Вам понравилось наше совместное путешествие? Что вам больше всего понравилось? Что больше всего заинтересовало? Что нужно делать, чтобы вода на Байкале была чистой? А природа нетронутой, неиспорченной людьми? Что делать, чтобы всем живым существам на Байкале жилось комфортно?

Мне понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы, делали доклады об обитателях озера Байкал, интересно играли, были дружны, всё делали вместе. Молодцы! Спасибо! И в воспоминание о нашем замечательном путешествии я хочу вам подарить раскраски с природными видами нашего уникального озера Байкал. А сейчас, нашим гостям вместе скажем: «До свидания, до новых встреч!»
Путешествие на Байкал. Презентация

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ. Овощи и фрукты Конспект занятия в подготовительной группе «Подарок маме» Конспект занятия в подготовительной группе. Заучивание стихотворения Токмаковой «Рыбка, где ты спишь Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе детского сада
Конспект занятия по ИЗО в средней группе на тему «Мы идём в зоопарк» | Конспект занятия в старшей группе. Родной край
Опубликовано: 235 дней назад (1 апреля 2024)
Просмотров: 772
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!