"Путешествуя по сферам общественной жизни..." (методическая разработка урока обществознания в 6 классе)
Тема урока: «Путешествуя по сферам жизни общества…»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Вид урока: урок-игра
Цель урока: проверить степень усвоения учащимися учебного материала по четырем сферам общественной жизни, обобщить и структурировать изученный ими ранее материал.
Планируемые результаты:
На уроке учащиеся смогут:
А) в области знаний:
1. называть 4 сферы общественной жизни и раскрывать смысл каждой из них;
2. характеризовать Российскую Федерацию как демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское государство;
3. оперировать понятиями, относящимися к экономической и социальной жизни общества
4. раскрыть значимость духовной сферы общественной жизни;
2. структурировать имеющиеся знания об организации общественной жизни.
Б) в области умений и навыков проявить:
1. умение работать в малых группах;
2. умение соотносить изображения с той или иной сферой общественной жизни, к которым они относятся;
3. умение исследовать, систематизировать имеющийся материал и выделять главное;
4. умение высказывать собственное мнение;
5. умение переводить словесную информацию в символический вид.
В) в области качеств, отношений, ценностей учащиеся смогут проявить:
1. интерес к организации общественной жизни в России;
2. уважительное отношение к работе членов своей команды и других команд;
3. ответственное отношение к даваемым учителем заданиям;
4. интерес к поиску ответов на задания и решений предлагаемых ситуаций;
5. чувство восхищения и гордости от проделанной ими работы
Оформление: ватманы, цветные карандаши, ручки, клей, правила, конституции, раздаточный материал (картинки для распределения их по сферам общественной жизни и оформления рабочего листа), презентация, кроссворды на каждую команду, карточки с терминами, цветные листы для выполнения заданий, магниты для закрепления ватманов на доске в конце урока.
План урока:
1. Организационный момент (3 мин)
2. Мотивация к работе в малых группах (2 мин)
3. Групповая работа
3.1. 1 станция – «Творческая» (8 мин)
3.2. 2 станция – «Политическая» (5 мин)
3.3. 3 станция – «Экономическая» (6 мин)
3.4. 4 станция – «Социальная» (5 мин)
3.5. 5 станция – «Духовная» (5 мин)
3.6. 6 станция – «Итоговая» (5 мин)
4. Подведение итогов, рефлексия (1мин)
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие.
К началу урока парты уже сдвинуты и образованы рабочие места на 5 малых групп, в каждой по 6-7 человек. Разделение ребят на малые группы. Учащиеся садятся по своему выбору.
2. Мотивация к работе в малых группах
Сегодня нас ждет необычное и очень увлекательное путешествие, мы погрузимся в жизнь общества, неотъемлемой частью которого является каждый из нас. А пролагать тропы мы будем не каждый в одиночку, а небольшими группами и та группа, которая быстрее и более правильным путем пройдет всю дистанцию, намеченную на сегодня, будет признана победителем.
Ваши работы будет оценивать жюри. У вас на столах лежит Кодекс команды, за нарушение которого будут снижаться заработанные баллы.
Учитель читает правила:
Кодекс команды
1. Каждый стремится создать дружескую атмосферу.
2. Никто ничего не выкрикивает просто так, если возникает вопрос, то нужно поднять руку!
3. Когда выступает другая команда, необходимо внимательно слушать, о чем она говорит, ни в коем случае не перебивать.
P.s. За несоблюдение командой этих несложных правил, будут сниматься заработанные баллы.
3.Групповая работа
3.1. 1 станция – «Творческая»
Давайте вспомним, какие же 4 сферы общественной жизни вы знаете? (политическая, социальная, духовная, экономическая). А какие символы государственной власти вы знаете? (флаг, герб, гимн). А теперь первое вам задание – творческое. Вам необходимо придумать название команды, затем разделить ваш рабочий лист на 4 названные сферы общества, подписать их и приклеить к каждой из них подходящие картинки. Картинки в конвертах. Обратите внимание на то, что не стоит заполнять картинками все пространство ватмана, лучше их приклеивать по краям, но в тему.
Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам: подсказывает, рекомендует, одобряет, советует.
3.2. 2 станция – «Политическая»
Ребята, подскажите, как называется Основной закон государства? Именно Конституция закрепляет основы жизни общества и устройства государства. Какую бы сферу общественной жизни мы бы не взяли, в Конституции содержатся нормы, ее регулирующие. Ни один закон не может противоречить Конституции. Долгое время в России не было Конституции, первая была принята только в 1918 году. Как вы думаете, почему до этого Конституции не было? А когда была принята ныне действующая Конституция? 12 декабря 1993 г. Сейчас каждая команда получит текст Конституции. Вы будете работать с главой 1 «Основы конституционного строя». Вам будет необходимо просмотреть статьи этой главы (16) и выписать те прилагательные, которые характеризуют наше государство Россию (Российскую Федерацию).
На данную работу отводится 5 минут.
Подсказка – некоторые из данных прилагательных мы называли на позапрошлом уроке обществознания
(демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское)
Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам.
3.3. 3 станция – «Экономическая»
Ребята, а теперь вам предстоит решить кроссворд. В течение 6 минут вы должны отгадать, как можно больше слов. Естественно, вы можете пользоваться вашими учебниками и тетрадями.
Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам.
3.4. Станция 4 – «Социальная»
Вам предстоит проявить свои креативные способности. Мы переходим к станции «социальная». Напоминаю вам социальная сфера охватывает, как взаимодействия больших и малых социальных групп, так и те учреждения, которые нужны для нормальной жизни людей: магазины, автобусы, школы и т. д. Мы с вами принадлежим к большой или малой социальной группе? ( к малой, т. к. мы объединены общей целью, правилами поведения, постоянным личным взаимодействием, чего не происходит, если мы говорим о больших социальных группах – дети в целом, нации, горожане и т. д.) Вы сейчас получите по три понятия из данной сферы. Вам необходимо будет за 5 минут зашифровать их с помощью ребуса, загадки или того, чего вы придумаете сами.
Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам.
3.5. Станция 5 – «Духовная»
Осталась последняя сфера общественной жизни, которую мы еще не вспомнили должным образом – духовная. И сегодня мы сделаем акцент на том, что нам ближе всего именно в данную минуту – на образовании. Каждая из команд – это комитеты в Государственной Думе по образованию. Ваша цель разработать проект реформы школьного образования. Что нужно улучшить, изменить, а что оставить так, как оно есть сейчас. Времени у вас совсем немного – 5 минут.
Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам.
3.6. Станция 6 – «Итоговая»
Вот мы и добрались к последней станции нашего сегодняшнего путешествия, и теперь я предлагаю каждой команде презентовать себя в целом.
Каждая команда выходит к доске, ребята вместе с учителем закрепляют ватманы на доске, каждая команда говорит свое название, а учитель вместе с жюри, подсчитывает количество правильно выполненных заданий.
4. Подведение итогов, рефлексия.
В зависимости от успешности выполнения заданий учитель оценивает работы групп. Учащиеся делятся впечатлениями.
5. Домашнее задание
Составить развернутую схему "Сферы общественной жизни".
Возможен следующий вариант – если в ходе урока обнаруживается, что учащиеся не успевают выполнить задание по духовной сфере, то можно предложить им выполнить данное задание дома.
Литература:
Конституция РФ
Кравченко А. И., Певцова Е .А. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, 2013
Хромова И. С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А. И. Кравченко, Е. А.Певцовой «Обществознание», 6 класс, «РУССКОЕ СЛОВО»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по обществознанию "Идеал и ценности" 6 класс
Конспект урока по обществознанию "Домашнее хозяйство", 6 класс
Конспект урока по обществознанию "Что такое предпринимательство и бизнес" (6 класс)
КИМ «Самостоятельная работа по обществознанию за 3 четверть» 6 класс
Похожие статьи:
Конспект дистанционного урока обществознания, 6 класс. Что такое экономика и бизнес