Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Духовно-нравственное воспитание в сельской школе

Статья "Духовно-нравственное воспитание в сельской школе"
Описание работы: В статье обобщен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.
Реализация программы «Возвращение к истокам».
Россия переживает сейчас не лучшие свои времена. Да и были ли они, спокойные и счастливые? Жизнь каждого поколения россиян подвергается серьезным испытаниям. И на извечный гоголевский вопрос: «Русь, куда несешься ты?» - дать положительного ответа не можем, ибо «не плоть, а дух растлился в наши дни».
Приметы и образы нашего времени безрадостны и тяжелы. Нельзя без боли слушать о малолетних вандалах, глумящихся над могилами предков, о непристойном поведении молодежи на дискотеках, о наркомании, алкоголизме. Тяжело видеть кучи мусора на улицах родного села, поломанную ограду церкви, заросшее бурьяном кладбище. Нравственные и моральные болезни, эпидемия бездуховности охватили сегодня наше общество.
Так «куда ж нам плыть?» Кто будет созидать будущую Россию? Какие люди? С каким нравственным и интеллектуальным потенциалом? Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.
У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. Для молодежной среды характерны «двойная мораль», ориентация на атрибуты массовой, в основном западной культуры. Все это вызывает беспокойство за будущее России. Никто не хотел бы, чтобы наши дети стали теми, о ком ярко сказал в стихотворении «Их образ жизни» Игорь Северянин:
Чем эти самые живут,
Что вот на паре ног проходят?
Пьют и едят, едят и пьют –
И в этом жизни смысл находят…
Надуть, нажиться, обокрасть,
Растлить, унизить, сделать больно…
Какая ж им иная страсть?
Ведь им и этого довольно!

Мы теряем корни в своём Отечестве. Большинство молодых людей в русских храмах, монастырях и музеях чувствуют себя иноземцами. Не знают традиций, не интересуются историей… В чём же спасение? По моему глубокому убеждению, трудно противостоять бездуховности. Трудно… Но нужно! Нужно обратиться к нашим духовным ценностям, духовным истокам. Всё живое имеет свои истоки. Есть они и у нас. Благодаря этим истокам мы стали народом со своими традициями и идеалами. Русская культура, русская литература, которые обращены к человеческой душе, - это то, благодаря чему мы можем разобраться, что есть добро и зло, как жить на земле по-человечески.
Безусловно, истоки нашей духовности – в любви к родной земле, земле, на которой мы родились, к той самой земле, на которой мы сделали первые несмелые шаги. «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна», - пишет Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Начиная с 2009 года, в нашей школе планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Была разработана и реализована программа духовно-нравственного воспитания «Возвращение к истокам» (духовно-нравственное образование в средней школе - единство воспитательного и образовательного процессов)
Целью программы духовно-нравственного воспитания является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели педагоги ставят задачи:
1. Построить образовательную практику с учетом региональных, социокультурных тенденций, воспитывать детей в духе уважения к своей семье, селу, стране.
2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3.Содействовать повышению роли семьи в воспитании детей.
Основные этапы программы:
1 этап (2009-2010 учебный год) – «Тепло родного очага» (Семья)
2 этап (2010-2011 учебный год) – «Маленький кусочек от России – деревушка милая моя…» (История села)
3 этап (2011-2012 учебный год) – «Край хрустально-бирюзовый, край березово-сосновый…» (История Вознесенского района и Нижегородской области)
4 этап (2012-2013 учебный год) – «Я гражданин России).
5 этап (2013 -2014 учебный год) – «Любовь к отечеству».
Я хочу поделиться с вами опытом своей работы в этом направлении.
Каковы же основные источники духовно-нравственного опыта?
Это, прежде всего, учебная деятельность.
Я, как учитель русского языка и литературы, убеждена, что развитие души человеческой в самом прямом смысле этого слова – главная цель учителя литературы. Именно предмет «Литература» помогает учителю в формировании таких личностных качеств учащихся , как гуманность, доброта, чуткость.
Особое внимание на уроках литературы я обращаю на устное народное творчество. Работая в сельской школе, я с чувством глубокого огорчения осознаю, что ребята постепенно отходят от своих корней. Необходимо увлечь детей, помочь им увидеть фольклор вокруг себя и выступить в качестве его собирателя, а село – это мир народных традиций в их наиболее чистом, родниково-свежем виде; это мир чудных легенд и поверий, преданий и красочных историй, веками слагавшихся в культурную первооснову нации. «Начало искусства слова – в фольклоре», - писал М. Горький.
На уроках, посвященных изучению фольклорных произведений, всегда обращаюсь к краеведческому материалу, организую фольклорные экспедиции. Дети в первую очередь обращались за помощью к своим близким: к мамам, бабушкам, дедушкам.
Потом мы посетили художественного руководителя фольклорного коллектива нашего села Рыбину Е. В., сельского библиотекаря Ермакову Н. М. (в сохранившихся в библиотеке подшивках газеты «Наша жизнь» в рубрике «Краеведческие заметки» мы нашли много нужного и интересного для нас). Помогла нам в работе книга известного вознесенского краеведа В. И. Логинова «Отчий край». Результатом работы фольклорной экспедиции стал сборник «Весняночка», состоящий из 167 фольклорных произведений разных жанров.
Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа.
За последние 4 года в школе проведено много интереснейших мероприятий, школьных вечеров, конкурсов, выставок детского творчества. Это такие, как фольклорный праздник «Мой дом – моя крепость», мероприятие, посвященное полхов-майданской матрешке – «Так зарождалась красота»; литературно-музыкальная композиция «Край хрустально бирюзовый, край березово-сосновый», мероприятие, посвященное краеведческой тематике ; праздники славянской письменности, урок мужества «Поклонимся великим тем годам», традиционные школьные праздники «День знаний 1 сентября», «День учителя», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Новогодний бал», «День Победы», «Праздник последнего звонка», многочисленные выставки детских рисунков и фотографий и многие другие. Все мероприятия получают самую высокую оценку коллег, на них всегда присутствуют все учащиеся и учителя школы.
• Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
• Реализуя цель - формирование у школьников духовно-нравственных ценностей - был осуществлен проект «Топонимическое пространство сел Бахтызино и Суморьево и их окрестностей».
Почему была выбрана эта тема?
В настоящее время ощущается необходимость изучения краеведческих вопросов, связанных именно с нашим родным краем. Поэтому материал, собранный в ходе исследования, будет хорошим подспорьем и для педагогов, и для учащихся. Он будет способствовать развитию у школьников познавательных интересов, любознательности, собирательной активности, увлечению историей своего края, села.
Было проведено анкетирование среди учащихся школы с целью выяснения уровня знаний местной топонимики. Оно дало не очень утешительные результаты и помогло высветить такую проблему, как:
-большинство сегодняшних школьников не знают местных географических названий, микротопонимов.
Результатом проекта стал словарь топонимов и микротопонимов нашего края. Этот проект занял первое место на районной конференции проектных и научно-исследовательских работ учащихся, а также был отобран для участия в финале областного конкурса «Мое Отечество. Нижний Новгород».
Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. И даже если в семье что–то не так, учитель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой. Духовно-нравственное воспитание семьи предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей.
В этом направлении используем такие формы работы:
1) просвещение родителей по общим вопросам воспитания и по вопросам духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к православной культуре;
2) организация совместной деятельности школы и семьи.
Активно использую и такую форму работы, как посещение музея. Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.
Неоднократно вместе с ребятами посещали Вознесенский краеведческий музей, знакомились со старинными вещами, погружались в историю нашего края. Очень интересными и познавательными стали тематические экскурсии, организованные работниками музея : «Традиции русского чаепития», «Мастер-класс по росписи матрешки».
Знакомились с экспонатами краеведческого уголка в сельской библиотеке.
Еще одно важное направление – организация летнего отдыха.
В этом году в школе мы решили открыть профильную смену лагеря труда и отдыха православно-краеведческой направленности.
Организация православно-краеведческой смены летнего лагеря логично дополняет учебно - воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения, а также систему дополнительного образования в данном направлении.
Рассматривая различные формы организации смены, мы остановились на исследовании - путешествии. Работа лагеря была организована по трем экскурсионно-исследовательским маршрутам:
1. Маршрут «Святые родники».
2. Маршрут « Храмы родного края».
3. Маршрут «Животворящие святыни».
Первые четыре дня лагеря были посвящены разработке туристического маршрута «Святые родники». Мы посетили родники нашего района (Благодатный, Мызинский, родники около сел Букалеи, Борки), а также родники Дивеева и родник около с. Суворово, познакомились с историей этих родников, провели исследование воды. Итогом этой работы стал исследовательский проект «Туристическая тропа». Автор – Якунькова Татьяна.
Второй маршрут – «Храмы нашего края».
Мы побывали в храмах с. Бахтызино, Аламасово, Суморьево. Узнали об их истории, а также об истории других храмов нашего района.
Встретились с благочинным по Вознесенскому округу о. Вадимом, который рассказал нам много интересного об истории храмов, о православных святынях.
Совершили экскурсию в Дивеево, в Суворово.
По итогам экскурсий и исследований был разработан проект «История храмов Вознесенского района».
Автор проекта – Якунькова Марина.

Третий маршрут «Животворящие святыни». В храме р.п. Вознесенское приложились
к мощам святителя Николая.Побывали на могилке Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Совершили экскурсию в Дивеево.
Библиотекарь Рыжова М. Я. показала нам фильм о Животворящем Кресте Господнем, о чудесах, им совершенных.
Детям очень запомнились и понравились эти двенадцать ярких летних дня, наполненных путешествиями, исследованиями, маленькими и большими открытиями. Большинство из них хотели бы еще раз принять участие в православно-краеведческой смене.
Основная цель моей работы - воспитание нравственных ценностей у детей и, как мне кажется, я её добилась, пусть не в той мере, в какой хотелось бы, но добилась, а результаты налицо: дети добрые, воспитанные, умеют заботиться о младших, уважают старших, способные , любознательные, неравнодушные.
И еще о наболевшем - очень хочется вернуть учителя на пьедестал славы, восстановить уважительное отношение. Всеми фибрами своей души я надеюсь, что авторитет учителя будет занимать достойное место. Ведь от нас во многом зависит, какой будет наша Россия в будущем.
В заключение хочется рассказать красивую сказку:
Это было очень давно. В одном селе на Украине девушки и женщины решили показать свое мастерство. Договорились, что в воскресенье все придут на сельскую площадь, и каждая принесет самое лучшее, что она сделала своими руками: вышитый рушник, кружева, полотно, скатерть, одежду. В назначенный день все девушки и женщины пришли на площадь. Принесли множество изумительных вещей. У стариков и старух, которым общество поручило назвать самых искусных мастериц, глаза разбежались: так много было талантливых женщин и девушек. Жены и дочери богачей принесли вышитые золотом и серебром шелковые покрывала, тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы.
Но победительницей стала жена бедняка Марина. Она не принесла ни вышитого рушника, ни кружев, хотя все это прекрасно умела делать. Она привела пятилетнего сына Петруся, а Петрусь принес жаворонка, которого он сам вырезал из дерева. Приложил Петрусь жаворонка к губам – запела, защебетала птичка, как живая. Все стояли на площади, не шелохнувшись, всех очаровала песня, и вдруг в голубом небе запел настоящий, живой жаворонок, привлеченный пением с земли.
“Тот, кто творит умного и доброго человека, – самый искусный мастер”, – таково было решение стариков.

И хочу закончить статью моим педагогическим кредо:
Душа ребёнка – пламенный сосуд,
Прозрачны стены, совершенны формы
Но от того, чем мы его наполним
Зависит будущего человека суть.

Рекомендуем посмотреть:

Как выполнить работу над ошибками по русскому языку Предупреждение орфографических ошибок в процессе комментированного письма Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы Сочинение как способ развития речи на уроках русского языка и специфика сочинений

Похожие статьи:

Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми

Духовно-нравственное воспитание учащихся

Шаблон для выполнения части С2 ГИА
Опубликовано: 3157 дней назад (31 марта 2016)
Просмотров: 3138
0
Голосов: 0
Елена Борисовна Жданова # 1 апреля 2016 в 10:29 0
Очень хороший опыт по нравственному воспитанию на основе краеведения и литературы. Важно прививать у детей уважение к нашим традициям, обычаям, культуре. Грамотное духовное воспитание позволит вырастить достойное молодое поколение. Удачи вам в работе.
Елена Ивановна # 1 апреля 2016 в 15:53 0
Елена Борисовна, огромное спасибо за позитивный отзыв.
наталья шрайнер # 1 апреля 2016 в 14:52 0
Нравственное занятие ... побольше таких бы