Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок «Красота нетронутой природы», 6-8 класс

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Нам предстоит путешествие по самым загадочным, самым недоступным и, возможно, самым красивым местам нашей планеты. Мы посетим весьма любопытные и далеко не всегда известные вам даже из учебника географии территории, которые принято назвать заповедниками. Вы почувствуете прелесть всех этих мест. Библиотечный урок для учащихся 6 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о заповедниках, как выглядят эти прекрасные места, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о заповедниках
Библиотечный урок «Красота нетронутой природы»


«Человек и природа. Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее – нет. И еще: природа не может сама себя погубить. Погубить ее можем только мы, люди. Так как же важно при таком положении внушить людям, убеждать людей – с самого детства! – в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему сущему! Обращаться к сердцу и разуму».
Н. Сладков


Заповедники Африки


В заповедниках лес и трава,
И животные бродят свободно.
Это зоны, где вечно природа жива.


Вы можете сказать: какие еще заповедники в Африке, когда вся Африка – это громадный, таинственный и почти не обжитый заповедник. Вы не правы. Такой Африка была, наверное, в XIX веке, и ваше представление о ней сложилось на основании книг: отважные путешественники, продирающиеся сквозь джунгли, белые солдаты, охраняющие границы колоний, жадные вожди племен, продающие в рабство соплеменников, таинственные копи царя Соломона…
Сегодняшнюю Африку мы часто видим на экране телевизоров. В Африке ведется интенсивная разработка полезных ископаемых: бокситов, золота, алмазов и т.д. на этом континенте живут миллионы людей, сюда приезжают туристы и путешественники; африканская природа уже потерпела невосполнимые потери, и очень многое здесь находится под угрозой уничтожения. Но в то же время Африка – кладезь заповедных уголков, где, может быть, еще не ступала нога человека, территорий с уникальной природой, место жительства совершенно невероятных животных. Сберечь природу Африки, и призваны национальные парки и заповедники. Во многих из них можно побывать – было бы желание и… деньги, потому как путешествие сюда не из дешевых. Но с некоторыми заповедниками Африки мы можем познакомиться уже сейчас.

В Африке модная лошадь ходила,
Черную с белым рубашку носила.
Звери глядели ей вслед с интересом:
"Что за красавица, может, принцесса?"
Остолбенели жираф с бегемотом:
"Мы не видали красивей кого-то".
А антилопа со страусом вместе
От удивленья присели на месте.
"Кто ты? - спросила её черепашка, -
Где раздобыла такую рубашку?
Очень мне нравятся эти полоски,
Их продают в магазине, в киоске?"
"Нет, - отвечала ей зебра игриво, -
Не отыскать вам рубашки красивой.
Эти полоски даются с рождения,
Носят их зебры с большим наслаждением!"
Владимир Бредихин


Национальный парк Серенгети

Это самый старый национальный парк в Африке. Он считается одной из немногих не нарушенных человеком экологических систем в мире, хотя он и открыт для посещения туристами и для некоторых видов хозяйственной деятельности. Каких только животных не увидит его посетитель:




зебры, антилопы гну, газели и охотящиеся на них львы; причем все они – на свободе, в естественных условиях жизни. Так что волей - неволей приходится соблюдать осторожность.
Парк расположен так близко к экватору. Серенгети – это территория государства Танзания. Что еще можно любопытного рассказать об этой территории, где никто из вас пока не побывал. На протяжении многих веков бескрайние равнины Серенгети оставались почти безлюдными, пока где – то в конце XIX века сюда не перекочевали вслед за своими стадами скота племена масаев. Первыми европейцами, проникшими сюда в 1891 году с научно - исследовательскими целями,

Оскар Бауман

был немецкий натуралист Оскар Бауман, а вслед за ним этот район стали посещать и белые охотники - дичи было много. Чтобы эту дичь как – то защитить, в 1929 году был создан заказник, ограничивающий охоту на диких животных, а в 1951 году он был расширен и превращен в национальный парк. Этот уголок земли действительно нуждается в защите – его природа уникальна. Парк славится своим богатым животным миром. На его территории обитают примерно 500 видов птиц и 3 млн. особей крупных животных, многие из которых хотя и обладают острыми зубами и быстрыми ногами, но не в силах защитить себя от разрывной пули или убежать от мощного вездехода.
Особой приметой здешнего животного мира является, ежегодные октябрьские перемещения огромных масс зверей в новые места: с засушливых северных холмов на южные равнины, где в это время идут непродолжительные, но сильные дожди. А когда кончается засушливый период, звери возвращаются в привычные места обитания. За время этого путешествия огромные стада травоядных проходят около 3 тыс. км. Неодолимый инстинкт ведет их труднейшими дорогами, вброд через реки, кишащие крокодилами, и заросли, служащие прибежищем хищникам. В пути погибает много животных, но и рождается, по подсчетам ученых, примерно четверть миллиона детенышей.
Чем еще нам интересе национальный парк Серенгети? Некоторые археологи считают его территорию колыбелью человечества. Не так давно на востоке парка, в районе ущелья Олдувай были найдены следы древнейших на Земле поселений человека. Сейчас здесь ведутся раскопки, но так как ученые боятся, что поток туристов может помешать исследованиям, эту часть парка решено закрыть для свободного доступа. Здесь ли был тот самый «исто» человечества, найти который мечтают уже несколько поколений археологов, или нет, мы с вами, возможно, скоро узнаем, а пока переместимся на другую заповедную территорию Африки….

«Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека»
Вольтер


Национальный парк Бвинди


Это тоже самое пекло африканских тропиков, и путешествовать по нему, в отличие от двух предыдущих заповедных территорий, можно только пешком. Пешком под тропическим солнцем по едва заметным тропинкам в густых зарослях. Но многие туристы идут на эти жертвы, так как увиденное потрясает. Ведь такого разнообразия тропической флоры и фауны нет, пожалуй, нигде в мире.



Этот парк – царство горилл. А еще этот парк знаменит огромным количеством изумительных бабочек. Их здесь миллионы, и одна красивее другой.

Сентрал – Калахари

Цветы прелестные унылой Калахари
Блистали свежестью под мутной пеленой
Седого неба жар унять пытались живительной красой.
Манила дельта Окаванго - чудо света,
Оазис среди дюн…



Если вы хорошо знаете географию, об, конечно, помните об одной из самых жарких пустынь на Земле – Калахари. А заповедник, судя по его названию, находится именно в этой пустыне. Можно подумать: пустыня – что с нее взять? Какой тут может быть животный и растительный мир? И ошибетесь. Мир пустыни - удивительный мир, а уж если пустыня находится в Африке….








Заповедник Сентрал – Калахари – второй по величине заповедник в мире, и он вовсе не так пустынен, как можно подумать. В этом заповеднике (он соседствует с национальным парком того же названия, в котором, в отличие от заповедника, можно получить разрешение на охоту) находится одна из самых больших коллекций диких животных на Земле. Несмотря на пустынный ландшафт, здесь живут белые носороги, бегемоты, жирафы, гепарды, гиены, дикие собаки…. И без самых популярных в Африке животных - львов и леопардов, конечно, тоже не обошлось.

Большинство животных обитает поблизости от оазисов, в тех местах, где можно найти и пропитание, и, главное, воду. Но и остальная пустыня – не безжизненна: здесь много соляных озер и высохших русел древних рек, которые говорят нам о том, что эта местность далеко не всегда была пустыней…. Кстати, здесь находится одна из самых больших в мире дельт никуда не впадающей реки Окаванго. Когда в пустыне идут дожди (случается и такое), она на какое – то время расцветает: вода – это жизнь

Тайна записной книжки
Если вы не уверены, что знаете что - то об этой южноафриканской пустыне, то можно восполнить пробел в вашем образовании. Калахари находится на территории трех стран: Ботсваны (где и расположен заповедник), ЮАР и Намибии. Но в последние годы площадь пустыни все время растет, и она уже «вторглась» на территорию Анголы, Замбии и Зимбабве. И все же не может быть, что вы никогда не слышали про эту пустыню. Помните, в книжке про Айболита звери сообщают ему: «Мы живем на Занзибаре, в Калахари и Сахаре, на горе Фернандо – По, где гуляет Гиппо – По и широкой Лимпопо…». И по детским книжкам, оказывается, можно изучать географию.

«Есть важное направление деятельности людей науки – живая природа. Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследование природы должно идти комплексно – так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая».
М. Келдыш


Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для 5-6 класса с презентацией Урок поэзии в школе, 7-8 класс Библиотечный урок «О поэзии», 7-8 класс Библиотечный урок для школьников 5-8 класса

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия по творчеству Есенина в библиотеке

Библиотечный урок в 7 классе. Самые красивые места планеты | Библиотечный урок о природе для учащихся 4-6 класса
Опубликовано: 2395 дней назад (3 июня 2018)
Просмотров: 2149
+44
Голосов: 44
Ирина Николаевна Кириллова # 3 июня 2018 в 22:53 +5
Инна Владиславовна, с огромнейшим удовольствием знакомлюсь с вашими творческими и познавательными библиотечными уроками! Думаю, детям, на Ваших уроках очень интересно!!! И я получила огромное удовольствие, читая этот, действительно, красота нетронутой природы. ГОЛОС! Творческих успехов!
Софья Владимировна Юхнина # 4 июня 2018 в 09:30 +5
Инна Владиславовна, здравствуйте! С удовольствием посетила библиотечный урок «Красота нетронутой природы».
Хочется сразу отметить, что проиллюстрирована публикация великолепно! Название и содержание ярко отражены в Вашей работе. Примите мой голос, УСПЕХОВ!!!
Алина Васильевна Рыбьякова # 4 июня 2018 в 17:40 +4
Здравствуйте, С удовольствием познакомилась с вашим библиотечным уроком "Красота нетронутой природы". Всё очень живо, красочно описано. Знакомство с заповедниками это занимательно и интересно, ведь нынешнее поколение детей, сидя за компьютерами не видят этой красоты. Спасибо Вам!
Вера Владимировна Мухамадеева # 4 июня 2018 в 20:28 +4
Инна Владиславовна, добрый вечер! "Красота нетронутой природы", нетронутой человеческой цивилизацией. Глядя на фотографии начинаешь осознавать, что в мире и до нас все было правильно, что лотос в озере гораздо круче асфальтовых джунглей. А теперь как добиться такого же восприятия у детей. Мне кажется просто рассказывать им о нашем мире, как прекрасна природа. Большинство людей не желают вредить природе, тем более осознанно. Подобные библиотечные уроки воспитывают уважительное отношение к окружающей среде.
Ольга Николаевна Сибилёва # 4 июня 2018 в 22:38 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Очень рада, что Вы пригласили на свой очередной библиотечный урок. С удовольствием познакомилась с ним. Урок не только знакомит учащихся с особенностями природы, но и учит любви и бережному отношению к ней. Одно дело, когда об этом просто говоришь, как о чём-то хорошем, нужном, но каком-то для ребят отдалённом и абстрактном, совсем другое, если видишь... Глядя на такую красоту на фотографиях, подростки легко поймут, почему существуют заповедники и почему такие уголки на планете необходимо охранять!
Дальнейших творческих успехов в Вашей работе! Примите мой голос 8.
Ольга Вячеславовна Варламова # 6 июня 2018 в 18:01 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо огромное за прекрасный библиотечный урок, на котором знакомите учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью. Использованы прекрасные иллюстрации!!! Примите голос!!! Успехов Вам!!!
Ольга Васильевна Подколзина # 7 июня 2018 в 18:40 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Чудесная публикация - яркая, насыщенная, познавательная! С удовольствием голосую! Успехов Вам!!!
Валентина Петровна Чурепкина # 8 июня 2018 в 18:19 +1
Молодцы, что знакомите учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью. Представлены замечательные иллюстрации, которые сделали материал интересным и ярким. Голос + 12. С уважением, В.П.
Ирина Ивановна Иванова # 12 июня 2018 в 17:10 +1
Добрый вечер!! Спасибо за прекрасное путешествие по самым загадочным, самым недоступным, самым красивым местам нашей планеты!Очаровательный фоторепортаж!!До чего красива и богата наша земля! Надо научиться всё-таки её беречь!!!