Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие, 5-7 класс «Кино приходит в Россию»

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Наверное, нет на свете человека, который не любил бы кино... Эта история началась в самом конце ХIХ века. Именно тогда, а точнее, в мае 1896 года, в Петербурге, в саду «Аквариум» состоялся первый в истории России сеанс кинематографа. Так начиналось кино в России. На наших уроках мы поговорим с вами о истории кинематографа в нашей стране. Вы узнаете не только о том, как рождался и развивался кинематограф, но познакомим с различными видами кино, с людьми, чей труд, талант и творчество создают это «обыкновенное чудо» - кино.
Хочется надеяться, что наши уроки, путешествие в удивительный мир кино будут интересны вам. За несколько уроков обо всём рассказать невозможно. Но это будет всего лишь несколько эпизодов из интересной, увлекательной истории кино...
Но вот уже вспыхнул свет, щёлкнула «хлопушка» и раздалась ко-манда: «Камера! Начали!»
Мероприятие рассчитано на учащихся 5 – 7 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме. По выбору учителя, это может быть библиотечный урок, внеклассное мероприятие, беседа, классный час.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие кино
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об удивительном мире кино, кинематографе
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к российскому кино
Оборудование: выставка книг о кино и кинематографе
Библиотечный урок «Кино приходит в Россию»

Только сеанс начнётся –
Сразу часы заскрипят,
Сразу стрелка качнётся
Наоборот, назад.
Что же там было вначале?..
Борис Слуцкий


Демонстрация фильма. Гравюра конца 19 века

Прошло менее пяти месяцев со дня знаменитого киносеанса в парижском «Гранд-кафе», и уже в мае 1896 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» извещала читателей, что в увеселительном саду «Аквариум» с 4 (16 по новому стилю) мая и ежедневно идут сеансы «Живой фотографии, или Синематографа братьев Люмьер». После первого сеанса газета «Петербургский листок» писала: «Восторг зрителей был громадный, так что по требованию публики пришлось ещё раз показать картину, изображающую прибытие поезда». Среди зрителей первых сеансов были критик и искусствовед Владимир Стасов, известный композитор Александр Глазунов. Позже Стасов напишет: «Что-то необычное, ни на что прежде не похожее и такое, чего раньше нашего века никогда и... быть не могло. И мы с Глазуновым были тут в таком необычайном восхищении, что по окончании представления громко и долго хлопали в ладоши и громко кричали».

Афиша первого российского художественного фильма

Афиши начала 20 века

В Москве первый киносеанс состоялся чуть позже, 14 (26) мая, в театре сада «Эрмитаж».
Летом того же 1896 года кинематограф стал одной из самых популярных новинок на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Корреспондент «Одесских новостей» и «Нижегородского листка»
Максим Горький посетил киносеанс и написал об этом свой отклик: «Экипажи идут с экрана прямо на вас, пешеходы идут, дети играют с собачкой, дрожат листья на деревьях, едут велосипедисты... Перед вами кипит странная жизнь - настоящая, живая, лихорадочная жизнь... На вас идёт издали курьерский поезд - берегитесь!.. Публика нервно двигает стульями - эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и всё раздавит...» И уже тогда Горький предскажет кинематографу «ввиду его оригинальности широкое распространение».

Оператор. Гравюра конца 19 века

Тайна записной книжки
В Петергофе, в одном из залов Большого дворца, 13 июля 1896 года для императора Николая 11 был устроен киносеанс. 8 камер-фурьерском журнале, в котором записывалась буквально по часам вся жизнь императора, отмечено: «В 10 часов вечера Государь Император и Государыни Императрицы с Великим Князем Михаилом Александровичем и Великого Княжною Ольгою Александровною выезд имели в Большой Петергофский Дворец, где изволили смотреть живую фотографию под названием Кинематограф, представляемую приглашенным для сего французским подданным Люмьером...»

Открываются и постоянные кинотеатры - их в то время чаще называли «электротеатры» и «иллюзионы». Так, 26 декабря 1897 года открылся «Электрический театр» на Красной площади в Верхних торговых рядах (это будущий ГУМ). Сеансы проводились каждые полтора часа ежедневно с 14:00 и до 23:00.
Один из первых русских кинооператоров - Ю. Желябужский вспоминал, как он часто в Москве посещал «иллюзион», располагавшийся на Кузнецком Мосту. Сеанс продолжался минут пятнадцать - двадцать. Кинопроектор находился за экраном, фильм смотрели «на просвет». Перед каждым сеансом полотняный экран приходилось смачивать водой из пульверизатора, чтобы он стал «прозрачнее». Русские операторы - профессионалы и любители - начинают снимать свои первые фильмы. Осенью 1896 года харьковский фотограф, а теперь и кинооператор, А.К. Федецкий снимает религиозную церемонию - перенесение чудотворной иконы из Куряжского монастыря в Харьков. В Москве актёр В.А. Сашин-Фёдоров в том же году снимает хроникальные сюжеты о повседневной жизни большого города, театральные события и репетиции, которые демонстрирует в Театре Корша после окончания спектаклей. Среди них - «Конно-железная дорога в Москве», «Игра в мяч», «Вольная Богородская пожарная команда». Сашин-Фёдоров даже делает, говоря современным языком, ремейк люмьеровского «Политого поливальщика». В «Театральных известиях» от 30 августа 1896 года читатели могли прочесть такие стихи:
Я изумлён, я ошарашен...
Какой нежданный инцидент!
Кто б думать мог, что комик Сашин
Люмьеру будет конкурент!


Примерно в то же время в кино появляются два новшества, надолго определившие характер кинематографа тех лет. И если опыты со звуком и цветом пока ещё не дали результатов, то появление на экране титров, поясняющих действие фильма, а в зале звучащей музыки - стало маленькой революцией. Рождались новые выразительные возможности кинематографа.
В 1913 году на территории Российской империи работало более полутора тысяч постоянных кинотеатров, а уже через два года - около четырёх тысяч! Журнал «Сине-фоно» публикует статью А. Серафимовича «Машинное надвигается». В ней есть такие строки: «Пройдитесь вечером по улицам столиц, больших губернских городов, уездных городишек, больших сёл и посадов, и везде на улицах с одиноко мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же. Вход, освещённый фонариками, и у входа толпу ждущих очереди - кинематограф.... Загляните в зрительную залу, вас поразит состав публики; здесь все - студенты и жандармы, писатели.... Офицеры и курсистки, всякого рода интеллигенты. В очках, с бородкой, и рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники, словом - все...»

Первые фильмы
Наши старые фильмы о зле и добре,
О вопросах, что мучают в юные годы,
Почему, для чего мы живём на земле,
В чём отличие рабства от света свободы.
Лица юных артистов, которых уж нет,
Их одежда, манеры совсем устарели,
Шлют они из прошедшего всем нам привет,
И упорно стремятся к намеченной цели.
Их герои скромны, быт простой без прикрас,
Все живут ради будущих преображений,
И мечтают о счастье, как каждый из нас,
И, что рай создадут - никаких нет сомнений.
Жизнь их - слава труду, жизнь их - слава мечте,
Где не ищут богатств, но духовно богаты,
Каждый - добрый хозяин на этой земле…


Дранков Александр Осипович

Осенью 1908 года основатель «Первого синематографического ателье» Александр Дранков извещал уважаемую публику: «затратив громадные средства и массу труда и времени, я приложил все усилия. Чтобы настоящая картина как в техническом выполнении, так и в самой обстановке и её исполнителей стояла на том высоком уровне, какой подобает ленте, делающей эру в нашем кинематографическом репертуаре».
Речь шла о первом отечественном игровом фильме «Понизовая вольница» (другое название «Стенька Разин»). Премьера состоялась 15 октября 1908 года, именно этот день принято считать датой рождения отечественного кинематографа.
«Понизовая вольница» - это экранизация известной песни «Из-за острова на стрежень» (стихи - Д. Садовников). Продюсером, если говорить современным языком, был Александр Дранков. Сценарный план написан В. Гончаровым, а режиссировал актёр В. Ромашков. Роль Степана Разина исполнял Е. Петров-Краевский. Снимали фильм сам Дранков и начинающий оператор Николай Козловский. Для съёмок выбрали берега широкого озера Разлив, заменившего Волгу.
Как часто делают и в наши дни, премьера «Понизовой вольницы» проходила торжественно. Известный композитор М. Ипполитов-Иванов к премьерному показу написал музыку. В некоторых «электротеатрах» специально приглашённые хоры исполняли песни «Вниз по матушке по Волге» и «Из-за острова на стрежень».
Ну а что можно сказать о первом русском фильме? Он состоял из шести эпизодов - «живых картин», снятых с одной точки неподвижным аппаратом. Действие поясняли титры. Массовка отчаянно жестикулировала, потрясала саблями и кулаками. Княжна плясала «восточный» танец. Потом казаки вручили Разину письмо, якобы перехваченное, где княжна пишет своему возлюбленному. Атаман бросил изменницу в воду. Вот и всё. Последний титр гласил: «Смерть княжне! Волга-матушка! Ты меня кормила и поила, на своих волнах укачивала - прими мой дорогой подарок!» Фильм длился около семи минут.
«Из новинок отметим картину «Стенька Разин». В техническом отношении она исполнена прекрасно, - писал «Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге». - Видно, что г. Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования... Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками, очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу».

Александр Осипович Дранков (1886-1949) - фотограф, кинооператор, успешный кино предприниматель, один из пионеров российского кинематографа. Свою кинематографическую карьеру начал с выпусков традиционных кинохроник. Дранкову удавалось снимать не просто хронику, а уникальные исторические события и свидетельства. Он обладал незаурядным талантом организатора и рекламного агента. Газеты и журналы того времени пестрели броскими объявлениями: «Первое в России синематографическое ателье! Выделка лент для синематографов! Сюжеты злободневные! События России и окраин! Виды городов и деревень!»
В 1908 году он первым снял великого русского писателя Л.Н. Толстого. Это был настоящий документальный фильм, показывающий Толстого во время его поездки из Ясной Поляны в Москву. Но для этого Дранкову пришлось проявить изобретательность и настойчивость. В ателье Дранкова был снят и первый киносериал - «Сонька Золотая Ручка» (1914-1915). После революции А.О. Дранков эмигрировал.

Ханжонков Александр Алексеевич

Рассказывая об этом периоде истории отечественного кинематографа, нельзя не вспомнить Александра Алексеевича Ханжонкова (1877-1945). Он начинал свою деятельность в кино не в столичном тогда Петербурге, а в Москве. Со своим первым художественным фильмом он отстал от Дранкова лишь на несколько недель. Зато по размаху и предприимчивости этого человека вполне можно сравнить, например, с Леоном Гомоном, основателем французской кинокомпании «Гомон».
Ханжонков был офицером, служившим в Донском 1-м казачьем полку, который квартировал в Москве. В 1905 году он уволился из армии по состоянию здоровья и получил полагавшиеся при этом 5 тысяч рублей - огромную по тем временам сумму. Тогда Ханжонков уже был всецело увлечен кинематографом. Первые фильмы братьев Люмьер он увидел, как только они попали в Россию.

Ханжонков. Кинофабрика

Кинофабрика Ханжонкова (рабочий момент)

В 1906 году в Москве был основан Торговый дом «А. Ханжонков и К°» для «торговли кинематографическими лентами, волшебны-ми фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами». Поначалу Ханжонков занимался только прокатом заграничных фильмов, затем стал снимать хроникальные ленты. Но вскоре начал работу над художественными фильмами. Первым из них была «Драма в таборе подмосковных цыган», отснятая в конце 1908 года. Фильм длился 6 минут, оператор снимал настоящий цыганский табор, остановившийся в подмосковном Кунцеве. Перед съёмочной камерой цыгане вели себя очень скованно, фильм явно не удался. Но в следующем году вышли фильмы Ханжонкова «Песня про купца Калашникова», «Ванька-ключник», «Русская свадьба XVI столетия», которые зрители встретили восторженно.
К этому времени Ханжонков уже стал собирать вокруг себя талантливых актёров, режиссёров, сценаристов. Прошло всего несколько лет, и его Торговый дом стал крупнейшим в России кино-производителем. Ханжонков построил в Москве один за другим несколько больших кинопавильонов, настоящих кинофабрик не виданного до этого размаха. Вскоре число снятых там фильмов исчислялось уже десятками и сотнями. В основном, это были экранизации русской классики, например «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Мёртвые души», «Унтер Пришибеев».

Иван Мозжухин в фильме "Пиковая дама" (1916 г. Реж. Я. Протазанов)

"Пиковая дама" фильм 1910 г

Экранизация "Евгения Онегина" 1911 года

Гоголь Н.В. "Мёртвые души"

Гоголь Н.В. "Мёртвые души"

Во многих фильмах главные роли исполняли Иван Мозжухин и Вера Холодная - эти актёры стали первыми русскими звёздами немого кино.
Кроме художественных фильмов кинофабрики Ханжонкова выпускали образовательные ленты по географии, ботанике, зоологии, медицине. В технике объёмной анимации был снят мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами» - первый в мире опыт покадровой съёмки кукольных персонажей. А помимо кинопродукции Ханжонков стал издавать журнал «Вестник кинематографии», а затем и ещё один - «Пегас».

Полнометражный фильм «Оборона Севастополя» 1911 г

Полнометражный фильм «Оборона Севастополя» 1911 г

Полнометражный фильм «Оборона Севастополя» 1911 г

В 1911 году на экраны вышел первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», посвящённый Крымской войне 1853-1856 годов. Он длился почти два часа. Говоря современным языком, кинофирма Ханжонкова сняла настоящий супербоевик с огромным количеством батальных сцен на суше и на море. Впервые в мире они снимались не одной, а двумя камерами с разных точек. Иван Мозжухин сыграл в фильме роль адмирала Корнилова, погибшего в Севастополе. В съёмках батальных сцен участвовали солдаты русской армии и матросы Черноморского флота, которых предоставил в полное распоряжение Ханжонкова император Николай II. Заканчивался фильм документальными кадрами, запечатлевшими подлинных героев обороны Севастополя, которые к тому времени оставались в живых. Глубокие старики по очереди подходили к камере и кланялись - эта режиссёрская находка производила на зрителей сильное впечатление.
Первыми зрителями, кстати, были сам император и члены его семьи, для которых Ханжонков устроил показ в октябре 1911 года в царском дворце в крымской Ливадии. А в крупных кинотеатрах демонстрация фильма сопровождалась... стрельбой. Холостые пушечные выстрелы за кулисами сопровождали батальные сцены.
Выйдя на экраны, фильм Ханжонкова стал настоящим событием в жизни России, но, к сожалению, полный вариант «Обороны Севастополя» не сохранился. В 1913 году А. Ханжонков в Москве на Триумфальной площади открывает свой электротеатр «Пегас». На открытие, как писали газеты того времени, собралась «вся Москва». В «Доме Ханжонкова»,

Дом Ханжонкова кинотеатр в Москве

так его стали называть, проводились первые бесплатные киносеансы и кинофестивали, показывали образовательные и научно-популярные ленты. Проходили и торжества, на которых можно было увидеть звёзд русского кино - Ивана Мозжухина, Веру Холодную... Это был настоящий центр кинематографической и культурной жизни. За свою долгую историю кинотеатр поменял несколько названий, с конца 30-х годов ХХ столетия стал называться «Москва». В 1991 году здесь был организован Киновидеоцентр Союза кинематографистов - «Дом Ханжонкова».
Русское кино становилось на ноги, крепло и уже ни в чём не уступало зарубежному. Среди кинематографистов появляются первые профессионалы, постоянно ведутся поиски специальных, кинематографических, выразительных средств - формируется особый язык кино. Так рождается новое, самостоятельное искусство, живущее по своим законам, имеющее своих героев и открывающее уникальный, неповторимый мир - мир кино...
«Кинофабрики» и «киноателье» Ханжонкова, Талдыкина, Ермольева, Тимана, Гардина и многих других выпускали один фильм за другим. И, как писал журнал «Пегас» в 1915 году, не было ни одного писателя, кто не попытался 6ы сочинить что-либо для кинематографа.

Тайна записной книжки

Памятник Александру Алексеевичу Ханжонкову в Ялте

Сегодня в Ялте, где Ханжонков провёл последние годы жизни, стоит памятник. Александр Алексеевич сидит на бронзовой скамье, словно 6ы дав себе короткий отдых между съёмками двух эпизодов. Правой рукой он опирается на бронзовую кинокамеру, а левой держит бобину с плёнкой. Памятник установлен неподалёку от одного из зданий Ялтинской киностудии. В 1917 году Александр Ханжонков обустроил в солнечной Ялте базу для съёмок, где было снято немало фильмов, например «Король Парижа». При Советской власти база была преобразована в Ялтинскую киностудию. Говоря о Ханжонкове, нельзя не вспомнить добрым словом и его жену Веру Дмитриевну Ханжонкову (1892 - 1974) - его верного друга и помощника. Вера Дмитриевна много лет проработала в Госфильмофонде России научным сотрудником. Благодаря её трудам (в Госфильмофонде её уважительно величали «бабушкой Ханжонковой») была сохранена богатейшая коллекция дореволюционного кино. В прямом смысле слова возрождены к жизни уникальные первые киноленты отечественного кино - фильмы Протазанова и Гончарова, Дранкова и Ханжонкова, Бауэра и Старевича и многих других пионеров русского кинематографа.

Между тем в России уже близились грандиозные перемены. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1917 году случилась Февральская революция, затем октябрьские события, Гражданская война.
В 1920-е годы на базе кинофабрики Ханжонкова была организована знаменитая киностудия «Мосфильм». Первый фильм, снятый здесь при новой, Советской власти, назывался «На крыльях ввысь». Он вышел на экраны страны 30 января 1924 года. Эта дата и считается днём рождения «Мосфильма».

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии Библиотечный урок для учащихся 5-8 класса на тему: Третьяковская галерея Православный библиотечный урок, 5-8 класс на тему: «Днесь светло красуется преславный град Ростов!» Библиотечный урок в 7 классе. О пользе энциклопедий и словарей
О детях войны для 5 класса | Внеклассное мероприятие к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 5-7 класс
Опубликовано: 1758 дней назад (1 марта 2020)
Просмотров: 1703
+27
Голосов: 27
Ирина Николаевна Кириллова # 1 марта 2020 в 14:09 +2
Добрый день, Инна Владиславовна! С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией. Много узнала для себя нового и интересного. Отличный материал - интересный, познавательный! Всё материалы, которые вы размещаете на сайте несут нужную информацию, но публикации у вас отличаются глубиной изучения вопроса. Творческих Вам успехов! ГОЛОС +2.
Светлана Константиновна Бычкова # 2 марта 2020 в 12:59 +2
Добрый день, Инна Владиславовна! Ознакомилась с библиотечным уроком "Кино приходит в Россию", очень интересная публикация расширяющая представление об удивительном мире кино, прекрасно проиллюстрирована. Дальнейших вам творческих успехов! Голос!!!
Ольга Анатольевна Котенко # 2 марта 2020 в 19:47 +1
Инна Владиславовна, здравствуйте. С большим интересом познакомилась с Вашей публикацией "Внеклассное мероприятие, 5-7 класс «Кино приходит в Россию». Мне понравился материал. Много фотографий, рассказывающих об истории кино в нашей стране. Содержательной и увлекательное занятие для школьников. Голая для Вас!
Тамара Александровна Новичкова # 3 марта 2020 в 19:27 +1
Библиотечный урок «Кино приходит в Россию» даёт возможность расширить знания о кинематографе, о первых фильмах и их создателях. Публикация грамотно оформлена, подобраны интересные фотографии. Такой урок несомненно поможет детям узнать много нового о российском кино. Инна Владиславовна, вы в очередной раз доказали свой профессионализм, умение интересно и в доступной форме донести до слушателя историю кино. Голос.
Людмила Александровна Козырева # 3 марта 2020 в 21:50 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна. интересный, увлекательный урок о истории кинематографа, очень хорошо проиллюстрирован. После прочтения материала возникает желание посмотреть первые фильмы, о которых было рассказано. Спасибо за урок. Голос.
Софья Владимировна Юхнина # 6 марта 2020 в 11:10 +1
Инна Владиславовна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на библиотечный урок «Кино приходит в Россию».
Познавательно! Увлекательно! Информационно! Такие интересные факты о кинематографе, ЗДОРОВО!!!
Хочется ещё отметить красивые иллюстрации, фото, которыми оформлена публикация.
Голосую +7, УСПЕХОВ!!!
Ольга Васильевна Яковлева # 6 марта 2020 в 13:48 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Мне очень понравился библиотечный урок! Познавательно, увлекательно, интересно! голос
Валентина Николаевна Матвиенко # 12 марта 2020 в 21:00 +11
Отличный библиотечный урок-- интересный и познавательный! Инна Владиславовна, мне особенно приятно было читать о нашем знаменитом земляке--организаторе кинопромышленности,продюсере, режиссёре,сценаристе, одном из пионеров русского кинематографа--А.А.Ханжонкове. Родился он в промышленном городе Макеевка Донецкой области.Каждый год в начале августа (с августа 2002 года) в городе проходит культурная акция "Ханжонковские дни".В эти дни у нас много гостей (известные актёры, режиссёры и т.д.), проводится много интересных мероприятий. А 8 августа 2015 года в Макеевке (в посёлке Ханжонково) открыли памятник в честь великого земляка!(не только в Ялте увековечен Александр Алексеевич!). Спасибо Вам! Успехов! Голос!
Инна Владиславовна Соколовская # 25 апреля 2020 в 16:30 +12
Благодарю Вас, Валентина Николаевна, за интересную информацию
Светлана Владимировна Иванова # 15 марта 2020 в 18:08 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Мне очень понравился ваш библиотечный урок"Кино приходит в Россию"!
Я узнала много нового о российском кино. Вы рассказываете интересно и увлекательно. Примите мой голос.
Лариса Владимировна Валитова # 22 марта 2020 в 16:51 +1
Голос!
Елена Вячеславовна Придатько # 23 марта 2020 в 13:18 +1
Инна Владиславовна! С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией. Много узнала для себя нового и интересного. Отличный материал - интересный, познавательный!