Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Логопедическое заключение: что такое ОНР, ФФН, стертая дизартрия?

Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» Воронежской области
Назначение: материал будет интересен воспитателям и заинтересованным родителям.
Цель: ознакомление с понятиями "ФФН", "ОНР", "стертая дизартрия".
Задачи:
- предостеречь родителей детей с речевыми нарушениями от проблем в школьном обучении
- обратить внимание родителей на симптоматику различных речевых нарушений, в том числе связанных с неврологическими нарушениями.
Приводя ребенка впервые к логопеду, родители могут услышать от него такие аббревиатуры как ОНР, ФФН, дизартрия и т.д. Столь странные слова приводят родителей в замешательство.
Так вот, дорогие родители, постараюсь вооружить Вас, в доступной форме для обычного человека, знаниями, которые помогут Вам понять какое логопедическое заключение стоит у ребенка, каковы его причины и какие меры необходимо предпринять, чтобы процесс коррекции данного речевого нарушения прошел успешно.
Что же такое ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)?
Если специалист говорит Вам, что у ребенка нарушен фонематический слух, это совсем не значит, что у него проблемы с физиологическим слухом. Ребенок с недостаточно сформированным фонематическим слухом не различает на слух близкие по звучанию звуки речи, т.е. фонемы. Например, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные. Ребенку трудно понять, о чем идет речь – о «белой косе» или о «белой козе», если перед ним нет зрительной опоры или выражение употреблено без контекста. Поменялся звук, поменялся и смысл. В этом и есть огромная сила фонемы.
Если у ребенка существует данная проблема, то он, как правило, заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги в словах, упрощает слоговую структуру слов (сковода вместо сковорода).
Если из потока информации ребенок что-то не понял, у него нарушается целостная картина материала, и, как следствие, у него возникают вторичные нарушения – дисграфия, т.е. нарушение письменной речи. Ребенок пишет так, как слышит.
К категории детей с фонетико-фонематичеким недоразвитием речи относятся дети с сохранным интеллектом и нормальным физиологическим слухом, имеющие нарушения звукопроизношения и фонематических процессов, к которым относятся фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, с помощью которого осуществляются операции по различению и узнаванию фонем, составляющие звуковую оболочку слова. Иными словами – это речевой слух. Если фонематический слух сформирован, ребенок может выделять, воспроизводить и различать звуки речи.
Фонематическое восприятие – это способность выделять в слове каждый звук, определять их количество, выделять первый и последний звук в слове, синтезировать слово из предложенных звуков.
Правильно сформированные фонематический слух и фонематическое восприятие являются залогом успеха в безошибочном усвоении письма и чтения во время школьного обучения.
Если ребенок с ФФН своевременно не получил специального коррекционного воздействия, он не научится различать и узнавать звуки родного языка на слух, не сможет анализировать звуко-слоговой состав слов. Все это станет причиной стойких ошибок при овладении письменной речи.
Далее разберемся со следующим нарушением речи – общим недоразвитием речи (ОНР).
К категории детей с общим недоразвитием речи относятся дети, у которых физический слух и интеллект в норме. Но в отличие от ФФН общее недоразвитие речи является системным нарушением речи. В его основе лежит нарушение всех сторон речи: звуковой и смысловой. К нарушениям звукопроизношения и фонематических процессов добавляются нарушения таких компонентов, как лексика, грамматика и связная речь.
Р.Е. Левина выделяет 3 уровня общего недоразвития речи. Уровень развития определяется состоянием связной речи ребенка.
I уровень «Безречевые дети»
- лепетные слова, звукоподражания
- слова грамматически не оформлены
- фразы нет.
II уровень
- словарный запас больше, но ребенок пропускает, переставляет в словах слоги, не всегда точно использует слова
- допускает грубые грамматические ошибки, имеется несогласование слов
- фразовая речь примитивна. Предложения состоят из 2-3 слов.
III уровень
- бытовые слова усваиваются хорошо. Трудности в усвоении абстрактных понятий: времена года, дни недели, названия месяцев, обобщающие понятия (овощи, фрукты, мебель и т.д.). Для детей с этим уровнем развития характерна замена слов близлежащими: детеныш свиньи свиненок, собаки - собачонок.
- грамматика – трудности в употреблении предлогов, особенно сложных (из-за, из-под). При образовании уменьшительно-ласкательных форм неправильно употребляются суффиксы.
- связная речь развернутая. Однако имеются трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, что является следствием дефицита речевого планирования.
У детей все еще могут оставаться нарушения произносительной стороны речи и фонематических процессов. Поэтому коррекционную работу начинают именно с первичного нарушения, т.е. исправляют звукопроизношение и формируют фонематичекий слух и восприятие, одновременно работая над лексико-грамматическим строем и связной речью.
Еще один диагноз – «дизартрия». Это диагноз медицинский, поэтому если логопед видит признаки данного нарушения у ребенка, необходима помощь профессионального психоневролога.
У детей с дизартрией нарушено не только звукопроизношение, но и темп, ритм, речевое дыхание, интонационная выразительность речи. Речь таких детей смазанная, нечеткая, малопонятная для окружающих.
Причиной данного нарушения является нарушенная работа передачи нервных импульсов от центральной нервной системы к отделам, отвечающим за образование речи – артикуляционному, голосовому, дыхательному. Импульсы отправляются, но либо не доходят, либо доходят не точно, вследствие чего нарушается кровоснабжение этих органов, меняется их мышечный тонус. Мышцы становятся либо вялыми, либо чрезмерно напряженными. И то и другое приводит к ограничению подвижности органов речи.
Признаки дизартрии у ребенка:
- быстрое уставание во время еды – вяло сосет грудь или бутылочку, часто срыгивает. Долго привыкает к твердой пищи.
- речь смазанная, хлюпающая. Некоторые звуки произносятся межзубно. Наблюдается повышенное слюнотечение. Часто открыт рот из-за слабости круговой мышцы рта.
Дизартрия характерная для детей с детским церебральным параличом. Чаще встречается стертая форма дизартрии, для которой характерны ее минимальные проявления. Однако коррекция и автоматизация звуков происходит при этом нарушении значительно дольше, т.к. логопедическая работа связана с восстановлением мышечных движений.
Для того чтобы коррекция речи прошла успешно, качественно и в наименьшие сроки необходима слаженная работа логопеда, психоневролога и родителей!

Похожие записи:

Ранняя диагностика речевого развития детей Консультация для родителей детского сада от логопеда: Виды нарушений речи Логопедическая характеристика ребенка дошкольного возраста с ОНР-III уровнем речевого развития Родителям о проблеме дизартрии
Рабочая программа для детского сада «Коррекция нарушений речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ» | Эссе учителя-логопеда детского сада
Опубликовано: 2854 дня назад (11 января 2017)
Просмотров: 11603
+13
Голосов: 13
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 17 января 2017 в 16:26 +2
Снежана Анатольевна, материал, представленный Вами, будет очень полезен воспитателям, в группах которых есть дети с речевыми нарушениями и родителям, которые имеют детей с нарушениями речи. В данной публикации Вы в доступной форме знакомите с понятиями "ФФН", "ОНР", "стёртая дизартрия" Воспитатель, работая во взаимодействии с логопедом, поможет ребёнку закрепить и отработать навыки сформированные логопедом, а значит быстрее справиться с нарушениями. Этот материал даёт возможность родителям задуматься и вовремя обратиться к логопеду за помощью, чтобы устранить имеющиеся нарушения речи у детей и подготовить ребёнка к обучению в школе без проблем.
Раиса Алексеевна Самойлова # 20 января 2017 в 18:07 +1
Снежана Анатольевна! Мне понравился ваш материал Я бы его рекомендовала в первую очередь родителям В нашей работе не стоит забывать,что родители не имеют логопедического,а чаще всего и педагогического образования и мы обязаны предоставить им необходимую информацию Материал изложен доступно для родителей. Несомненно,он будет интересен всем педагогам,работающим с детьми с нарушениями речи.
Хижняк Елена Анатольевна # 21 января 2017 в 19:15 +1
Спасибо за интересный материал! Мне, как маме, очень полезно знать, какие речевые нарушения бывают у детей и как они влияют на школьное обучение. Примите голос!
Лилия Сергеевна Казакова # 21 января 2017 в 20:25 +1
Здравствуйте, Снежана Анатольевна! Очень полезный, чётко изложенный, доступный материал. Не секрет, что с каждым годом детей с различными нарушениями речи становится всё больше, поэтому и педагогам и родителям необходимо обладать знаниями в этой области. На решение этой проблемы и направлена данная публикация. Большое спасибо! Голос!
Елена Викторовна Багрова # 22 января 2017 в 12:38 +2
Здравствуйте, Снежана Анатольевна!
Нужную и полезную информацию для родителей и педагогов содержат Ваши статьи.
В наше время они очень актуальны. Ранняя диагностика позволит помочь ребенку с нарушениями речи адаптироваться в окружающем мире.
Материал четко, доступно и грамотно изложен.
Спасибо! Голос! Успехов!
С уважением!!!
Вера Александровна Орехова # 22 января 2017 в 22:14 +2
Снежана Анатольевна, спасибо за приглашение.
Достойная публикация, замечательный полезный и познавательный материал.
Вы предостерегаете родителей детей с речевыми нарушениями от проблем в школьном обучении, обращаете внимание родителей на симптоматику различных речевых нарушений.
Примите мой голос +1.
Желаю только удачи и успехов!
Мира Симеунович # 22 января 2017 в 22:30 +2
Снежана Анатольевна, добрый вечер! С большим интересом ознакомилась с Вашим материалом! Кажется, что такие статьи изо дня в день становятся необходимее. Я работаю в ОШ, с детьми возраста 11 – 14 лет, в «обычной» школе. Но часто встречаюсь с детьми, у которых есть речевые нарушения, родители которых не вовремя реагировали. Чем старше ребёнок, тем проблема его усложняется, так как отражается на его самоощущение, самоуверенность, поведение в целом.
В том смысле считаю Ваш материал абсолютно необходимым, ценным! Надо, чтобы родители как можно раньше поняли проблему и серьёзно отнеслись к коррекционому процессу, который надо провести вместе с ребёнком.
Вы прекрасно объяснили основные понятия, виды речевого нарушения, их степени и размеры. Доступными словами Вы изложили причины и последствия различных речевых нарушений. Замечательный материал! С большим удовольствием голосую! Успехов Вам и удачи!
Светлана Владимировна Иванова # 25 января 2017 в 16:45 +1
Спасибо, Снежана Анатольевна, за предоставленный материал. Прочитала с глубоким интересом. Очень познавательно! Материал нужный и доступный в понимании. Примите мой голос.
Наталия Владимировна Пуханова # 25 января 2017 в 22:59 +2
Здравствуйте, Снежана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Очень интересный, полезный и нужный материал Вы предоставили нашему вниманию. Вы доступно объяснили основные понятия, виды речевого нарушения, их степени и размеры. Примите голос.
Марина Алексеевна Дурнева # 26 февраля 2017 в 16:37 +1
Здравствуйте, Снежана Анатольевна! С удовольствием познакомилась с вашим материалом. Очень полезный, чётко изложенный, доступный материал. С удовольствием голосую!