Русские народные игры на развитие речи
Что ты делаешь? (Русская народная игра)
Активизировать в речи глаголы и глагольные формы, обозначающие профессиональные действия.
Игра проводится на улице. Ведущий назначает всем играющим, сидящим в кружке, работы: варить обед, печь хлеб, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т. д. Каждый участник выкапывает себе ямку, садится около, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке. Он задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит:
«Пеките все хлеб!» И все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять: «Хлеб пеку, хлеб пеку». В это время ведущий неожиданно обращается к кому-нибудь с вопросом: «Что ты де¬лаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную лично ему работу, например: «Платье шью». Если же он ошибется и назовет общую («Хлеб пеку») или замнется, то меняется местами с ведущим.
Почта (Русская народная игра)
Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
Выбирают (назначают по жребию) ведущего. Остальные игроки загадывают какое-нибудь одно действие. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог.
— Динь, динь, динь!
— Кто там?
— Почта.
— Откуда?
— Из Рязани (любой город).
— А что там делают?
— Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, ква¬кают, крякают, ныряют, барабанят, стучат, стирают и т. п.).
Все играющие должны изобразить названное действие. Кто не успел или изобразил неправильно, становится водящим.
Король (Русская народная игра)
Соотносить движение со словом, обозначающим профессию,
Кто-то из играющих по желанию становится королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определен¬ное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у короля.
Сговорившись, подходят и говорят:
Здравствуй, король!
— Здравствуйте! — отвечает король.
— Нужны ли вам работники?
— Нужны.
— Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). Король должен сказать, что делает каждый, и если сразу
назовет все верно, то работники убегают к заранее назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится королем, остальные же идут снова сговариваться по поводу работ.
Если король назовет показанное неверно, дети повторяют движения пока наконец он не определит все работы правильно. Ловить играющих король может только до тех пор, пока они не добегут до назначенного места. Если он не поймает никого, то остается королем на следующую игру. Главное в этой игре выбрать такую работу, которую трудно угадать, и таким образом заставить короля подольше исполнять свою роль.
Кузовок (Русская народная игра)
Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования.
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу: Вот тебе кузовок,
Клади в него то, что на -ок.,
Обмолвишься - отдашь залог.
Дети по очереди называют слова с ударным окончанием на -ок, например: «Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. п.). Слова повторяться не должны. Если кто-то ошибется, то кладет в корзинку залог.
По окончании игры разыгрываются залоги: корзинку накрывают платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог вынется, что тому делать?» Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, на¬пример попрыгать по комнате на одной ножке или загадку загадать, песенку спеть.
Отгадай кличку
Подбирать слова для характеристики игрушечных персонажей.
В гости к детям приходят игрушки, например, лисенок и щенок. Предлагают отгадать, как их зовут. Взрослый объясняет, что у гостей должны быть такие имена, чтобы можно было сразу догадаться, кто есть кто. Спрашивает:
- Как вы думаете, ребята, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост у него пушистый. Он рыжий, почти оранжевый, как солнышко. Догадались? Как можно звать лисенка? Лисенок, тебя зовут Рыжик? Когда все догадки будут высказаны, взрослый от лица лисенка подсказывает: «Меня зовут…», выбирает наиболее интересную кличку.
Аналогично характеризуется щенок. Он веселый, смешной, хорошо прыгает, быстрый, черный как уголь. Дети подыскивают кличку для щенка.
Щенок и лисенок предлагают детям загадки. Как зовут их друга-гнома (белочку, зайчика и т.д.), который всего стесняется? Который любит спать? Всегда ворчит? Без конца читает? Любит чистоту?
Рекомендуем посмотреть:
Речевые игры для детей
Развитие речи у детей. Советы для родителей
Игры на развитие речи дошкольников через импровизацию
Игра - упражнение в правильном употреблении глагола хотеть для детей 5-6 лет
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет
Игры с буквами для детей 4-6 лет
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет