Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Инклюзивное образование в ДОУ

Инклюзивное образование глазами дошкольного учителя-логопеда
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» Воронежской области
Назначение: материал будет интересен как дошкольным педагогическим работникам, так и школьным коллегам, а также современным родителям.
Цель: изменение отношения современного общества инклюзивному образованию. к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Задача:
– показать важность решения проблемы обучения детей с ограниченными возможностями в современных условиях развития общества.
Долгие годы в нашей стране происходило деление детей на нормативно развивающихся и на детей инвалидов. Дети–инвалиды практически не имели возможности получить полноценное образование, проявить свои возможности и таланты. Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что все дети с особенностями развития имеют одинаковые права на получение образования.
Идея инклюзии появилась в рамках тех глобальных изменений, которые произошли в мировоззрении людей о понимании прав человека, о его достоинстве, о его идентичности. В российской образовательной практике инклюзивное образование – это первая инновация. Инициаторами данной программы выступили родители детей-инвалидов. Им на помощь пришли педагоги, которые считают, что такое образование будет полезно не только детям с ОВЗ, но и для всего образования в целом. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Для того чтобы данная идея воплотилась в жизнь, необходимо, чтобы взгляды общества на людей с особенностями развития кардинально изменились.
Я работаю в общеобразовательном детском саду. На данный момент у нас нет детей, имеющих официальный статус «ребенок с ОВЗ». Хотя на самом деле такие дети у нас есть. Это дети, которые отличаются от своих сверстников необычным поведением, разным уровнем речевого и психического развития. В этом году у меня на логопункте занимается несколько таких детей. Это ребенок с задержкой психического развития, ребенок со смешанным расстройством психологического развития, двое детей с общим недоразвитием речи II-III уровня. Диагнозы указаны в медицинских картах психоневрологом, которого посетили дети по моей настоятельной рекомендации. Пройти ПМПК родители данных детей отказались. Для того, чтобы дети в детском саду прошли комиссию, моей коллеге из другого детского сада пришлось провести активные «военные» действия не только с родителями, но и в отделе образования. Почему-то родители боятся, что их ребенок будет иметь официальный статус «ребенок с ОВЗ». Они считают, что это клеймо.
Я думаю, что инклюзивное образование надо начинать еще с детского сада. На общесадовских собраниях специалистам в области инклюзивного образования необходимо проводить беседы с родителями детей, как с различными ограниченными возможностями здоровья, так и с родителями, имеющими нормативно развивающихся детей. Сейчас в интернете много интересных видеоматериалов, которые родителям нужно показывать на таких собраниях. Можно рекомендовать для самостоятельного ознакомления специальную литературу по данному вопросу. Необходимо говорить родителям, что все дети одинаковые. Безусловно, разница есть, но она не глобальная. Даже нормативно развивающиеся дети отличаются друг от друга внешне, по своим умственным и физическим способностям. А родители в свою очередь должны беседовать со своими детьми о том, что если у другого ребенка или взрослого есть какой-то физический или умственный недостаток, это не значит, что он другой, не такой как все. И мы должны принять его таким, каким он есть. А если нужно, то и помогать ему. Общество должно видеть, что такие дети есть, что это не диковинка.
Хочу вернуться к моим воспитанникам. Прежде чем их взять к себе на занятия в этом году, весь предыдущий год я наблюдала за ними в режимных моментах – на утренниках, на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, лепке, рисованию. Вы не представляете, какой прогресс в развитии произошёл за один год с этими детьми! Из лежащего в углу ребенка, я увидела активного участника открытого мероприятия для родителей. Этот ребенок танцевал, рассказал стих (правда, очень тихо), участвовал в эстафете. У ребенка появился, хоть и короткий, зрительный контакт. Девочка с ЗПР поступила в сад практически неговорящей. Пусть сейчас у нее нарушено произношение некоторых звуков, но речь у неё есть, причем развернутая. В активном словарном запасе наряду с существительными появились глаголы и прилагательные. Целенаправленной коррекционной работы с этими детьми никто не проводил. Они наравне со всеми детьми посещали все занятия. Я считаю, что все эти изменения произошли благодаря тому, что дети находились в непосредственной близости с нормативно развивающимися детьми. Однако, занимаясь с этими детьми на логопедических занятиях, я увидела, что не все они смогут получить инклюзивное образование. Некоторым из них подходит индивидуальные или подгрупповые занятия. Ребенок со смешанным специфическим нарушением психического развития и ребенок с ЗПР очень хорошо дополняют друг друга. Но как только они попадают на занятие где больше четырех человек, их внимание моментально иссекается. Они перестают участвовать в деятельности, которую им предлагает логопед или воспитатель.
Это лично мое мнение, но мне кажется, что прежде чем детей с ограниченными возможностями здоровья включить в инклюзивное образование, необходимо провести активную социальную инклюзию. Просто необходимо создать такую доступную среду, в которой происходило бы общение детей с ОВЗ и здоровых ребят. Такое общение обогатит и тех, и других. Причем это относится не только к детям, но и к их родителям. Каждый для себя обязательно возьмет что-то положительное из такого общения. Было бы замечательно, если бы в нашей стране были открыты центры, доступные для посещения всех категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями. В таких местах проводились бы совместные праздничные и досуговые мероприятия, которые бы сблизили всех детей. Потому что ничто не сближает людей так, как неформальная обстановка и какие-то совместные действия, будь то чаепитие, соревнование, или совместная поделка. А у нас в стране наоборот, очень много центров развития ребенка, в которых занимаются дети с нормой развития, а детей с особыми потребностями стараются избегать. Думаю, что это связанно с недостаточной подготовкой работающих там специалистов. Как требует ФГОС, люди, принимающие участие в инклюзивном образовании должны иметь специальное или дефектологическое образование. Не каждый педагог имеет возможность переквалифицироваться, т.к. все курсы переподготовки и повышения квалификации сейчас, к сожалению, платные.
В завершение хочется сказать, что раз уж «машина инклюзивного образования» у нас в стране запущена, то она обязательно «доедет» до конечного пункта своего назначения. Надо немного подождать и каждому из нас приложить усилия, для того чтобы этот путь стал как можно короче. Всем коллегам, которые участвуют в инклюзивном образовании, хочется пожелать терпимости и толерантности. Чтобы они пересмотрели с новых педагогических позиций свои педагогические ценности. Просто необходимо относиться к детям с ограниченными возможностями здоровья как к обычным детям. Тогда у нас никогда к ним не возникнет жалости. Во время обучения никогда не говорить ребенку, что у него какие-то сложности, потому что он особенный, с ограниченными возможностями. И тем более не упоминать об этом в присутствии здоровых сверстников. Требования ко всем должны быть одинаковые. Поощрение за достижение и наказание за провинность – одинаковое для всех. Тогда дети будут чувствовать себя равными.
Хочется верить, что у общества медленно, но верно происходит сдвиг сознания. И со временем люди перестанут смотреть на детей с синдромом Дауна, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с ДЦП как на людей с другой планеты. Не могу назвать автора данных слов, но они очень глубоко запали мне в душу: «Да, есть дети с ограниченными возможностями здоровья, но зато у них есть безграничные возможности развития».

Рекомендуем посмотреть:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждени Работа с детьми с ОВЗ в массовой школе в рамках инклюзивного образования. Развитие связной речи у детей с ОВЗ с помощью компьютерных технологий.
Логопедическое лото для детей дошкольников | ООД с презентацией для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи
Опубликовано: 3294 дня назад (22 декабря 2015)
Просмотров: 5106
Рубрика: статья
+11
Голосов: 11
Альмира Идрисовна Хамидулина # 22 декабря 2015 в 16:18 +2
ДОБРЫЙ ВЕЧЕР,СНЕЖАНА АНАТОЛЬЕВНА! С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ ПРОЧИТАЛА ВАШУ СТАТЬЮ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ! ДУМАЮ,ЧТО ВЫ ПОДНИМАЕТЕ ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНУЮ ПРОБЛЕМУ!НАШЕ ОБЩЕСТВО НУЖДАЕТСЯ В БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕНАХ,ИБО ДЕТИ С ОВЗ И ДЕТИ -ИНВАЛИДЫ ,УВЫ ,НЕ РЕДКОСТЬ. 24 ДЕКАБРЯ В НАШЕЙ ПРОГИМНАЗИИ БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ТРАДИЦИОННАЯ ЕЖЕГОДНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ЯРМАРКА,СОБРАННЫЕ СРЕДСТВА ОТ КОТОРОЙ БУДУТ ПЕРЕДАНЫ В ФОНД ДЕТЕЙ,БОЛЬНЫХ РАКОМ КРОВИ. дАВАЙТЕ,КАЖДЫЙ НА СВОЕМ МЕСТЕ БУДЕМ ПОМНИТЬ И ПОМОГАТЬ ТАКИМ ДЕТЯМ! сПАСИБО вАМ ЗА ТО,ЧТО ПОДНЯЛИ ТАКОЙ ВАЖНЫЙ ВОПРОС! ПРИМИТЕ МОЙ ПЕРВЫЙ ГОЛОС!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 22 декабря 2015 в 16:19 +1
Снежана Анатольевна, благодарю вас за приглашение познакомиться с новой публикацией, тема которой уверена заинтересует многих, да и коллеги будут с вами солидарны, так как многие сейчас как и вы в таком же положении. Приходится искать разные методические приёмы, работая с детьми, которые имеют всё же некоторые физические или в конце концов умственные отклонения, но порой это не афишируется родительской стороной или администрацией ОУ, вот тогда-то педагогу и приходится показывать своё педагогическое мастерство. Успехов!
С уважением, Т.Н.
Снежана Анатольевна Колесникова # 22 декабря 2015 в 20:00 +1
Большое спасибо за Ваши отзывы. Мне очень приятно!
Суровцева Юлия # 22 декабря 2015 в 20:24 +1
С интересом прочитала вашу статью.Не только родители "особенных детей",но даже детей с ОНР боятся проходить ПМПК. Обществу надо больше говорить о таких детях. Ик сожалению в небольших городах для них очень мало различных центров.Спасибо!
Елена Николаевна Васильева # 24 декабря 2015 в 00:49 +1
Снежана Анатольевна! Как мне все это близко. В группе подготовительной был мальчик, который не только не говорил, но и шипел на все замечания. Ничего особенного не делала. Просто любила, просто объяснила детям, что он просто похож на Илью Муромца. Ребенок через месяц был неузнаваем: танцевал, пытался петь, на физкультуре ничем не отличался. Очень чувствительный ребёнок: замечал все вокруг гораздо лучше других, хорошо решал задачи в пределах 20, а на выпускном произнес свои первые слова. Его никто не узнавал. А в другой группе был нормальный мальчик из трудной семьи пока туда не пришел новый педагог. Так вот этот педагог не брал его даже на праздники: не умеет себя вести. Приводила ко мне в группу на время праздника. Кстати, у нас с ним были замечательные отношения. Мне кажется он отдыхал у нас. Так вот меня уволили, а тот воспитатель остался дальше калечить детские души. Дело не во мне, а в системе нынешного образования. После меня ушли из сада 3 замечательных молодых педагога, любивших детей, потому что ценят таких, каким дети не нужны. Это страшно. Я рада, что ещё работают такие, как Вы. Благодарю Вас. С любовью Елена
Снежана Анатольевна Колесникова # 24 декабря 2015 в 06:39 0
Огромное спасибо за Ваши слова. Приятно сознавать, что ты не одинока
Ирина Анатольевна Князева # 24 декабря 2015 в 22:28 +1
Снежана Анатольевна! Поддерживаю актуальность темы, в нашей современной жизни очень важно научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья жить рядом с другими людьми, выполнять все правила поведения в обществе. Творческих Вам успехов и удачи!
Ирина Николаевна Черкунова # 26 декабря 2015 в 15:55 +1
Снежана Анатольевна, Вы правы, что работа с детьми имеющими статус ОВЗ должна вестись обязательно. и правы в том, что многие дети, которые по сути своей должны иметь подобный статус - не имеют его, потому что родители боятся этого статуса, считая его скорее клеймом на всю жизнь, нежели возможностью полноценного развития собственного ребенка, но по иной, специально подготовленной для них конкретно программе. На мой взгляд, эта боязнь скорее появилась из-за незнания и недостатка информированности среди родителей. Думаю, что работа по выявлению детей с ОВЗ должна вестись в том числе и с родителями. Спасибо Вам, за то, что Вы ведете работу с такими детками.
Наталья Николаевна Никонова # 28 декабря 2015 в 19:23 +1
Добрый вечер, Снежана Анатольевна. Спасибо за приглашение.
С интересом прочитала Вашу статью.
Согласна с коллегами, что тема эта серьезная и неоднозначная.
Взяла в закладки, чтобы более внимательно и поглубже прочитать...
Наше общество, к сожалению не готово воспринимать и принимать деток с ОВЗ. И тому есть множество доказательств.
Далеко ходить не надо - ДОСТУПНАЯ СРЕДА...
Вы затронули важную тему, которая заслуживает широкого обсуждения.
С уважением, ННН.
Снежана Анатольевна Колесникова # 28 декабря 2015 в 21:20 0
Всем большое спасибо, что уделили такое внимание моей работе! Всех с наступающим новым годом!!!
Марина Алексеевна Дурнева # 16 января 2016 в 16:55 +1
Снежана Анатольевна, вы затронули очень серьезную, глубокую тему. Очень понравилось то, что вы излагаете собственное мнение и видение данной проблемы, не перечисляете голые факты из периодической печати. Я столкнулась с теми же проблемами, что и вы - приходят дети в группу не имея официального статуса ОВЗ, не родители других детей, не педагоги не хотят принимать этих деток в свой коллектив, ходят к заведующей, просят изолировать этого ребенка от их чад, педагоги жалуются, что этот ребенок мешает образовательному процессу. А порой бывает достаточно просто полюбить такого ребенка, уделить ему немного больше внимания и ребенок начинает развиваться. Поэтому соглашусь с вами, что работать нужно начинать именно с родителями - причем не только с родителями этого ребенка, а со всеми родителями, а так же с педагогами. Поэтому, думаю вы со мной согласитесь, в учреждениях, где находятся такие детки необходимо иметь штат и узко направленных специалистов: психолога, логопеда, дефектолога. У нас в городе, например, не в одном садике нет психолога, дефектолог работает всего в одном саду. Поэтому приходится быть сразу всеми специалистами в одном лице. Я например, специально закончила психологический факультет. Теперь серьезно подумываю о том, чтобы отучиться и на дефектолога.
Большое спасибо за поднятую вами тему!
Снежана Анатольевна Колесникова # 16 января 2016 в 20:34 +1
Марина Алексеевна, огромное спасибо за такой развернутый комментарий и за понимание.
Надежда Шкель # 18 января 2016 в 20:56 +1
Добрый вечер! Внимательно прочитала Вашу статью, эта тема на сегодняшний момент очень актуальна.. наконец-то детям с различными особенными потребностями начинают уделять внимание.... ведь родители сами со своей проблемой не могут справиться, нужна помощь специальных педагогов... у меня в школе есть классы инклюзивного обучения... работает психологическая служба, логопедическая служба... с детьми работают учителя дефектологи... Ваша работа поможет разрешить некоторые проблемы при организации коррекционного обучения таких детей Вам мой голос!!!!
Наталия Игоревна Жучкова # 7 февраля 2016 в 01:50 +1
С уважением отношусь к вашей профессии. Тяжелый труд и невероятно сложный путь вы выбрали. Спасибо за статью.Спасибо за ваш труд.
Светлана Вячеславовна Клокова # 9 февраля 2016 в 13:59 +1
Тема действительно очень сложная. Таким детям и их родителям безусловно нужна помощь. Я работаю на логопедической группе с ОНР. У многих детей ЗПР, гиперактивность. Вместо бывшей нормы 8- 10 человек, причём ОНР с 1 уровнем - 1 ребёнок, сейчас в группу 15 человек. 4- были с ОНР 1 уровня. Работать с такими ребятами очень сложно, а главное нет ожидаемого результата. Размышляю, как пойдёт обучение , если появиться ребёнок с У.О.?
Екатерина Михайловна Пирожкова # 16 декабря 2016 в 18:30 +2
Снежана Анатольевна,спасибо за такой доступный и востребованный материал!Сразу он вызвал у педагогов положительные отклики и дискуссии на данную тему.Что касается меня,считаю,что мне он пригодится в работе.Беру себе на заметку и голосую +7.
Надежда Валентиновна Пунегова # 21 декабря 2016 в 19:31 +1
Снежана, добрый вечер! Без приглашения заглянула на вашу страничку и нашла материал об инклюзивном образовании (всегда поражало меня внесение иностранных слов в любые области, ведь человеку, не сведущему в том или ином вопросе, это непонятно). Статья интересна и актуальна. Я работаю в логопедической группе, поэтому затронутые вами вопросы, мне близки.«Да, есть дети с ограниченными возможностями здоровья, но зато у них есть безграничные возможности развития». Это правда!!! Возьму себе в капилочку. ГОЛОС!
Екатерина Александровна Ковалева # 20 января 2017 в 18:30 0
Добрый вечер! Спасибо за статью. Работаю на логопедической группе, поэтому ваш материал мне очень близок. Хочу сказать, что в нашей работе очень важно работать с родителями. Если родители идут к нам на встречу, помогают, участвуют в развитии своего ребенка, прислушиваются к советам специалистов, то положительные результаты не заставляют себя ждать! Логопедическая группа, не надо ее бояться, наоборот.... С детьми там активно занимаются, "ставят" правильно звуки. Как правило, дети окончившие лог. группу хорошо читают и успешны в школе.
Согласна, что многие родители бояться пойти на ПМПК и здесь важно правильно им все объяснить и преподнести. Удачи Вам в работе, голос!
Ирина Владимировна Нусс # 20 января 2017 в 20:27 +1
Добрый вечер, уважаемая Снежана Анатольевна!Спасибо за приглашение, спасибо за за статью , за Ваши подходы, актуальность и обоснование очень серьезной и , на данном этапе, неоднозначности в решении данной проблемы. Конечно, есть шаг вперед, но сколько понадобиться времени, чтобы изменить менталитет, причем изменить не просто на уровне здравого смысла, а и на уровне милосердия, сострадания и принятия. Ваши рекомендации , опыт , безусловно, помогут педагогам, родителям и просто, неравнодушным к проблемам детей, людям! Голосую с большим уважением к публикации, с Вашего разрешения , помещаю материал в закладки, большое - большое спасибо ! Вам всего самого наилучшего...
Лариса Анатольевна Маслиенко # 21 января 2017 в 19:17 +1
Здравствуйте,Снежана Анатольевна! В своей работе Вы затронули очень злободневную тему инклюзивного образования. С Вашим мнением я полностью согласна. В моем регионе закрываются специализированные школы, всех детей отправляют в обшеобразовательные классы, учителя не готовы работать с некоторыми категориями детей. В моем классе только один ребенок с ЗПР, я стараюсь дать ему какие-то азы, но я не дефектолог. В других школах в классах есть дети аутисты, с ними еще тяжелее. Я считаю, что с такими детьми должны работать специалисты. Нужно только радоваться, что есть логопедическая группа, где специалист более квалифицированно поможет ребенку, чем воспитатель или учитель. Отдаю свой голос №10 за Вашу работу.