Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработка урока по обществознанию, 6 класс. Межличностные отношения

Конспект урока обществознания в 6 классе «Межличностные отношения»
Цель урока: способствовать формированию представления об условиях складывания межличностных отношений, определении видов межличностных отношений
Задачи урока:
- раскрыть понятие и особенностей межличностных отношений;
- способствовать формированию представления о чувствах как основе межличностных отношений;
- способствовать формированию представления о видах межличностных отношений;
- способствовать формировании оценки черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
- способствовать выполнению обучающимися в повседневной жизни этических норм;
- формировать умения определять собственное отношение к явлениям современной жизни и формулировать свою точку зрения.
Тип урока: урок усвоения нового знания
План урока:
1. Какие отношения называют межличностными.
2. Чувства – основа межличностных отношений.
3. Виды межличностных отношений.
Основные понятия: межличностные отношения, знакомство, приятельство, товарищество, дружба, симпатия, антипатия, стереотип,
Словарь урока:
1) Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
2) Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность.
3) Стереотип – устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо.
4)Антипатия – чувство неприязни, нерасположения
Межпредметные связи: история, литература, русский язык.
Образовательные ресурсы:
- учебник «Обществознание», Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова . 6 класс
- презентация «Межличностные отношения»
-рабочие листы формата А4 для индивидульной и групповой работы, тетради, листы с таблицей самооценки (для использования на этапе рефлексии и оценивания) для каждого ученика.
-проектор, экран, авторская презентация «Межличностные отношения».
Методы и формы обучения:
Печатно-словесный, наглядный
Работа фронтальная, индивидуальная и в группах

I этап. Мотивационно-целевой этап
1. Организационный момент.
Учитель: здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, и надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. Все ли сегодня присутствуют на уроке? Ученики отвечают на поставленный вопрос, приветствуют учителя, присаживаются. Учитель отмечает отсутствующих в журнале, если таковые имеются.
2. Проверка домашнего задания
Учитель: прежде, чем мы перейдём к изучению новой темы давайте вспомним некоторые моменты из изученного ранее материала. Я предлагаю вам разгадать кроссворд в вашем рабочем листе и узнать ключевое слово (слайд 1) Кроссворд по главе 1 «Человек в социальном измерении»
Вопросы к кроссворду: «Человек в социальном измерении»:
1. Любая активность, труд человека
2. Человек как один из многих
3. Один из видов деятельности человека
4. Оценивание человеком самого себя
5. Все человечество в прошлом, настоящем и будущем
6. Мышление состоит из понятия, умозаключения и …?
7. Нужда человека в чем-либо

УЧИТЕЛЬ: Давайте поменяемся заполненными кроссвордами и проведем взаимопроверку, поставьте оценку друг другу по 5 балльной системе. (слайд 2).
Поднимите руку у кого оценка «5», «4», «3», ниже тройки? Хорошо, обратите внимание кому еще нужно подтянуть пройденный материал.
Далее на всех этапах урока мы будем оценивать себя сами и ставить баллы за выполнение заданий, а в конце урока сами поставим себе оценку, исходя из заработанных баллов.

3. Актуализация знаний.
УЧИТЕЛЬ: 1. Какое слово в кроссворде ключевое? Ответы обучающихся: Личность
УЧИТЕЛЬ: 2. Дайте определение понятию ЛИЧНОСТЬ. Ответы обучающихся: Личность – совокупность качеств, которые человек приобретает, живя в обществе.
УЧИТЕЛЬ: 3. Скажите можно ли назвать личностью животное? Ответы обучающихся: Нет, потому что животное не обладает сознанием, не может заниматься деятельностью…
УЧИТЕЛЬ: 1. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: что их объединяет? Что делают люди на картинах? (Рассматривают иллюстрации. Формулируют ответы на вопросы) (слайд 3)

Ответы учеников: 1. На всех иллюстрациях мы видим людей, которые общаются друг с другом. Человеку требуется общение. Вступая в отношения друг с другом, люди удовлетворяют свои потребности в общении.
УЧИТЕЛЬ: 2) Потребности в общении относятся к… (биологическим, социальным, духовным)? Ответы учеников: социальным
УЧИТЕЛЬ: 3) Как вы думаете, почему человек стремится к общению? Ответы учеников: Человек стремится к общению, так как хочет, чтобы его выслушали, помогли в чём-то или, просто хочет поделиться радостью…
УЧИТЕЛЬ: итак, мы сказали, что каждый человек – личность и стремится к общению. Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? Ответы учеников: об общении
УЧИТЕЛЬ: посмотрите на цепочку «Личность – личность – личность».
Как назвать такой вид общения? Кто с кем общается, между кем проходит общение? (Слайд 4)
Значит, как называются отношения между личностями = Межличностные отношения.
Записываем тему урока: «Межличностные отношения» (слайд 5)

УЧИТЕЛЬ: формулируем цель урока.
Что же сегодня мы должны с вами узнать? О чем мы будем говорить? Ответы учеников: узнать, что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений.
УЧИТЕЛЬ: правильно! А зачем нам это знать? Ответы учеников: чтобы уметь правильно общаться.

II.Ориентировочный этап
УЧИТЕЛЬ: обратимся к учебнику - рубрике «Вспомним» и «Обсудим вместе», ответим на вопросы и исходя из них составим план нашего урока
– Можно ли назвать личностью животное?
– Что такое чувства?
– Какие чувства ты знаешь?
– Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?
- Всегда ли мы справедливы в наших суждениях?
Что нам необходимо сделать, чтобы узнать, что влияет на установление межличностных отношений как складываются межличностные отношения?
1. Какие отношения называют межличностными.
2. Чувства – основа межличностных отношений. Особенности
3. Виды межличностных отношений.

III. Поисково-исследовательский этап
1. Изучение первого пункта плана - Какие отношения называют межличностными.
УЧИТЕЛЬ: Как вы понимаете выражение «межличностные отношения»? Давайте обратимся к словарю Ожегова:
Межличностные отношения – это особенная связь человека с окружающими людьми.
Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения. (запишем) (слайд 6)

УЧИТЕЛЬ Человек живёт в обществе. Он постоянно взаимодействует с другими людьми, оказывается в различных коллективах. Первоначально это семья, друзья, близкие нам люди. Затем класс. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем какие-то общие дела.
В любой ситуации мы независимо от нашего желания общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями. С одними нам хочется общаться, дружить, с другими – нет. Как вы думаете почему? Ответы учеников: нам хочется общаться с теми, кто совершают поступки, которые мы готовы разделить, которые нас привлекают, вызывают симпатию, обладают положительными качествами. Не хочется общаться с теми, кто нас обижает или обижает кого-то на наших глазах, совершает нехороший, с нашей точки зрения, поступок. Такие люди вызывают у нас антипатию.
УЧИТЕЛЬ: всегда ли мы справедливы в наших суждениях? Ответы учеников: Нет, так как мы можем не знать человека, не знать, почему он так поступает…
УЧИТЕЛЬ: поэтому нам нужно учиться понимать окружающих нас людей, понимать, почему человек поступает именно так, а не иначе, учиться строить свои отношения так, чтобы они были добрыми, позитивными.
1. А у вас получается общаться с другими так, чтобы никого не обидеть, не унизить? Ответы
2. Все ли ребята хотят с вами общаться и даже дружить? Задумывались ли вы об этом? Ответы
3. Что же делать, если не получается установить контакты с одноклассниками? Ответы учеников: стараться найти контакт
4. Почему на нас кто-то обижается и даже сердится? Ответы учеников: потому что не всегда мы себя ведем правильно
УЧИТЕЛЬ: Попытайтесь сформулировать проблемный вопрос, на который мы постараемся получить ответ в конце урока.
Ученики формулируют проблемный вопрос. Как выстраивать отношения с людьми, которые нас окружают? (слайд 7)

УЧИТЕЛЬ: главное в отношениях с другими людьми то, что они носят обоюдный характер. Обычно это подчёркивается словом «взаимо»: ВЗАИМОдействие, ВЗАИМОпонимание, ВЗАИМОвосприятие. (слайд 8)

Поясните на представленных примерах, что это означает…Обучающиеся демонстрируют понимание, опираясь на примеры спортсменов, действующих в команде.
Какой вывод можно сделать на основе этих примеров? Ученики формулируют вывод: понять другого, научиться сотрудничать – важное условие межличностных отношений.
Давайте вместе построим схему: «Особенности межличностных отношений» (слайд 9)

1. общение (во- первых что происходит между людьми, когда они вступают в отношения друг с другом? Один из видов деятельности человека)
2. взаимность (во-вторых, будет ли межличностное отношение если один разговаривает, а другой не хочет с ним общаться, каким оно должно быть?)
3 чувства (в-третьих, симпатия, антипатия, любовь дружба это что такое?)
Учитель: давайте сделаем гимнастику для глаз, в рабочем листе у вас есть рисунок, каждое упражнение повторяем 5 раз. Молодцы, продолжаем работу
Изучение второго пункта плана - Чувства – основа межличностных отношений их особенности УЧИТЕЛЬ: сейчас Вам предстоит самостоятельно поработать, выполнить задание 1 и 2 из вашего рабочего листа.
Давайте проверим вашу работу
Задание 1.
СИМПАТИЯ – внутреннее расположение, симпатия.
Есть чувства, которые, наоборот разъединяют людей, мешают их сотрудничеству, их называют отрицательными. АНТИПАТИЯ – отношение, прямо противоположное симпатии.
Чувства Примеры
симпатия добрая и отзывчивая девочка, рыцарь
антипатия грубый, невоспитанный одноклассник, грязнуля
стереотип девочки-плаксы, все блондинки дуры
СТЕРЕОТИП – обобщенное и упрощенное понятие об особенностях людей принадлежащих к той или иной группе

Задание 2. Вам нужно было распределить чувства на две группы. Какие относятся к отрицательным? Положительным?
Чувства
Положительные Отрицательные
Удовольствие Благодарность Зависть
Радость Любовь Горе
Блаженство Гордость Обида
Восторг Доверие Гнев
Восхищение Уважение Тоска
Нежность

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, не забываем проставить себе баллы в листе самооценки
УЧИТЕЛЬ: Проявление человеческих чувств можно увидеть на картинах художников. Предлагаю вам посмотреть репродукции и определить, какие чувства на них изображены (картины)

Попытаемся опровергнуть стереотип: ребята 6 класса не любят делать зарядку.
Физкультминутка (музыка)

Изучение третьего пункта плана - Виды межличностных отношений.
УЧИТЕЛЬ: Межличностные отношения бывают разных видов, а какими, давайте узнаем:
1)здравствуйте, я ваш новый учитель обществознания Надежда Петровна – Что я сейчас сделала? Познакомилась –У вас есть знакомые? Их много? Это самый распространённый вид общения,1 вид – знакомство.
2) 2 вид запишите приятельство – с этим человеком я хочу общаться он мне симпатичен
3) я учусь в шестом классе и у меня есть товарищи, у нас общая цель – хорошо учиться – 3 вид товарищество
4) он у меня только один, но он всегда придет ко мне на помощь и ничего за это не попросит –кто это? Друг запишем четвертый вид – дружба

IV. Практический этап
УЧИТЕЛЬ: Следующее задание № 3 в рабочих листах – выполняем парами
Задание 3 К какому виду межличностных отношений относится каждый пример? Ставим напротив каждого примера букву
1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече. А. товарищество
2. Галина и Полина, встречаясь. Обмениваются новостями. Б. приятельство
3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу. В. Дружба
4. Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь. Г. знакомство
ОТВЕТ: 1г, 2б, 3б, 4в

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, не забываем проставить себе баллы в листе самооценки
А сейчас посмотрите на виды межличностных отношений какой из них самый ценный? Ответы учеников: дружба
УЧИТЕЛЬ: Почему? Ответы учеников: Потому что настоящих друзей мало, он всегда придет на помощь и ничего не потребует взамен
УЧИТЕЛЬ: Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Ответы учеников: Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
УЧИТЕЛЬ: Назовите литературных героев или героев мультфильмов, кого можно назвать друзьями? Ответы учеников: Кай и Герда, Буратино и Мальвина, дядя Федор и кот Матроскин. Чебурашка и Крокодил Гена.
УЧИТЕЛЬ: Есть ли у вас друг? За что вы его цените? Ответы учеников

V. Рефлексивно-оценочный этап
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на вопрос, который мы поставили в начале нашего урока. (слайд 10)
Как выстраивать отношения с людьми, которые нас окружают?

Получили ли мы на него ответ? Чему научил нас этот урок? Что мы должны проявлять к людям, с которыми общаемся? Ответы учеников тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо доверие к тому, с кем общаешься; вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться; уважение к тому, с кем общаешься; признание того, что он равен тебе, и с ним надо общаться бережно и вежливо.
УЧИТЕЛЬ: Давайте подведем итог урока: выполнили ли мы цель урока? Что изучили? Просто ли строить межличностные отношения? Следует ли этому учиться? В завершение нашего урока предлагаю вам послушать в исполнении Булата Окуджавы песню «Давайте говорить друг другу комплименты». (музыка)
УЧИТЕЛЬ: Вопрос классу: О чём поёт Б. Окуджава?
УЧИТЕЛЬ: Вы сегодня прекрасно потрудились. Ребята, спасибо за вашу работу на уроке.
А теперь заполните лист самооценки, выполните рефлексию.
Скачать Конспект урока обществознания в 6 классе «Межличностные отношения»

Презентация на тему: Межличностные отношения

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обществознанию "Идеал и ценности" 6 класс Конспект урока по обществознанию "Домашнее хозяйство", 6 класс Конспект урока по обществознанию "Что такое предпринимательство и бизнес" (6 класс) Конспект урока путешествия по обществознанию, 6 класс

Похожие статьи:

Конспект дистанционного урока обществознания, 6 класс. Что такое экономика и бизнес

Мастер-класс для педагогов школы. Тема: Исследовательская деятельность | История появления старообрядцев
Опубликовано: 1650 дней назад (12 октября 2019)
Просмотров: 15058
0
Голосов: 0
Наталья Петровна Успенская # 25 июля 2020 в 06:42 0
Отличный материал!!! Урок соответствует всем требованиям ФГОС. Определены все этапы современного урока. Наличие обратной связи между учеником и учителем. Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствие количества наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия. Отведено время для гимнастики глаз. Особо хочется отметить лист самооценки и этап Рефлексии. Обязательно беру в качестве шаблона для разработки открытого урока.