Игры на развитие речи
Словесный волейбол
Все встаем в круг. Пошире. Кидаем мяч через центр круга. Называем существительное, а тот, кто ловит – глагол. Костер – горит, самолет – летит. За бессмыслицу – временно выходим из игры.
Укрась слово
К любому существительному подбираем как можно больше прилагательных. Например, зима. Какая она? Холодная, снежная, ледяная, суровая, долгая и т.д.
Первая буква.
Можно достать из мешка кубик с буквой и назвать скороговоркой как можно больше предметов, начинающихся с «А», «Б», «В», «Г».
Скажи наоборот (Антонимы)
Бросаем мячик и говорим «холод». Ребенок должен подобрать антоним: «жара». И дальше: «лето» - «зима», «веселый» - «грустный» и т.д.
Я знаю
В эту игру мы играли обычно с мячом. Стучали им об асфальт и твердили: «Я знаю пять имен мальчиков: Сережа, Саша, Леня, Лева, Боря». Выбирать можно что угодно: города, страны, продукты, книжных героев и т.д. Есть еще один вариант известной забавы. Все садятся в круг. Один из игроков садится в центр и обращается к кому-нибудь: «Назови пять предметов желтого цвета?», «Назови пять цветов, которые знаешь», «Пять слов на английском».
Первая и последняя буква
Водящий загадывает слово, называет первую и последнюю букву (имя существительное) и примерно описывает его. Дети должны угадать это слово. Кто угадал, тот загадывает следующий.
Я иду в поход и беру с собой
Отличная игра на развитие памяти и расширение словарного запаса.
Дети встают в круг. «Я иду в поход и беру с собой…
- Рюкзак, - говорит первый ребенок, и передает мячик другому.
- Я иду в поход и беру с собой рюкзак и ложку, - говорит второй.
- Я иду в поход и беру с собой рюкзак, ложку и лодку, - говорит третий.
Также можно играть в сюжетные игры, придумывая сказку:
Жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает игрок), посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.
Где я был?
Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.
Предлагаем детям отгадать, где мы были. Говорим, что видели медуз, морских коньков, акул.
Спрашиваем:
— Где я была? (На море.)
Предлагаем:
— А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только надо называть тех, кого вы видели много, например, много вол¬ков или много бабочек. Глав¬ное в этой игре — не отгадывание, а загадывание.
Наборщик
В качестве основного слова выбираем какое-нибудь длинное и мудреное: например, электрификация, драконология, обмундирование и т.д. Главное, чтобы было достаточно гласных и согласных. Каждому игроку по листочку бумаги и ручке. Задача: составить из исходного слова как можно больше слов. Например, ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ: ЛИК, ЛЕКЦИЯ, ТАРИФ и т.д. Победителем считается обычно автор наибольшего числа слов и самого длинного слова.
Испорченный телефон
Все садятся в ряд. Ведущий сообщает шепотом на ушко фразу первому телефонисту, а тот должен передать по цепочке всем остальным. Можно использовать скороговорки, чистоговорки, поговорки.
Три линейки
Ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.
Детям говорят, что на подносе есть разные предметы или предметные картинки. Нужно рассмотреть их и разложить на столе так, чтобы слева были те предметы, про которые говорят один, посередине — предметы, про которые говорят одна, справа — предметы, про которые говорят одно.
Сначала детям предлагают найти предметы, про которые мы говорим один. Ребенок выбирает предмет. Взрослый предлагает ему проверить себя: «Один совок—можно так сказать?» (Можно.)
Аналогичным образом раскладываются все предметы.
Рекомендуем посмотреть:
Речевые игры для детей
Развитие речи у детей. Советы для родителей
Игры на развитие речи дошкольников через импровизацию
Игра - упражнение в правильном употреблении глагола хотеть для детей 5-6 лет
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет
Игры с буквами для детей 4-6 лет
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет