Инклюзивное образование глазами дошкольного учителя-логопеда
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» Воронежской области
Назначение: материал будет интересен как дошкольным педагогическим работникам, так и школьным коллегам, а также современным родителям.
Цель: изменение отношения современного общества инклюзивному образованию. к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Задача:
– показать важность решения проблемы обучения детей с ограниченными возможностями в современных условиях развития общества.
Долгие годы в нашей стране происходило деление детей на нормативно развивающихся и на детей инвалидов. Дети–инвалиды практически не имели возможности получить полноценное образование, проявить свои возможности и таланты. Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что все дети с особенностями развития имеют одинаковые права на получение образования.
Идея инклюзии появилась в рамках тех глобальных изменений, которые произошли в мировоззрении людей о понимании прав человека, о его достоинстве, о его идентичности. В российской образовательной практике инклюзивное образование – это первая инновация. Инициаторами данной программы выступили родители детей-инвалидов. Им на помощь пришли педагоги, которые считают, что такое образование будет полезно не только детям с ОВЗ, но и для всего образования в целом. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Для того чтобы данная идея воплотилась в жизнь, необходимо, чтобы взгляды общества на людей с особенностями развития кардинально изменились.
Я работаю в общеобразовательном детском саду. На данный момент у нас нет детей, имеющих официальный статус «ребенок с ОВЗ». Хотя на самом деле такие дети у нас есть. Это дети, которые отличаются от своих сверстников необычным поведением, разным уровнем речевого и психического развития. В этом году у меня на логопункте занимается несколько таких детей. Это ребенок с задержкой психического развития, ребенок со смешанным расстройством психологического развития, двое детей с общим недоразвитием речи II-III уровня. Диагнозы указаны в медицинских картах психоневрологом, которого посетили дети по моей настоятельной рекомендации. Пройти ПМПК родители данных детей отказались. Для того, чтобы дети в детском саду прошли комиссию, моей коллеге из другого детского сада пришлось провести активные «военные» действия не только с родителями, но и в отделе образования. Почему-то родители боятся, что их ребенок будет иметь официальный статус «ребенок с ОВЗ». Они считают, что это клеймо.
Я думаю, что инклюзивное образование надо начинать еще с детского сада. На общесадовских собраниях специалистам в области инклюзивного образования необходимо проводить беседы с родителями детей, как с различными ограниченными возможностями здоровья, так и с родителями, имеющими нормативно развивающихся детей. Сейчас в интернете много интересных видеоматериалов, которые родителям нужно показывать на таких собраниях. Можно рекомендовать для самостоятельного ознакомления специальную литературу по данному вопросу. Необходимо говорить родителям, что все дети одинаковые. Безусловно, разница есть, но она не глобальная. Даже нормативно развивающиеся дети отличаются друг от друга внешне, по своим умственным и физическим способностям. А родители в свою очередь должны беседовать со своими детьми о том, что если у другого ребенка или взрослого есть какой-то физический или умственный недостаток, это не значит, что он другой, не такой как все. И мы должны принять его таким, каким он есть. А если нужно, то и помогать ему. Общество должно видеть, что такие дети есть, что это не диковинка.
Хочу вернуться к моим воспитанникам. Прежде чем их взять к себе на занятия в этом году, весь предыдущий год я наблюдала за ними в режимных моментах – на утренниках, на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, лепке, рисованию. Вы не представляете, какой прогресс в развитии произошёл за один год с этими детьми! Из лежащего в углу ребенка, я увидела активного участника открытого мероприятия для родителей. Этот ребенок танцевал, рассказал стих (правда, очень тихо), участвовал в эстафете. У ребенка появился, хоть и короткий, зрительный контакт. Девочка с ЗПР поступила в сад практически неговорящей. Пусть сейчас у нее нарушено произношение некоторых звуков, но речь у неё есть, причем развернутая. В активном словарном запасе наряду с существительными появились глаголы и прилагательные. Целенаправленной коррекционной работы с этими детьми никто не проводил. Они наравне со всеми детьми посещали все занятия. Я считаю, что все эти изменения произошли благодаря тому, что дети находились в непосредственной близости с нормативно развивающимися детьми. Однако, занимаясь с этими детьми на логопедических занятиях, я увидела, что не все они смогут получить инклюзивное образование. Некоторым из них подходит индивидуальные или подгрупповые занятия. Ребенок со смешанным специфическим нарушением психического развития и ребенок с ЗПР очень хорошо дополняют друг друга. Но как только они попадают на занятие где больше четырех человек, их внимание моментально иссекается. Они перестают участвовать в деятельности, которую им предлагает логопед или воспитатель.
Это лично мое мнение, но мне кажется, что прежде чем детей с ограниченными возможностями здоровья включить в инклюзивное образование, необходимо провести активную социальную инклюзию. Просто необходимо создать такую доступную среду, в которой происходило бы общение детей с ОВЗ и здоровых ребят. Такое общение обогатит и тех, и других. Причем это относится не только к детям, но и к их родителям. Каждый для себя обязательно возьмет что-то положительное из такого общения. Было бы замечательно, если бы в нашей стране были открыты центры, доступные для посещения всех категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями. В таких местах проводились бы совместные праздничные и досуговые мероприятия, которые бы сблизили всех детей. Потому что ничто не сближает людей так, как неформальная обстановка и какие-то совместные действия, будь то чаепитие, соревнование, или совместная поделка. А у нас в стране наоборот, очень много центров развития ребенка, в которых занимаются дети с нормой развития, а детей с особыми потребностями стараются избегать. Думаю, что это связанно с недостаточной подготовкой работающих там специалистов. Как требует ФГОС, люди, принимающие участие в инклюзивном образовании должны иметь специальное или дефектологическое образование. Не каждый педагог имеет возможность переквалифицироваться, т.к. все курсы переподготовки и повышения квалификации сейчас, к сожалению, платные.
В завершение хочется сказать, что раз уж «машина инклюзивного образования» у нас в стране запущена, то она обязательно «доедет» до конечного пункта своего назначения. Надо немного подождать и каждому из нас приложить усилия, для того чтобы этот путь стал как можно короче. Всем коллегам, которые участвуют в инклюзивном образовании, хочется пожелать терпимости и толерантности. Чтобы они пересмотрели с новых педагогических позиций свои педагогические ценности. Просто необходимо относиться к детям с ограниченными возможностями здоровья как к обычным детям. Тогда у нас никогда к ним не возникнет жалости. Во время обучения никогда не говорить ребенку, что у него какие-то сложности, потому что он особенный, с ограниченными возможностями. И тем более не упоминать об этом в присутствии здоровых сверстников. Требования ко всем должны быть одинаковые. Поощрение за достижение и наказание за провинность – одинаковое для всех. Тогда дети будут чувствовать себя равными.
Хочется верить, что у общества медленно, но верно происходит сдвиг сознания. И со временем люди перестанут смотреть на детей с синдромом Дауна, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с ДЦП как на людей с другой планеты. Не могу назвать автора данных слов, но они очень глубоко запали мне в душу: «Да, есть дети с ограниченными возможностями здоровья, но зато у них есть безграничные возможности развития».
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах
Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждени
Работа с детьми с ОВЗ в массовой школе в рамках инклюзивного образования.
Развитие связной речи у детей с ОВЗ с помощью компьютерных технологий.