Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

История появления старообрядцев

История появления старообрядцев в окрестностях села Кулига
Старообрядчество возникло в XVII столетии и не случайно в окрестности современного села Кулиги начали переселяться первые староверы. Классовые противоречия этого периода явились наиболее глубокой причиной раскола русской православной церкви и возникновения старообрядчества.

Централизованное государство нуждалось в централизованной церкви, которая составила бы часть государственного аппарата и безоговорочно поддерживала царскую власть. Но для осуществления централизации необходимо было провести реформирование церкви, все вопросы по её преобразованию были поручены патриарху Никону. Осуществление церковной реформы в условиях сложной политической обстановки и столкновений интересов различных слоёв населения повлекло за собой раскол русской православной церкви. Раскол означал распад её на официальное - реформированное православие и на старообрядчество – православие, которое не приняло новых реформ церкви, а осталось верным прежним обрядам [16, c.273].

Старообрядцы на территории Верхокамья появились не позднее XVII века: впервые казённый починок Кулигинское Юсовской волости упоминается в «Ведомостях о селениях Вятской губернии» за 1802 год [1, c.1]. Со слов Гавшиной Екатерины Артемьевны: «старожилы помнят, что их предки называли своей родиной такие города, как Новгород, Архангельск, Москву, поэтому можно сделать вывод о том, что бывшие жители именно этих городов заселили окрестности Кулиги. Некоторые из переселенцев утверждали, что они «казацкого роду» и поэтому носят фамилию Казаковы. В данной местности сложились характерные фамилии: деревня Карпушата – Ичетовкины, деревня Доронята – Сабуровы, деревня Миронята – Гавшины. Новые жители селились в основном семьями или группами родственников, образуя скиты». Скит – древнее поселение монашеского типа, устраивавшийся в глухих местностях. Но переселялись не только из городов, но и других населённых пунктов, а связано это было с тем, что всех не принявших новую веру подвергали гонениям: сжигали на кострах, облагали большими штрафами, сажали в тюрьмы и не только. Среди противников никоновских церковных реформ постепенно сложилась практика добровольной голодной смерти, которая позже переросла в самосожжения в целях протеста против реформы [12, 54]

Около 1726 года все скиты в Вятской земле были разорены «Пальчиковым Василием Васильевичем казанским по ордеру от Осинского воеводы Романа Пеликова»[1, c.1]. Оставшиеся в живых старообрядцы селились в самых глухих лесах и труднодоступных местах, так они оказались и у истока
реки Кама.

Как и старообрядцы Русского Севера, кержаки села Кулиги и деревни Степаненки тайно переписывали книги, отливали кресты и иконы вплоть до 30-х гг. XX века (Приложение 2).Тайно они это делали, потому что могли очень серьезно поплатиться за это, вплоть до смерти.

Но само собой разумеющееся, что данная версия не единственная, так как история давно минувших дней покрыта мраком. «По другой версии, на удмуртскую землю пришли старообрядцы, проживавшие ранее на реке Керженец Нижегородской губернии, откуда они тоже были изгнаны, и часть беженцев пришла на Каму. В основном это были люди среднего достатка: крестьяне, ремесленники, казаки, купцы» - записано со слов научного сотрудника музея «Истоки» Трефиловой Ольги Ивановны.

Известно, что особенности материальной и духовной культуры старообрядцев определяются их религиозными убеждениями. Сколько сегодня потомков старообрядцев живет в округе подсчитать трудно, хотя многие из местных жителей по-прежнему называют себя кержаками, но религии предков не знают и обрядов не соблюдают.

Старообрядцы жили очень замкнуто, общение с местным населением, а особенно с официальными властями избегали. Для спасения от эпидемий и заразных болезней ими был выработаны гигиенические запреты, которые позволяли сохраняться от инфекционных болезней. Они пили и ели только из своей посуды, не допуская к ней других. Вся посуда строго разделялась на «чистую» или «посудную» и «поганую». К поганой относится вся посуда, которая использовалась для корма в ней скота, мытья пола, стирки белья, мытья в бане. «Чистая» посуда – это посуда, из которой ели, в которой готовили пищу, хранили продукты питания. Держали отдельную посуду для чужих, которую называли «татарской» или «мирской». Всю чистую посуду закрывали крышками или переворачивали вверх дном, в крайнем случае, разрешалось прикрыть условно положенными на крест палочками. Бытовало среди старообрядцев особое предание «О непокрытых сосудах», в котором говорится, что если христианин напьется из открытой посуды «впадет в болезни, скорбь и кашление», поэтому сосуды следует прикрывать с молитвою и без злобы. Говорили: «В открытой посуде бесы ноги моют»

В старообрядческой среде сохранялся запрет на табак, на крепкие спиртные напитки, кофе, на употребление картофеля и чая. Однако к концу XIX в. картофель становится повсеместно распространенным продуктом питания. Все это способствовало тому, что им удалось сохранить древнюю допетровскую русскую культуру.

По архивным сведениям, находящимся в кулигинском музее старообрядческой культуры «Истоки» починок Кулигинский был образован в 1836 году. Он состоял из четырех дворов, в которых жили всего пятьдесят человек (Приложение 3). Через год здесь появилась официальная церковь, главной причиной ее строительства стало желание государства вернуть раскольников под крышу уже реформированной церкви (Приложение 4). С момента постройки церкви починок приобрел статус села. В настоящее время, церкви в селе нет, а ближайшая находится в поселке Кез, сорока километрах от Кулиги.

Жители села Кулига относятся к течению беспоповцев – старообрядцев, не приемлющих священства. Каждый раз они проводят молебны в разных домах, при этом хозяин приглашает земляков пройти в избу поясным поклоном. Прийти к дому на моленье нужно обязательно пешком. Службы совершаются при свечах, так как электричество, по мнению староверов – плод дьявольской выдумки. Назначенное общиной духовное лицо читает на
общих сборах древние дониконианские книги. У кулигинских староверов – старинные иконы, особые нательные крестики – отдельные для мужчин, женщин и детей (Приложение 5). Старообрядцы села по-прежнему уверены, что все современное – греховно. Есть люди, которые никогда не смотрели телевизор, не выпили ни одной рюмки водки и не съели ни одной картошки – все это появилось вместе с «новой верой». А вот брагу, сделанную без дрожжей и сахара, – употребляют [2, c.1].

Кулигинские староверы делятся на «мирских» и «соборных». В собор – объединение молящихся, не так-то просто вступить, тут уже не то, что пить или курить, о мирской пище необходимо забыть. И молятся здесь в старинной одежде, так что сшитые своей рукой, а не на швейной машинке дубасы - сарафаны не только экспонат музейной витрины. Долгое время старообрядцам нельзя было пользоваться деньгами, употреблять в пищу картошку, вообще использовать покупные продукты и одежду, всё это получило название «мирское» Некоторые ограничения со временем были отменены соборами, так в 1912 г. разрешено было есть картофель, а в 1972 г. – макароны. Староверы до сих пор соблюдают время приема пищи, очередности - первым есть начинает старший, а также строгое правило не смешения в еде с представителями другой веры. Совместной трапезе предшествует молитва и ею же она заканчивается.

В селе Кулиге открыт музей старообрядческой культуры «Истоки». В музее находится уникальное собрание предметов средневекового русского быта, важное место среди экспонатов занимает старообрядческий костюм и ткацкий станок, ведь не надо забывать тот факт, что вся одежда староверов была домотканой, вытканной собственными руками в домашних условиях (Приложение 6). Любой подарок должен был сделан своими руками – обычай старообрядцев, им мог быть сотканный поясок, связанные носки, сметана из своего молока и много другое. Вот и нам в ходе расспросов о старообрядческом костюме Афимья Емельновна подарила пояс, сплетенный собственными руками.

Похожие записи:

Психопрофилактика Исследовательский проект для 2 класса Сказка для детей 3 класса Краткосрочный проект в детском саду. Старшая группа

Похожие статьи:

О празднике День космонавтики для детей

Интересные факты и занимательные истории для школьников 7-8 класса

Разработка урока по обществознанию, 6 класс. Межличностные отношения | Сценарий последнего звонка в 11 классе
Опубликовано: 1845 дней назад (4 ноября 2019)
Просмотров: 1146
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!