Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интеллектуальная игра для воспитателей ДОУ "Что? Где? Когда?"

Сценарий интеллектуальной игры для воспитателей детского сада «Что? Где? Когда?» на тему «Основные компоненты готовности детей к школе»
Данная разработка поможет старшему воспитателю уточнить и закрепить знания воспитателей по вопросу подготовки детей к школе.
Цель:
Создание условий для повышения компетентности родителей в области подготовки детей к школе.
Задачи:
• создать условия для совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению;
• способствовать формированию навыков позитивного общения родителей, умения работать в коллективе;
• способствовать формированию компетентности родителей в области подготовки детей к школе.
Методы активизации родителей:
• метод мозгового штурма - блицтурнир;
• метод дискуссии - ответы на предполагаемые вопросы;
• решение педагогических ситуаций – вопрос от родителя, интервью с ребенком;
• работа с дидактическими пособиями – разгадывание кроссворда, работа с карточками.
Игровой реквизит: игровое поле, волчок со стрелками, конверты и игровые карточки с заданиями, колонка с электронным носителем (запись музыкального сопровождения передачи «Что? Где? Когда?»), черный ящик; стимульный материал с изображением разнообразных эмоций; карты «Эмоционально-волевая сфера», видеозапись с проблемными ситуациями; кроссворд «Физические качества личности», мольберт, магнитная доска и магниты, сова.
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»
(Звучит музыка из передачи (Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»)
Ведущий: Одной из главных задач детского сада является подготовка детей к школьному обучению. Диагностирование школьной зрелости проводит педагог-психолог, однако основная работа по подготовке ребенка к школе ложится на плечи воспитателей и родителей. Поэтому наша игра будет посвящена этой теме.
(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»)
Ведущий: Сегодня начинаем прямую трансляцию весенней серии игр «(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»), позвольте представить знатоков: родители группы «Василек», капитан команды (Ф.И.О.).
(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»)
Блицтурнир
Ведущий: Уважаемые знатоки, предлагаю вашему вниманию «Блицтурнир»:
• Как вы думаете каким ребенок должен пойти в школу?
• Перечислите компоненты психологической готовности детей к школе (интеллектуальная, социально-личностная, эмоционально-волевая). Внимание! Правильный ответ.
• Назовите еще один компонент готовности к школе, который не относится к психологической готовности (физическая). Внимание! Правильный ответ.

Дети группы «Василёк» читают стихотворения.
«Я выросла»
А. Барто
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

«В школу»
А. Барто
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок,
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал,
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Перед вами игровое поле и волчок, который вы раскручиваете и выбираете вопрос.
1 раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?»)
Вопрос «Физическая готовность к школе»
Ведущий: Итак, против знатоков играет медсестра детского сада.
Медсестра: Уважаемые знатоки, известно, что забота о здоровье дошкольников – главная задача взрослых. Вопрос: раскройте важность физической готовности ребенка к обучению в школе».
(Минута на размышление. Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?» После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Ведущий: Внимание! Правильный ответ.
Выступление медсестры: (мультмедиа)
Медсестра: Обучение в школе потребуется от ребенка большой физической нагрузки. Нередко именно из-за недостаточного физического развития некоторые дети устают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координацию движений, гибкость, силу. Выносливость тесно связана с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные ученики даже при наличии у них высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Поэтому необходимо укреплять здоровье ребенка задолго до поступления в школу.
Ведущий: Уважаемые знатоки, спасибо за ответы. Надеюсь, что в нашем детском саду будут расти только здоровые дети.
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?»)

2 раунд
«Черный ящик»
Ведущий: Внимание! «Черный ящик».
(Звучит музыка из передачи (Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?». Ассистент вносит черный ящик.)
Ведущий: Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что пачкал руки. Он прошел стадию обновления и доработки. Им теперь пользуются все взрослые и дети.
(Минута на размышление. Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?». После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Ведущий: Внимание! Правильный ответ: карандаш.
Ведущий: Уважаемые родители, вот вам в подарок - карандаши и памятка «Как правильно держать карандаш». И сейчас вашему вниманию предлагаем комплекс упражнений с карандашом, который вы можете проводить дома с ребенком.

3 раунд:
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?»)
Вопрос «Интеллектуальная готовность к школе»
Ведущий: Итак, против знаков играет мама воспитанника детского сада «Мастерок» группы «Ромашка». Внимание на экран (звучит видеовопрос).
Родитель: Уважаемые знатоки, моя дочь посещает подготовительную группу детского сада. В июне исполнится 6 лет. Она не умеет писать и читать, знает только букву, совсем не умеет решать математические задачки. При этом некоторые дети в группе уже бегло читают. Я хотела дочь в школу, но опасаюсь, что она не готова к обучению. Скажите, что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу? Может быть, нам еще на один год остаться в детском саду? Посоветуйте.
(Минута на размышление. Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?». После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Ведущий: Внимание! Правильный ответ. Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей готовности к школе, а ее основа – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Данное убеждение неверно. Для ребенка, поступающего в школу, наиболее важны определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель сможет решать задачи обучения. Успешность школьного обучения во многом зависит и от возраста ребенка, поступающего в первый класс. Перед тем как отдать своего шестилетнего малыша в школу, подумайте, а стоит ли? Ведь далеко не все шестилетки готовы отказаться от игрушек и сидеть за партой. Бывает, что и в семь лет ребенок еще предпочитает игру учебной деятельности.

4 раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?»)
«Музыкальная пауза»
Танец «Весна» в исполнении детей группы «Василёк»

5 раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?»)
Вопрос «Социально-личностная готовность»
Ведущий: Итак, против знатоков играет воспитанница детского сада (звучит видеовопрос). Внимание экран.
Знатоки слушают запись интервью с ребенком:
-Хочешь ли ты идти в школу?
-Зачем тебе идти в школу? Что ты там будешь делать?
-Если играть в школу, кем ты будешь – учителем или учеником? Почему?
-Как ты думаешь, понравится ли тебе в школе? Почему?
-Как ты думаешь, где лучше – в детском саду или в школе? Почему?
Ведущий: Оцените ответы ребенка, как вы думаете, готов ли он к школе? Обоснуйте ответ.
(Минута на размышление. Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?». После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Ведущий: Внимание! Правильный ответ. Девочка имеет общее представление о школе (о том, зачем туда ходят, чему учат). Однако у ребенка не сформирована социальная позиция школьника (девочку в школе привлекает не обучение, а перемены), игровая деятельность преобладает над учебной. У детей должно быть сформировано положительное отношение к школе, учебной деятельности, учителю. Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений ему трудно будет учиться, если не сформирована социальная позиция школьника. Воспитатель должен рассказывать об учителях, школе, читать книги, организовывать просмотры видеофильмов, экскурсии в школу. Это создаст у них положительную установку на учебу в школе.

6 раунд:
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?»)
Вопрос «Эмоционально-волевая готовность»
Ведущий: Итак, против знатоков играет воспитатель детского сада.
Воспитатель: Уважаемые знатоки, я предлагаю вам рассмотреть показатели готовности ребенка к школе и выбрать те, которые соответствуют развитию волевых качеств. Правильный ответ обозначьте галочкой (раздает карточки).

Карта «Эмоционально-волевая сфера»
1 Ребенок доводит дело до конца
2 Внимательно слушает задание, выполняет его в соответствии с инструкцией взрослого
3 Усидчивый
4 Умеет классифицировать и обобщать предметы, считая до 10
5 Ребенок способен слушать других, не перебивая
6 Отсутствует выраженная задержка в речевом развитии
7 Умеет контролировать свои эмоции
8 Ребенок позитивно настроен на обучение в школе
9 Ребенок способен самостоятельно выполнять задание

(Минута на размышление. Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?». После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Ведущий: Внимание, правильные ответы под номерами 1,2,3,5,7,9.
Вопрос 4 «Умеет классифицировать и обобщать предметы, счета в пределах 10» относится к интеллектуальной готовности.
Вопрос 6 «Отсутствует выраженная задержка в речевом развитии» относится к физической готовности.
Вопрос 8 «Ребенок позитивно настроен на обучение в школе» относится к социальной готовности.
Воспитатель: Задание второе: для диагностирования у детей умения распознавать эмоции обычно используется стимульный материал. Сейчас мы с вами его опробуем. У меня имеются карточки с разными видами эмоций. Я предлагаю вам назвать каждую из них (радость, грусть, горе, удивление, интерес…)
(Выносят карточки и раздают игрокам. Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?».)
Ведущий: Уважаемые знатоки, вы должны подобрать для каждой карточки с эмоциями соответствующие картинки.
(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?». Воспитатель оказывает помощь знатокам и проверяет правильность выполнения практического задания)

Конкурс на лучшего игрока из зала
Ведущий: Пока наши знатоки отдохнут, я хочу провести конкурс на лучшего игрока из зала. Кто быстрее разгадает кроссворд.
Кроссворд «Физические качества личности»

По горизонтали:
1. Способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения интенсивности.
2. Умение действовать в изменяющихся условиях правильно и находчиво.
По вертикали:
3. Способность выполнять какое-либо действие в минимальный срок.
4. Способность мышц производить физические действия, движения.

Итоговое задание
Ведущий: Уважаемые знатоки, вот и пришла к концу интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Предлагаю подвести итоги нашей встречи и выполнить заключительное задание. Представлены четыре компонента школьной зрелости, о которых шла речь на протяжении всей игры, и карточки с основными характеристиками данных готовностей. Вы должны расположить предложенные карточки в таблице в соответствии с характеристиками каждой готовности.

Пример таблицы с правильными ответами

Интеллектуальная готовность Социально-личностная готовность Эмоционально-волевая готовность Физическая готовность Любознательность Желание получать новые знания Усидчивость Работоспособность
Запас элементарных сведений об окружающем мире Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности Умение контролировать свои эмоции Физически и психически развит
Способность к обобщению и классификации Осознание себя будущим учеником Стремление доводить начатое дело до конца Достаточно развиты двигательные умения и навыки


Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?».
Ведущий: Уважаемые знатоки, вы справились с заданием отлично. Надеюсь, что предположенная тема была интересна, а информация, которую сегодня получили, окажется для вас полезной. Большое спасибо всем участникам. Мы хотим вам подарить книжки сделанные детьми « Скоро в школу».
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?». Знатокам торжественно вручается приз.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова "Подснежник"

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Спортивные загадки для детей дошкольного возраста с ответами | Игры на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1285 дней назад (11 ноября 2018)
Просмотров: 2712
+1
Голосов: 1
СВЕТЛАНА # 11 ноября 2018 в 19:21 0
Здравствуйте уважаемая Софья Александровна! Ваша статья привлекла меня возрастом участников игры "Что? Где? Когда?" Ознакомилась подробно. Мне очень понравились методы, которые использовались в работе с родителями. Редко встретишь интеллектуальную игру, которая направлена на работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе. Дети готовясь к этой игре с родителями и воспитателями изучили не мало книг и интересных фактов о школе. Сразу быстро не ответишь на некоторые заданные вопросы. МОЛОДЦЫ!!! Подготовка большая. А главное удовольствие и пользу получили и родители, и дети. Творческих Вам успехов. Голосую +1
СВЕТЛАНА # 11 ноября 2018 в 19:24 0
Софья Александровна! Но голос почему то не зафиксировался? Почему?
Светлана Викторовна # 11 ноября 2018 в 19:27 +1
Здравствуйте, Светлана
Голоса засчитываются только от зарегистрированных пользователей и которые нажимают стрелку вверх.
Вы пишите комментарий, как незарегистрированный пользователь.
Зарегистрируйтесь на сайте, откройте этот материал, нажмите стрелку вверх и Ваш голос будет засчитан.
С уважением, редактор сайта
Светлана Ивановна Чуланова # 11 ноября 2018 в 19:36 +1
Софья Александровна мне очень понравились методы, которые использовались в работе с родителями, условия для совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; способствовать формированию навыков позитивного общения родителей, умения работать в коллективе. Спасибо Вам за работу.С уважением к Вам и Вашей работе.
Светлана Владимировна Шишкунова # 12 ноября 2018 в 22:44 +1
Добрый вечер, Софья Александровна! Прочитав Ваши методы работы с родителями и детьми в форме игры, мне очень понравились! Хорошо подготовлен материал, вопрос, стихи, музыка, дидактические пособия. Данная игра расширяет представление детей о школе, а так же учит работать в коллективе! Спасибо Вам за интересную работу.