Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Тема «Слова – признаки»
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» Воронежской области
Назначение: материал будет интересен логопедам, воспитателям, учителям начальных классов
Работа логопеда в детском саду заключается не только в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. Также ведется активная работа по обучению детей грамоте,развитию фонематических процессов, расширению активного и пассивного словарного запаса, развитию связной речи. На занятиях дети знакомятся с такими понятиями, как «звук», «слово», «слог», «предложение», «согласные и гласные звуки», «твёрдые и мягкие согласные», «глухие и звонкие согласные», «слова – предметы», «слова – действия», «предлоги». Вашему вниманию предлагается одно из таких занятий, где дети знакомятся со словами – признаками.
Цель: знакомство со словами, обозначающими признак предмета
Задачи:
1)Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие признаки предметов.
2)Учить выделять слова-признаки из других групп слов.
3)Выработать умение задавать вопросы к словам-признакам.
4)Закрепить умение образовывать имена прилагательные от имён существительных.
5)Закрепить умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.
6)Обогащение активного словарного запаса.
7)Развитие мелкой моторики.
8)Развитие связной речи с помощью составления рассказа – описания.
Оргмомент
Логопед: Перед каждым из вас на столе лежит картинка с изображением предмета. Сядет тот, кто назовет этот предмет, определит живой это предмет или неживой, и назовет одно слово-действие, которое может выполнить этот предмет.
Основная часть
Логопед: Мы с вами уже знаем три группы слов: слова-предметы, слова-действия и маленькие слова - предлоги. Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов. Эти слова делают нашу речь красивой. Послушайте два предложения:
1.По небу плывут облака.
2. По голубому небу плывут большие пушистые облака.
Логопед: Какое из двух предложений вам понравилось больше? Почему? Какие слова помогли сделать это предложение красивым? - Голубое, большие, пушистые. Называя небо голубым, мы указываем его…цвет. Слово «большие» указывают на … размер облаков. Слово «пушистые» помогают нам понять, какие облака на ощупь.
Так вот сегодня мы будем говорить о словах, которые рассказывают нам о предметах, называя их форму, цвет, размер, запах, материал и т.д. – это слова-признаки.
Логопед:А теперь мы поиграем в одну интересную игру.
Описание игры: один ребенок стоит у доски, спиной к другим детям, логопед показывает предметную картинку, а ребята должны называть только слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Ребенок, стоящий у доски по описанию должен догадаться, о каком предмете идет речь.
Логопед: Какие вопросы я задавала вам, когда мы описывали предметы? – Ответы детей. Запомните, ребята, слова – признаки отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Сейчас мы с вами потренируемся задавать вопросы, если мы хотим, чтобы нам описали предмет. Для этого мы используем картинки, которые мы называли в начале нашего занятия. Дети задают друг другу вопросы о том предмете, который изображен на их картинке.
Логопед: Начнем мы нашу работу со слов - признаков, которые указывают на
цвет предмета. Какие цвета предметов вы знаете? А какого цвета вода? – Прозрачная. Есть ли у нее цвет? – Нет. Значит она какая? – Бесцветная.На доску прикрепляется схема "Цвет предмета".
Логопед: А теперь поговорим о словах-признаках, которые называют
форму предмета. Какие формы предмета вы знаете? Что может быть круглым? Про какой предмет мы скажем «овальное»? Про что скажем «круглые»? Про что «треугольная»? На доску прикрепляется схема "Форма предмета".
Логопед: Мы не можем не поговорить о признаках, которые указывают на
размер предмета. Какого размера бывают предметы? Большой, маленький. А если предмет очень большой, как мы его назовём? – Огромный. А если предмет очень маленький – крохотный. А если предмет и не слишком большой, и не слишком маленький? – Средний.На доске схема "Размер предмета".
Логопед: Сейчас мы поговорим о словах - признаках, которые указывают нам на
материал, из которого предмет изготовлен. Как правило, много предметов, созданы руками человека из каких-либо материалов.
Если Буратино сделан из дерева, то он какой?…Деревянный
Если мяч из резины, то он - резиновый.
Если стакан из стекла, то он какой? – Стеклянный.
Сумка из кожи – кожаная.
Книга из бумаги – бумажная.
Ручка из пластмассы – пластмассовая.
Машина из металла – металлическая.
Кровать из железа – железная.
На доске схема "Что из чего сделано?".
Логопед: Мы не должны забывать о том, что мы предметы можем потрогать руками, пощупать их. Например, какой на ощупь снег? Угли в костре? Кошка? Камень? Вата? Песок? Далее детям предлагаются образцы предметов разной фактуры: наждачная бумага, поролоновая губка, искусственный мех, каменки, шарики Су-джок и т.д.На доске схема "Какой предмет на ощупь".
Логопед: А еще слова-признаки помогают нам узнать
вкус предмета. Какие предметы обладают таким качеством, как вкус? – фрукты, овощи, продукты. Сейчас мы попробуем описать вкус некоторых таких предметов. Какие на вкус бывают фрукты? – Сладкие, кислые, кисло-сладкие. А овощи – кислые, горькие, соленые, безвкусные. Опишите лимон. Какой он на вкус? Клубника. Лук. Кабачок. На столе на тарелочках лежат зеленый лук, соленый огурец, кабачок, лимон, банан. В этой последовательности дети пробуют фрукты и овощи, нанизывая кусочки на зубочистки.На доске схема "Вкус предмета".
Логопед: А теперь я посмотрю, как Вы сможете по моему описанию узнать предметы. Каждому ребенку дается картинка, причем у всех картинки разные. Логопед читает описание предмета, а дети должны назвать описанные предмет.
Логопед: А сейчас давайте рассмотрим схему, которая поможет нам описать любой предмет, не забыв назвать все его главные признаки. Каждый ребенок описывает предмет.
Итог:
С какими словами мы сегодня познакомились?
На какие вопросы отвечают слова – признаки?
Что из заданий было самым сложным?
Что понравилось больше всего? – Ответ был одинаковый во всех группах: «Как кушали».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы
Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Похожие статьи:
Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе
Сценарий логопедического мероприятия с родителями в нетрадиционной форме в подготовительной группе детского сада
Сценарий логопедической игры в подготовительной группе детского сада