Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мероприятие в библиотеке ко Дню Победы, 5-7 класс. Детство опаленное войной

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - Педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Герои Великой Отечественной войны, многие из которых отдали свои жизни в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Сколько их известных безвестных, шагнули в бессмертие? Самым лучшим монументом в их честь будет наша память.
День 22 июня 1941 года стал для всех народов нашей страны первым днём Великой Отечественной войны. А впереди еще 1418 дней самой тяжелой, кровопролитной и страшной войны 20 века. Только по официальным данным (далеко не полным) Центрального архива Министерства обороны России, в боевых частях сражались с врагом вместе с отцами и старшими братьями свыше 3500 воинов моложе 16 лет. И в наши дни, мирные дни тоже есть отважные и смелые мальчишки и девчонки. О них редко пишут в газетах, не часто появляются они на телеэкранах. Но от этого их поступки, их настоящие подвиги не становятся менее ценными.
Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предметам, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление, о Великой Отечественной войне читая энциклопедии, книги и журналы, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение нестандартно мыслить.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне
Библиотечный урок «Детство опаленное войной»


Лара Михеенко

Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.
И память эта прорастает в нас,
И никуда нам от нее не деться.
Что, если вдруг опять придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство...
Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не дожив, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сияние –
Ты послушай святую минуту молчанья.




Лариса Дорофеевна Михеенко родилась в 1929 в Лахте – пригороде Ленинграда. Училась в ленинградской школе № 106. Отец Ларисы погиб на фронте Советско-финской войны.
…Перед отъездом Ларисы, все ее звали Лара, успела забежать к подруге попрощаться. «Так не хочется уезжать, - вздохнула Лара. – я с собой ничего не возьму, только гитару, я без нее жить не могу…. Пиши мне».
В то летнее утро 1941 года двенадцатилетняя Лара вместе с бабушкой уехала к родственникам в деревню Печенёво Пустошенского района Калининградской области (сегодня это территория Псковской области). А воскресным днем 22 июня все жители деревни собрались на улице, у столба с репродуктором. В наступившей тишине тревожно звучали, словно отчеканенные из металла, слова диктора: «Внимание, говорит Москва!.. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков»…
Через деревню шли измотанные в боях части Красной Армии, тянулись подводы с раненными. А в небе гудели моторы фашистских самолетов, они бомбили переправы, железные дороги и вокзалы. Иногда немецкие летчики охотились за одной машиной, за повозкой с беженцами на проселочной дороге.
Лара с бабушкой так и не смогли вернуться в родной Ленинград. Но удалось отправить письмо. «Дорогая мамочка, - писала Лара, - железную дорогу в Пустошке разбомбили, приехать не можем. Это письмо я посылаю с солдатом…. Не расстраивайся, кончится война, приедем домой…»
Но вернуться было не суждено. Уже в конце лета и деревня, и вся округа были оккупированы фашистскими войсками. Дядя, у которого гостила Лара с бабушкой, стал служить немцам, он был назначен старостой деревни Печенёво. Сколько ненависти к предателю было во взгляде девочки.
Пришлось Ларе и бабушке перебираться из дома в маленькую, старую баньку в огороде. Наступил голод: варили похлебку из картофельных очисток, ели лебеду. Приходилось и побираться, чтобы не умереть с голоду, иногда выручали соседи.
На станции в Пустошке под лай овчарок, крики и слезы матерей в товарные вагоны загоняли юношей и девушек.


Увозили на принудительные работы в Германию

Их увозили на принудительные работы в Германию, где всех ждал рабский труд на заводах и шахтах, на полях и фермах. За неповиновение – суровое наказание, вплоть до расстрела.
Лара Михеенко вместе с подругой не стали дожидаться, когда и им придет повестка, и решили уйти в партизанский отряд.
Сначала партизаны не хотели брать в отряд таких маленьких бойцов. Слишком суровая и опасная жизнь в лесу. Девочкам на следующее утро дали якобы «очень важное задание», но для этого надо было вернуться в деревню. Командир отряда предполагал, что Лара с подружками все-таки передумают и останутся дома, но девочки, выполнив поручение, вернулись обратно в отряд. Вскоре они стали храбрыми разведчиками. Лара выполняла такие задания, которые не смог бы выполнить взрослый. Небольшого роста, большеглазая, она не привлекала внимание. Этот не то потерявшийся, не то просто идущий по своим делам ребенок совсем не похож на грозного партизана…. Но Лара все примечала, все запоминала. А еще незаметно на базарах или в других людных местах раскладывала листовки.
Однажды Лара с подругой взяли пустые корзинки и отправились будто бы за капустной рассадой в деревню Орехово. Там фашисты собрали скот, который отобрали у жителей окрестных деревень. Босоногие девочки с корзинками спокойно прошли мимо охраны и благополучно вернулись в отряд. Но они уже узнали численность гарнизона, расположение огненных точек и постов охранников. И вскоре партизанский отряд совершил дерзкую операцию. Фашисты ы панике бежали, а партизаны сумели отбить весь скот.
Летом 1943 года началось знаменитое сражение на Курской дуге. Это было одно из величайших сражений Великой Отечественной войны. Победа в Курской битве окончательно развеяла все надежды гитлеровской Германии.



Лара Михеенко
Война начавшись, Ларе не позволила,
Вернуться в свой Родимый Ленинград,
Фашисты диктовали там условия,
В «Пустошнино» вошёл СС отряд.
Она там отдыхала на каникулах,
Но немцы захватили весь район,
Борьбу с фашизмом, Лара себе выбрала,
Поставив жизнь девичию на кон.
От немцев к партизанам Лара выбралась,
Разведчиком она хотела стать,
Победа над врагом во снах ей виделась,
Душа горела, рвалась воевать.
Ходила по округе, вся ободрана,
Как нищенка ходила там и тут,
И собирала данные народные,
Кто где стоит, чего куда везут.
А после вновь в отряд к Майору Рындину,
Шестой Бригады, бравый командир,
Доклад про немцев,- где чего увидела,
Отряд в ружьё, порядки наводил.
То мост взорвут, то склад с немецким порохом,
Обоз у немцев с пищей уведут,
То эшелон в откос уходит с грохотом,
Спокойной жизни немцу не дают.
Предатель выдал юную разведчицу,
Допросы, пытки, тело всё в крови,
Патриотизм не рушится, не лечится,
«Не знаете вы к Родине Любви».
Так отвечала Ларочка мучителям,
Ни разу не ответив на вопрос,
Фашисты расстреляли, согнав жителей,
И залп расстрела Ларочку вознёс.
Душа взлетала в небо, столь манящее,
Свет впереди нёс радость и покой,
Прожила Лара жизнью настоящею,
Мы Помним и Гордимся мы Тобой.
Андрей Григорьев


Тайна запиской книжки
Залпы артиллерийского салюта в честь войск, освободивших города Орел и Белгород, гремели в Москве 5 августа 1943 года. Этот салют был первым за время Великой Отечественной войны. Вот почему Орел и Белгород называют городами первого салюта. Всего за годы Великой Отечественной войны прозвучало 365 победных салютов
В победных залпах самого первого салюта в честь победы наших войск в Курской битве есть и заслуга Лары – Ларисы Дорофеевны Михеенко, юной героини. Конечно, по имени и отчеству ее никто еще не называл…
Во время Курской битвы для помощи Красной Армии партизанами многих оккупированных областей была проведена боевая операция, вошедшая в историю под названием «Рельсовая война». Партизаны решили взорвать железнодорожный мост через реку Дрисса на линии Полоцк – Невель. В этой операции участвовала и Лара.



- Все, уходим! А то скоро появится часовой. Сейчас подожгу, и мост взлетит на воздух. – Минер уже установил заряд и размотал запасной шнур.
Лара посмотрела на уходящие вдаль сверкающие рельсы:
- Хорошо бы взорвать мост вместе с поездом, который везет танки и пушки.
- А часовой на мосту будет спокойно смотреть, как ты шнур поджигаешь? – Партизан-минер покачал головой.
- А я тихо, как мышка, часовой ничего не заметит! Разрешите! Уже слышно, как поезд идет!
Лара сумела незаметно подобраться к замаскированному запальному шнуру и поджечь его в нужную минуту. Мост был взорван вместе с вражеским эшелоном. За этот подвиг уже после войны Лара будет награждена орденом Отечественной войны 1 степени, но с гордостью носить его ей, не было суждено.




Орден Отечественной Войны 1 степени

Осенью 1943 года Лара Михеенко вместе с двумя партизанами пошла в разведку в деревню Игнатово. Нашелся предатель, и дом, в котором находились партизаны, окружили враги. Завязался неравный бой. Партизаны погибли, а Лару схватили. Фашисты не догадались обыскать девочку, и во время допроса Лара выхватила из кармана пальто гранату, бросила в гитлеровцев. Граната не взорвалась….



Лариса Михеенко после жестоких пыток была расстреляна 4 ноября 1943 года.юной героине исполнилось всего 14 лет. Подвиг Ларисы Михеенко не забыт. Сегодня в Санкт-Петербургской школе № 106, в Хотьково существует музей Ларисы Михеенко.


Лариса Михеенко музей Хотьково

В 1967 году в городе Хотьково Московской области Ларисе был установлен памятник. Именем юной героини названы улицы в нескольких городах страны.



Юная партизанка - о подвиге Лары Михеенко
Страна живет размеренно, красиво,
Все счастливы и радуются дню.
Но жизнь бывает так несправедлива
Преподнеся порой нам горе и беду.
Растёт девчонка в самом Ленинграде,
Шалит как мальчик, но добра к другим.
Любит учиться, книжки всё читает,
Животных с улицы больных всё собирает.
О всех заботится, всех любит, бережёт.
Как дети всей страны—
Каникул летних ждёт.
Ура, каникулы! Жара! Июнь! Деревня!
Что может лучше быть для нашей детворы?
Но тучи вдруг сгустились над страною,
Напал фашист на Родину родную.
И встала вся страна, все как один в ряду.
Кто-то на фронте воевал, а кто в тылу.
И наша Лара тут не стала исключеньем,
Ведь дядя старостой у немцев был,
И это стало для нее великим потрясеньем.
Как Родине помочь? Где взять ей сил?
В деревне твердят: «Партизаны в лесу!»
А немцы бесчинствуют всюду.
Отправляют парней и девчат на войну
В чужую страну, не родную.
Но девочки решили в лес уйти
И партизанский там отряд найти.
Готовы на любые испытанья,
Ходить в разведку, выполнять заданья.
О, счастье! Партизан они нашли
И первое заданье получили:
Пойти в деревню и узнать, где скот,
Который немцы у крестьян отбили.
И девочки идут и смотрят всё вокруг,
Хотя и милостыню просят, как сиротки.
В войну таких детей ведь было много:
Сиротки, беженцы и просто беднота
Уж очень трудная была пора тогда.
Отряд волнуется, и юных партизанок ждут,
А вдруг поймали и уже пытают?
Но смотрят—наши девочки идут!
Босые, все дрожат, очень устали.
А сведенья, что дети принесли,
Были точны, важны, просто бесценны
И партизанам очень сильно помогли.
И вот настал тот долгожданный день
И клятву партизан они приносят!
На верность родине и ненависть к врагам,
Сквозь всю войну, которую проносят.
Заданий Ларе сложных череда:
То раздаёт листовки прямо в церкви,
То просится пожить, как сирота.
Сама же с немцев глаз не отрывает,
С ребёнком ходит в поле погулять
Чуть что узнает, так бегом в отряд.
А вот на дереве с подружками сидят,
Кричат, как птицы, чтобы наши знали,
Какая техника у немцев здесь идёт
И партизаны чтоб не оплошали.
Вот Лара и связной отряда стала,
Рискует жизнью каждый божий день.
Однажды письма немцев прочитала,
Узнав, где немцев части
Таятся среди русских деревень.
Холодным и дождливым вечерком
Пошла Лариса выполнять заданье,
Зашла в деревне в самый крайний дом,
Там жили люди верные призванью.
Но немец, как бывало в той войне,
Напал, что скрыться они не успели
И бились партизаны как могли.
И Ларочка не стала исключеньем.
Подругу-девочку отправила в отряд
Для партизан с особым донесеньем.
Она спасла ей жизнь, дала уйти,
Сама вступила в этот бой смертельный,
Хотела всех гранатой извести,
Но взрыва не последовало, к сожаленью.
Боль! Слезы! Фашисты били сапогами,
Её пытали, избивали много раз.
Хотели выведать, где наши партизаны,
Но Лара до конца им не сдалась.
Убили Ларочку в холодном ноябре…
Был холод, снег, но это лишь природа.
Фашисты оборвали ее жизнь
Такую сложную, короткую дорогу.
Девчонка-пионерка в 14 лет.
Ей было и больно, и страшно.
Но мальчик соседский поднял пионерский жест
И она поняла – не напрасно
С врагом воевала, спасая других
И духом окрепла родная.
Стрелял и не мог понять фашист,
Чему радуется девчонка озорная.
Теперь в деревне Игнатово есть обелиск,
Он расскажет нам с вами, кто там убит.
Много дружин пионерских носило имя партизанки
И для школьников она была примером ярким.
В ленинградской школе Ларина парта есть,
Сейчас лишь отличники за неё могут присесть.
И улицы носят её имена
Не только в поселках, но и городах.
А вот и судно морское плывет
«Лара Михеенко» каждый его зовёт.
И песни писали, посвященные ей
Военные фильмы снимали о жизни детей.
На Камчатке, в Сибири – везде и всегда!
Память о Ларе будет жива…
Мария Чунаева



Рекомендуем посмотреть:

Устный журнал для 5-11 класса ко Дню Великой Победы с презентацией Обзор книг о Великой Отечественной войне для 3-6 классов Сценарий литературно-музыкальной композиции для школьников "Дети войны" с презентацией Внеклассное мероприятие в 5 классе. Блокада Ленинграда
Беседа о природе в библиотеке, 5-6 класс | Беседа о детской литературе для школьников
Опубликовано: 1754 дня назад (6 февраля 2020)
Просмотров: 1761
+24
Голосов: 24
Ольга Васильевна Яковлева # 6 февраля 2020 в 21:22 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Нужный, актуальный, ценный библиотечный урок Вы провели. Необходимо рассказывать детям о героях войны. голос
Ирина Николаевна Кириллова # 7 февраля 2020 в 14:29 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение! Мероприятия о военных событиях всегда наполнены драматизмом и болью, а когда говорится о детях войны - пробирает до слез. Так и в Вашем уроке используются очень проникновенные стихи. Эмоциональное, трогательное, потрясающее мероприятие! Примите голос!
Елена Дмитриевна Шадрина # 8 февраля 2020 в 11:28 +2
Добрый день, Инна Владиславовна! С удовольствием посмотрела Ваш очередной библиотечный урок. Урок написан грамотно, выдержаны цель и задачи, которые вы реализовали. Тема подобрана и выбрана Вами очень важна для нашей страны. Так представлены яркие, красочные фотографии и картины, где виден весь процесс.
Голосую за Вашу работу! Примите голос!
Ольга Константиновна Макарова # 8 февраля 2020 в 15:50 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение и примите голос за бесценный урок истории!
Светлана Владимировна Иванова # 8 февраля 2020 в 21:49 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за предоставленный материал. Обязательно воспользуюсь при проведении бесед о юных героях войны. Примите мой голос.
Марина Дмитриевна Солодова # 9 февраля 2020 в 12:41 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение на мероприятие в библиотеке ко Дню Победы, 5-7 класс. Детство опаленное войной. Тема, которая всегда вызывает трепет в душе. Материал познавательный и необходим нашим ребятам. Грамотно преподали тему. Увидела книгу "Партизанка Лара" - книга моего детства. Прочитала от корки до корки. Спасибо вам за этот материал. Голос!
Софья Владимировна Юхнина # 9 февраля 2020 в 19:53 +1
Инна Владиславовна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на Библиотечный урок «Детство опаленное войной». Актуально! Грамотно! Оформление на высоте, содержание наполнено драматизмом. Примите мой голос +8, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Валентина Петровна Чурепкина # 10 февраля 2020 в 13:20 +3
Низкий поклон тем людям, которые не дают забыть историю нашей страны, которые воспитывают в молодом поколении чувство гордости за свою Родину, учат чтить память о тех, кто защищал ее. Очень трогательный материал, проникновенные стихии, интересные фотоматериалы представлены вами. СПАСИБО! Голос от души + 9. С уважением, В.П.
Тамара Александровна Новичкова # 18 февраля 2020 в 20:26 +4
Инна Владиславовна, добрый вечер! Вы провели урок, который в настоящее время актуален, как никогда. Мы должны рассказывать нашим детям о тех страшных военных днях, о солдатах, защитивших мир на земле. Среди взрослых были мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод и бед, горе военных лет. Но не согнулись они под тяжестью, только стали сильнее и мужественнее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими. Рассказывать о подвиге этих ребят, значит отдать должное памяти своих героев. Герои живы, пока живы их подвиги в сердцах народа, в сердцах юного поколения. Ваш материал способствует патриотическому воспитанию. Вы делаете доброе, полезное дело. Спасибо, за ваш благородный труд. Голос.
Валентина Сергеевна Вешкина # 13 июня 2020 в 19:26 +1
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Благодарю за приглашение побывать на Вашем уроке, посвященном детям-героям. Тема важная, трудная, необходимая современным детям. Современные школьники- впечатлительные, эмоциональные дети, но с "кликовым" сознанием: увидели, удивились и забыли, увидев что-то новое. Ваш материал помогает прочувствовать, прожить историю судьбы маленького человека с яркой судьбой героя, который жертвует собой ради других людей. Спасибо за точные иллюстрации, проникновенные стихотворные строки. Примите голос!