Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по окружающему миру: Леса России, 4 класс. Плешаков

Урок по окружающему миру "Леса России", 4 класс
Преподаватель- Шишлова Мария Васильевна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение – Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»
Предмет – окружающий мир
Класс- четвёртый
Тема – Леса России
Продолжительность занятия- 45 минут
Цели урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром; развивать познавательную активность детей, умение работать с картой; воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.
Оборудование: карта природных зон, гербарий, картины леса, растений и животных, запись голосов птиц, карточки с вопросами, карточки с индивидуальными заданиями «Тундра», карточки - схемы.
Ход урока
1.Организационный момент, сообщение темы, целей урока
Звучит запись голосов птиц.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какя птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(с.Погореловский)
-В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия.
Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?
-Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, - «Леса России»
-А что мы будем изучать?
-Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес…»?
Что значит «дремучий»?
-Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса тёмные, а другие – светлые? Но об этом немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущем путешествия.
2. Проверка домашнего задания
-Покажите на карте тундру.
Проверка заполнения таблицы «ЗХУ» Что нового мы узнали о тундре? сообщения некоторых учащихся
-Какое сообщение вам понравилось больше и почему?
( 6 учащихся работают по карточкам)
Карточка № 1
1) Допиши предложение: Тундра - это…
2) Напиши, какая растительность свойственна тундре: мхи, лишайники, растения травянистые раннецветущие, растения стелющиеся, засухоустойчивые, злаковые, вечнозеленые, ягодные кустарнички.
Тундра:
Карточка № 2
1) Допиши предложение: Тундра - это…
2) Где обитают песец, лемминг, полярная сова? Выбери и подчеркни правильный ответ:
A. В лесу.
B. В тундре.
C. В степи.
Какие приспособления позволяют этим животным выжить в данной среде обитания?
Карточка № 3
1) Подчеркни названия животных, которые обитают в тундре:
хомяк, заяц-русак, волк, дрофа, еж, белая сова, иволга, лемминг, рысь, лось, заяц-беляк.
Какие приспособления позволяют этим животным жить в условиях тундры?
3. Изучение нового материала
Звучит музыка из песни «Лесной марш» сл.Синявского, муз. Ю.Чичкова
-Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
А где находится зона лесов относительно зоны тундры?
– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
– Какая у зоны лесов земная поверхность?
– Какая она в сравнении с другими природными зонами?
– Итак, сделаем вывод:
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой.
– Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части)
-Правильно в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.
Вы знаете, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.
– Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? В этом нам поможет разобраться первая группа ботаников.
– Что растет в смешанных лесах? А в широколиственных лесах? – выяснит вторая группа – ботаников.
А зоологи изучат, кто живёт в лесной зоне.
Работа в группах
Материалы для первой группы ботаников
Учебник ( с.98-99), атлас определитель «От земли до неба», картинки с изображением растений, гербарий, энциклопедия «Я познаю мир. Растения»
Карточка- помогайка:
1.Что такое тайга?
2.Природные условия тайги.
3.Что общего у всех растений тайги?
4.Какие растения растут в тайге?
Материалы для второй группы ботаников
Учебник (с.103), атлас-определитель «От земли до неба», карточки с изображением растений, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», гербарий
Карточка- помогайка:
1.Расположение смешанных и широколиственных лесов.
2.2.Природные условия в этих лесах.
3.Что объединяет растения этих лесов?
4.4. Какие растения растут в этих лесах?
Материалы для зоологов
Учебник (с.100-102), атлас-определитель «От земли до неба», карточки с изображением животных, энциклопедия «Я познаю мир. Животные»
Карточка- помогайка:
1. Птицы тайги, что их объединяет.
2. Животные тайги, что их объединяет.
3. Животный мир смешанного и широколиственного леса.
(краткие рассказы о животных и птицах)
Выступление представителей групп «Ботаников» по очереди, остальные дополняют
-спасибо, ботаники, за работу. А теперь немного отдохнём.
Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише –
Деревцо все выше, выше.
Выступление представителей группы «Зоологов»
– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
Работа в рабочей тетради.
с.31. № 1
-Прочитайте. Запишите названия лесных растений, которые смогли определить.
Проверка.
с.31, № 2
-Прочитайте. Используя текст, заполните таблицу.
-Назовите характерные для тайги деревья.
-Запишите их названия в таблицу.
-Назовите характерные для смешанного леса деревья.
-Запишите их названия в таблицу.
- Назовите характерные для широколиственного леса деревья.
-Запишите их названия в таблицу.
с.32, № 3
-Прочитайте. Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Пронумеруйте рисунки.
Взаимопроверка по учебнику, атласу –определителю.
с.32, № 4
-Прочитайте в атласе-определителе о хвойных растениях. Нарисуйте хвоинки.
Проверка.
с.33, № 5
-Прочитайте. Найдите семь животных, которые спрятались на этом рисунке. Раскрасьте их. Запишите названия животных, которых смогли отыскать.
Взаимопроверка
с.33, № 6
-Прочитайте. Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруйте их.
Взаимопроверка по учебнику, атласу –определителю.
с.34, № 7
-Прочитайте. Составьте цепь питания, характерную для тайги.
Взаимопроверка
4.Закрепление изученного
- Какой же лес без гомона птиц? (аудиозапись «Голоса птиц»)
-Чьи голоса вы узнали?
-Какие три части можно выделить в лесной зоне?
-Запишем это в схеме
-Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева)
Ель берёза клён
Сосна лиственница дуб
5. Итог урока
-Какие леса входят в зону лесов?
Рефлексия
Коллективное составление синквейна
Леса России
Хвойные, широколиственные
Растут, образуют, раскинулись
Благоприятные условия для живых организмов
Богатство
6.Домашнее задание
Прочитать стр. 98-105 учебника, выполнить задания 8,9 в рабочей тетради тетради. Дополнительное задание: с.105 задание №2

Рекомендуем посмотреть:

Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края

Похожие статьи:

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Мастер-класс. Картина из солёного теста "Семейка"
Опубликовано: 2215 дней назад (1 ноября 2018)
Просмотров: 1817
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!