Непосредственная образовательная деятельность для детей младшей группы общеобразовательного детского сада
Тема: «Домашние животные»
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ "Никольский детский сад" Воронежской области
Назначение: Материал будет интересен логопедам и воспитателям.
Описание: Работа на логопедическом пункте детского сада подразумевает работу с детьми подготовительных и старших групп. Дети младших и средних групп остаются без логопедической помощи. С ноября 2014 года, в экспериментальных целях, я провожу 2 раза в неделю занятия в младшей группе.
Цель эксперимента: профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста. В занятие включены: мимическая, артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика, упражнения для развития высоты и силы голоса, знакомство со звуками раннего онтогенеза, широко используется звукоподражание, упражнения на развитие фонематических процессов, коллективная деятельность.
Цель: расширение и уточнение представления детей о домашних животных
Задачи:
Познавательные:
расширить и уточнить активный словарный запас детей по лексической теме «Домашние животные»
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную, общую и мимическую моторики
- развивать фонематическое восприятие
- развивать просодическую сторону речи
- познакомить с уменьшительно-ласкательными формами существительных на примере домашних животных
- формировать диалогическую речь
- развивать произвольное внимание, образное и словесно-логическое мышление, воображение
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность
- формировать навыки сотрудничества
Предварительная работа: Знакомство с лексической темой «Домашние животные» проводится воспитателем. Упражнения с мячом отрабатываются на занятиях физкультуры. Артикуляционная и мимическая гимнастики регулярно выполняются на занятиях с логопедом.
Оборудование: резиновые игрушки домашних животных, ширма, мяч, звукозапись голосов домашних животных, записанных на сотовый телефон, самостоятельно изготовленный пазл- распечатанная картинка, наклеенная на плотный картон и разрезанная на количество детей, участвующих на занятии.
Ход НОД:
Организационный момент:
Логопед: «Здравствуйте ребята! К нам сегодня пришли гости. А для того чтобы узнать, кто это, попробуйте угадать загадки.
1) Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молочко пьёт,
Песенки поёт,
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(Кошка)
2) Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко даёт. (Корова)
3) Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака)
4) Вместо носа пятачок,
Вместо хвостика крючок.
«Хрю-хрю-хрю!» — он нам кричит,
«Здравствуйте!» — он говорит. (Свинья)
5) Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
6) Быстрее ветра я скачу,
''Цок-цок,'' – копытами стучу,
Я громко ''иго-го'' кричу,
Садись на спину – прокачу!
(Лошадка)
7) Не корова, а с рогами:
«Кто же я?» – узнайте сами.
Тоже травку я жую,
Тоже молоко даю,
Утром рано просыпаюсь,
На лужок я отправляюсь,
Там до вечера пасусь,
Ну, и как же я зовусь? (Коза)
8) «Иа-иа!» - кричит уныло
И трясёт короткой гривой.
Чуть слышно цокают копытца -
Что ж, не стоит торопиться.
С кисточкою его хвостик…
Идёт-бредёт упрямый… (ослик).
Основная часть:
Логопед: «Как мы можем назвать всех наших гостей?» (ответы детей) Это - домашние животные. Они живут рядом с людьми и приносят им пользу. Какую пользу приносит корова (собака, кошка)?
Логопед: Когда приходят гости, их принято развлекать. А давайте покажем нашим гостям, как мы делаем артикуляционную гимнастику. Лошадке мы покажем, как мы можем цокать язычком (упражнение «Лошадка»). Кошке мы покажем, как мы можем выгибать наш язычок, так же, как и она выгибает свою спинку, когда сердится (упражнение «Киска сердится»). А теперь мы покажем ей, как мы можем лакать молоко. Собаке мы покажем, как наши язычки двигаются из стороны в сторону, так же как у неё виляет хвостик (упражнение «Часики»). Молодцы!
Логопед: Наши гости очень любят играть в прятки. Они сейчас спрячутся за ширму, и будут оттуда издавать разные звуки. А мы попробуем угадать, кто же хозяин этого звука. (Игрушки ставят за ширму. Звучит запись голоса животного. Дети отгадывают, кому принадлежит этот голос.)
Одна из наших сегодняшних гостей - маленькая кошечка. А представьте, что вместо неё пришел большой котище, у которого все части его тела такие же большие, как и он сам. Мы сейчас все вместе попробуем изобразить нашим гостям такого огромного кота.
Игра «Котище»
У нашего котищи –
жёлтые глазищи. (Показываем глаза у кошки)
У нашего котищи
Длинные усищи. (Показываем какие длинные усы)
У нашего котищи
Острые когтищи.(Показываем острые когти)
У нашего котищи
Умные мыслищи. (Движении рук от головы вверх)
Моется котище
С каждым днём всё чище
Отмывая мордочку
От остатков пищи. (Показать, как кошка умывается)
Логопед: Ну а теперь пусть наши гости посмотрят и послушают, как мы можем превращаться в домашних животных. Представим себе, что мы коровы, пришли на луг, а там высохла вся трава. У нас испортилось настроение, и мы грустно замычали. А теперь мы превратились в довольных собачек и начали радостно гавкать. А сейчас мы испуганные мяукающие кошки. А теперь мы попробуем изобразить рассерженных поросят. (Дети издают звуки животных с разным настроением.)
Логопед: Сегодня мы будем учиться называть наших домашних животных ласково. Вам ведь нравится, когда мамы называют вас ласковыми именами? Риту мама называет Риточка, Сашу – Сашенька, Ярослава – Ярик, Матвея – Матюша и т.д. Так вот и животным тоже нравится, когда их называют ласково.
Корову можно назвать коровушка,
барана – барашек,
козу – козочка,
свинью – свинка,
лошадь – лошадка,
кошку – кошечка,
собаку – собачка,
осла – ослик.
Давайте проверим, как вы запомнили ласковые имена наших гостей. Я буду по очереди кидать каждому из вас мяч и называть домашнее животное. Вы будете его ловить и называть это животное ласково. Молодцы! Справились!
Логопед: Ребята, а давайте мы расскажем нашим гостям, все, что мы про них знаем. Думаю, им будет очень приятно. Какая лошадка – большая или маленькая? Какого она цвета? Что она кушает? (И так про каждое животное) Каждому ребенку дается игрушка животного, и он пробует о нем рассказать. Дети в возрасте трёх лет с помощью наводящих вопросов могут описать размер и цвет животного, назвать части тела, чем питается животное.
Логопед: Для вас и наших гостей, я приготовила сюрприз. Это части одной картинки, которую мы все вместе сейчас соберём и увидим, что на ней изображено. (У каждого из детей по одной детали. Картинку собирают на столе. На ней изображены домашние животные.) Замечательно!
Логопед: Ну что, пора нам прощаться с нашими гостями. Приходите к нам еще.
А наше занятие с вами подошло к концу. До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе на тему: Осень
Конспект игрового познавательного занятия с элементами сенсорного развития. Младшая группа
Тематический день с детьми младшей группы
Конспект НОД в младшей группе «Путешествие в сказку»
Похожие статьи:
Конспекты занятий в группе раннего возраста детского сада
Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок
Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик
Конспект занятия во 2 младшей группе. Профессия водитель
Конспект занятия во 2 младшей группе детского сада. Профессия повар