Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока путешествия по обществознанию, 6 класс

"Путешествуя по сферам общественной жизни..." (методическая разработка урока обществознания в 6 классе)
Тема урока: «Путешествуя по сферам жизни общества…»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Вид урока: урок-игра

Цель урока: проверить степень усвоения учащимися учебного материала по четырем сферам общественной жизни, обобщить и структурировать изученный ими ранее материал.

Планируемые результаты:
На уроке учащиеся смогут:

А) в области знаний:
1. называть 4 сферы общественной жизни и раскрывать смысл каждой из них;
2. характеризовать Российскую Федерацию как демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское государство;
3. оперировать понятиями, относящимися к экономической и социальной жизни общества
4. раскрыть значимость духовной сферы общественной жизни;
2. структурировать имеющиеся знания об организации общественной жизни.

Б) в области умений и навыков проявить:
1. умение работать в малых группах;
2. умение соотносить изображения с той или иной сферой общественной жизни, к которым они относятся;
3. умение исследовать, систематизировать имеющийся материал и выделять главное;
4. умение высказывать собственное мнение;
5. умение переводить словесную информацию в символический вид.

В) в области качеств, отношений, ценностей учащиеся смогут проявить:
1. интерес к организации общественной жизни в России;
2. уважительное отношение к работе членов своей команды и других команд;
3. ответственное отношение к даваемым учителем заданиям;
4. интерес к поиску ответов на задания и решений предлагаемых ситуаций;
5. чувство восхищения и гордости от проделанной ими работы

Оформление: ватманы, цветные карандаши, ручки, клей, правила, конституции, раздаточный материал (картинки для распределения их по сферам общественной жизни и оформления рабочего листа), презентация, кроссворды на каждую команду, карточки с терминами, цветные листы для выполнения заданий, магниты для закрепления ватманов на доске в конце урока.

План урока:
1. Организационный момент (3 мин)
2. Мотивация к работе в малых группах (2 мин)
3. Групповая работа
3.1. 1 станция – «Творческая» (8 мин)
3.2. 2 станция – «Политическая» (5 мин)
3.3. 3 станция – «Экономическая» (6 мин)
3.4. 4 станция – «Социальная» (5 мин)
3.5. 5 станция – «Духовная» (5 мин)
3.6. 6 станция – «Итоговая» (5 мин)
4. Подведение итогов, рефлексия (1мин)
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие.
К началу урока парты уже сдвинуты и образованы рабочие места на 5 малых групп, в каждой по 6-7 человек. Разделение ребят на малые группы. Учащиеся садятся по своему выбору.

2. Мотивация к работе в малых группах
Сегодня нас ждет необычное и очень увлекательное путешествие, мы погрузимся в жизнь общества, неотъемлемой частью которого является каждый из нас. А пролагать тропы мы будем не каждый в одиночку, а небольшими группами и та группа, которая быстрее и более правильным путем пройдет всю дистанцию, намеченную на сегодня, будет признана победителем.

Ваши работы будет оценивать жюри. У вас на столах лежит Кодекс команды, за нарушение которого будут снижаться заработанные баллы.
Учитель читает правила:

Кодекс команды
1. Каждый стремится создать дружескую атмосферу.
2. Никто ничего не выкрикивает просто так, если возникает вопрос, то нужно поднять руку!
3. Когда выступает другая команда, необходимо внимательно слушать, о чем она говорит, ни в коем случае не перебивать.

P.s. За несоблюдение командой этих несложных правил, будут сниматься заработанные баллы.

3.Групповая работа
3.1. 1 станция – «Творческая»
Давайте вспомним, какие же 4 сферы общественной жизни вы знаете? (политическая, социальная, духовная, экономическая). А какие символы государственной власти вы знаете? (флаг, герб, гимн). А теперь первое вам задание – творческое. Вам необходимо придумать название команды, затем разделить ваш рабочий лист на 4 названные сферы общества, подписать их и приклеить к каждой из них подходящие картинки. Картинки в конвертах. Обратите внимание на то, что не стоит заполнять картинками все пространство ватмана, лучше их приклеивать по краям, но в тему.

Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам: подсказывает, рекомендует, одобряет, советует.

3.2. 2 станция – «Политическая»
Ребята, подскажите, как называется Основной закон государства? Именно Конституция закрепляет основы жизни общества и устройства государства. Какую бы сферу общественной жизни мы бы не взяли, в Конституции содержатся нормы, ее регулирующие. Ни один закон не может противоречить Конституции. Долгое время в России не было Конституции, первая была принята только в 1918 году. Как вы думаете, почему до этого Конституции не было? А когда была принята ныне действующая Конституция? 12 декабря 1993 г. Сейчас каждая команда получит текст Конституции. Вы будете работать с главой 1 «Основы конституционного строя». Вам будет необходимо просмотреть статьи этой главы (16) и выписать те прилагательные, которые характеризуют наше государство Россию (Российскую Федерацию).
На данную работу отводится 5 минут.

Подсказка – некоторые из данных прилагательных мы называли на позапрошлом уроке обществознания

(демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское)

Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам.

3.3. 3 станция – «Экономическая»
Ребята, а теперь вам предстоит решить кроссворд. В течение 6 минут вы должны отгадать, как можно больше слов. Естественно, вы можете пользоваться вашими учебниками и тетрадями.

Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам.

3.4. Станция 4 – «Социальная»
Вам предстоит проявить свои креативные способности. Мы переходим к станции «социальная». Напоминаю вам социальная сфера охватывает, как взаимодействия больших и малых социальных групп, так и те учреждения, которые нужны для нормальной жизни людей: магазины, автобусы, школы и т. д. Мы с вами принадлежим к большой или малой социальной группе? ( к малой, т. к. мы объединены общей целью, правилами поведения, постоянным личным взаимодействием, чего не происходит, если мы говорим о больших социальных группах – дети в целом, нации, горожане и т. д.) Вы сейчас получите по три понятия из данной сферы. Вам необходимо будет за 5 минут зашифровать их с помощью ребуса, загадки или того, чего вы придумаете сами.

Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам.

3.5. Станция 5 – «Духовная»
Осталась последняя сфера общественной жизни, которую мы еще не вспомнили должным образом – духовная. И сегодня мы сделаем акцент на том, что нам ближе всего именно в данную минуту – на образовании. Каждая из команд – это комитеты в Государственной Думе по образованию. Ваша цель разработать проект реформы школьного образования. Что нужно улучшить, изменить, а что оставить так, как оно есть сейчас. Времени у вас совсем немного – 5 минут.

Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам.

3.6. Станция 6 – «Итоговая»
Вот мы и добрались к последней станции нашего сегодняшнего путешествия, и теперь я предлагаю каждой команде презентовать себя в целом.

Каждая команда выходит к доске, ребята вместе с учителем закрепляют ватманы на доске, каждая команда говорит свое название, а учитель вместе с жюри, подсчитывает количество правильно выполненных заданий.

4. Подведение итогов, рефлексия.
В зависимости от успешности выполнения заданий учитель оценивает работы групп. Учащиеся делятся впечатлениями.

5. Домашнее задание
Составить развернутую схему "Сферы общественной жизни".
Возможен следующий вариант – если в ходе урока обнаруживается, что учащиеся не успевают выполнить задание по духовной сфере, то можно предложить им выполнить данное задание дома.

Литература:
Конституция РФ
Кравченко А. И., Певцова Е .А. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, 2013
Хромова И. С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А. И. Кравченко, Е. А.Певцовой «Обществознание», 6 класс, «РУССКОЕ СЛОВО»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обществознанию "Идеал и ценности" 6 класс Конспект урока по обществознанию "Домашнее хозяйство", 6 класс Конспект урока по обществознанию "Что такое предпринимательство и бизнес" (6 класс) КИМ «Самостоятельная работа по обществознанию за 3 четверть» 6 класс

Похожие статьи:

Конспект дистанционного урока обществознания, 6 класс. Что такое экономика и бизнес

Викторина с ответами для 5 класса. Своя игра. Древняя Греция | Педагогический дебют как средство совершенствования профессиональных компетенций учителя
Опубликовано: 3266 дней назад (13 января 2016)
Просмотров: 11201
+1
Голосов: 1
Елена Борисовна Жданова # 21 января 2016 в 16:39 0
Жданова Елена Борисовна
Люблю интерактивные формы работы на уроках.Занятия получаются динамичные, насыщенные, интересные,ребята открываются с другой стороны, неожиданно проявляются лидерские качества. Урок максимально наполнен работой по теме, четко структурирован. Спасибо за разработку!
Валерий Александрович Васильев # 1 марта 2016 в 20:54 0
Здравствуйте, Екатерина Андреевна. Внимательно прочитал ваш материал. Пришлось даже окунуться в ваш учебник (сам преподаю по Никитину). Урок интересен, но мне кажется сложноват для шестиклассников, или я ошибаюсь?А кого вы пригласили в жюри? Как оценивали , вернее награждали победителей? 45 минут наверное маловато?.Вопросы появились, но это и хорошо,так как уже продумываю как использовать вашу наработку для своих детей.
Галина Валентиновна Неплюева # 22 марта 2016 в 08:52 0
Здравствуйте,Екатерина Андреевна,прекрасно подобран материал для обобщения. Игровая форма ,я считаю,для этого возраста даже более продуктивна,чем обычные формы контроля.Но у меня возникает вопрос-а как вы оцениваете индивидуальное участие? На всех станциях команды защищали свои ответы устно или вы проверяли их письменные ответы? Все вопросы успели отработать за урок? Спасибо за разработку. Обязательно тоже проведу в конце учебного года подобную игру,использую в своем уроке ваши элементы. Еще раз благодарю за ваш творческий подход,коллега!
Бибигуль Галимжановна Алексеева # 10 августа 2018 в 14:30 0
Здравствуйте, Галина Валентиновна. Я по поводу вашего вопроса об оценке за индивидуальное участие.( хоть задан он не мне. )Просто этот вопрос, я считаю, одним из главных на уроках обществознания. И хотелось бы его затронуть, т.к мы с этой проблемой сталкиваемся постоянно. Я, так же как и многие учителя, использую групповые формы на уроках обществознания. Проблему же индивидуального оценивания я применяю следующую. Раздаю командам листы оценивания, где в табличке есть колонки с фамилиями и именами, с заданиями,с этапами и т.д И, конечно же, баллы, которые каждый заработал в команде, отвечая на вопросы, выполняя задание. Баллы же проставляет ответственный за эту работу. Но это все, конечно, в идеале и в теории, осуществить же в жизни и на практике - сложно, но, если систематически ее использовать, то, думаю, можно добиться результата.
Закерничная Ирина # 9 июня 2016 в 11:42 0
Здравствуйте, Екатерина Андреевна. Ваш урок логично построен,очень насыщен, задаёт хороший темп. Многое возьму для себя, спасибо.
Лада Геннадьевна Попова # 8 августа 2016 в 11:39 0
Урок в игровой форме - именно то, что нравится шестиклассникам. Очень хорошая разработка, обязательно возьму на вооружение. Разделение ребят в начале урока по своему выбору (тем более 6 класс) занимает изрядное количество времени, лучше будет разделить их заранее и предложить самостоятельно(заранее) выбрать лидеров групп.