Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок для школьников 7-8 класса. История почтовой марки

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Каких только коллекций нет на свете. Коллекционируют монеты, значки, старинные часы, утюги…. Но больше всего в мире филателистов – коллекционеров почтовых марок. Как вы думаете, почему? Напрашивается такой ответ: марки собирать не так уж трудно. Их можно покупать в специальных магазинах для филателистов, поскольку стоят они не столь уж дорого, если, речь не идет о редчайших экземплярах. Можно обмениваться ими с друзьями, такими же коллекционерами. Всё так, но главное, в другом. Есть у почтовых марок какая – то особенная завораживающая привлекательность. А как иначе, если по своей природе марки – великие путешественницы. Даже позавидуешь: сколько довелось им поездить, полетать, поплавать, прежде чем попасть в альбом коллекционера. Да и названия стран, где были выпущены некоторые из них, звучат волнующе – Коста – Рика, Сьерра – Леоне, Тринидад и Тобаго, Монако…
Материалом для составления библиотечного урока «Нам очень интересно, Всё то, что неизвестно»
послужили энциклопедии и литература по истории. Библиотечный урок для учащихся 7 – 8 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме: для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о детей, почтовых марках. Углубить знания детей.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, книгам и журналам, прививать интерес миру увлеченных
Оборудование: Выставка книг о почтовых марках
Библиотечный урок «Нам очень интересно, Всё то, что неизвестно»

Почтовые марки все знают.
В альбом иногда собирают.
А это история, жизнь
И мир весь огромный кажись...


Марки – это не просто красивые разноцветные картинки, а самая настоящая иллюстрированная и бесконечная энциклопедия. О чем только они не рассказывают. О памятных исторических событиях. О кораблях разных времён. О животном мире нашей планеты. О великих спортсменах… Коллекционеры, как правило, собирают марки не все подряд, а по интересующим их темам, например истории техники, живописи…. Словом, коллекционирование марок – это один из методов познания мира. А когда и почему появились почтовые марки? Кто из великих увлекался марками? Наверняка такие вопросы покажутся вам интересными и тем, кто не принадлежит к братству филателистов, а просто наделён любознательностью…

Перенесёмся с вами в XVII век. В то время особенно четко и слаженно работали почтовые службы Англии. Королевская почта здесь была создана в 1516 году королём Генрихом VIII,

Король Генрих VIII
учредившим должность главного почтмейстера. В 1635 году при короле Карле I Королевская почта стала обслуживать всех желающих. Тогда было установлено, что за доставку письма платит не отправитель, а адресат.
Король Карл II, правивший Англией в 1660 – 1685 годах, создал специальное почтовое управление. Генеральным почтмейстером стал тогда и Генри Бишоп,

Генри Бишоп
ему принадлежит заслуга изобретения первого в мире почтового штемпеля.

Штемпель Бишопа
то была небольшая круглая печать, внутри которой указывались месяц и день отправки письма. Теперь получатель точно знал, сколько времени письмо находилось в пути, и мог, если это требовалось, пожаловаться на задержку.

При Бишопе появилось ещё одно новшество – штемпели почтового сбора с суммой, которую надлежало взыскивать с получателя письма. Она зависела от расстояния между местами отправки и получения, однако строго определенных тарифов не было. Поначалу в Англии существовали лишь несколько почтовых трактов между главными городами, а в глубинку из этих городов почту доставляли уже местные подрядчики. Но постепенно сеть трактов Королевской почты охватила всю страну, и местные почтовые отделения были открыты даже в самых маленьких городах.
Уже в XVIII веке английское правительство попыталось провести почтовую реформу, установив единую шкалу стоимости пересылки письма в зависимости от расстояния, но идея оказалась не слишком удачной.
За пересылку письма на расстояние до 80 миль надо было уплатить 2 пенса. Эта сумма удваивалась, если расстояние составляло от 80 до 140 миль, а если оно превышало 140 миль, платить надо было 8 пенсов. Однако все это относилось лишь к письмам, состоящим из одного листа бумаги. Если их было больше, платить надо было за каждый лист отдельно. Кроме того, своя цена назначалась и за конверт, куда почтмейстер Королевской почты вкладывал письмо. Вдобавок ко всему, за письмо по – прежнему платил не отправитель, а адресат.
Понятно, что даже после такой реформы система оплаты оставалась достаточно сложной. К тому же многим англичанам и цена почтовых сборов показалась явно завышенной. Неудивительно, что некоторые хитрецы принялись изобретать разнообразные способы, как обмануть Королевскую почту. В результате английское почтовое ведомство стало нести ощутимые убытки. Однако как раз одна из уловок, придуманных такими ловкими людьми, и навела изобретателя почтовой марки на его великую идею. Этим изобретателем стал англичанин по имени Роуленд Хилл.

Роуленд Хилл

В некоторых книгах, посвященных филателии, Роуленда Хилла, родившегося 3 декабря 1795 года в маленьком городке Киддерминстер графства Вустершир на западе Англии, называют простым школьным учителем, но это верно лишь отчасти. В школе Хилл действительно преподавал, однако интересы его выходили далеко за рамки педагогики, да и способности у него, судя по всему, были незаурядными.
В свои школьные годы Роуленд слыл мастером на все руки, был неплохим художником – пейзажистом и приносил родителям дополнительный доход, работая ив Бирмингемской пробирной палате – учреждении, ставившим пробы на драгоценные металлы. Будучи молодым человеком, Хилл открыл в Бирмингеме собственную школу, представлявшую собой передовое по тем временам учебное заведение. Преподавание в ней велось так, чтобы ученик, получив основательные знания, в дальнейшем никогда не терял стремление к дополнительному самообразованию и совершенствованию. В школе Хилла была лаборатория для самостоятельных научных опытов учеников – невиданное дело для XIX века, а также плавательный бассейн. Свои педагогические воззрения Хилл обосновал в изданной в 1822 году книге, озаглавленной так: «Планы государственного и либерального обучения мальчиков в больших количествах, выработанные на основе опыта».

Тайна записной книжки:
Разносторонность интересов, а также направленность мыслей Роуленда Хилла подтверждает и его научный трактат, опубликованный в 1832 году, с красноречивым названием «Внутренние колонии: набросок плана постепенного искоренения нищеты и снижения преступности». Кроме того, Хилл был секретарем Комиссии по колонизации Южной Австрии. На этот далёкий материк, как известно, из Англии первоначально доставляли каторжников, но пришло время создавать свободное поселения колонистов без осуждённых преступников. Этим и занималась комиссия, где до 1839 года работал Роуленд Хилл.

Марка Роуленд Хилл

Английский парламент в 1830- х годах обеспокоенный неладами в почтовом деле, создал для проведения новой почтовой реформы специальную комиссию. Она рассматривала самые разнообразные проекты. Наиболее же удачными оказались предложения Роуленда Хилла.
Рассказывают, что как – то раз Хилл путешествовал по Ирландии и остановился на ночлег в одном маленьком городе. Выйдя из кареты, он заметил, как почтальон вручил запечатанный конверт пригожей девушке, служившей в гостинице. Но та лишь повертела его в руках, а потом с тяжёлым вздохом вернула почтальону. У бедной девушки не оказалось необходимой суммы, чтобы оплатить доставку. Тронутый красотой юной ирландки, Хилл объявил, что готов сам заплатить за письмо, но девушка поблагодарила и отказалась. Но когда почтальон удалился, забрав с собой письмо, благодарная ирландка сочла возможным открыть щедрому гостю истину. Письмо было от её жениха из другого города. Всё, что он ей хотел сообщить, она узнала по специальным условным знакам, сделанным на конверте. Таким - то образом влюблённые и переписывались, не платя почтовому ведомству ни пенса.
Согласно этой распространённой легенде, именно в тот момент у Роуленда Хилла и мелькнула блестящая мысль: почтовые услуги надо обязательно оплачивать вперед, а свидетельством произведённой оплаты должна стать специальная наклейка на конверте с указанной на ней стоимостью. Выпускать подобные наклейки надлежало почтовому ведомству, причем следовало позаботиться и о защите от возможных подделок.
6 января 1837 года в Лондоне вышла в свет написанная Роулендом Хиллом брошюра под исчерпывающим названием «Реформа почтового ведомства, её значение и осуществимость». Некоторые изложенные в ней идей не всем пришлось по душе – школьный учитель среди прочего предполагал отменить привилегии для членов парламента и придворных, прежде пользовавшихся услугами почты бесплатно. Но самая главная идея состоялась в том, что для отправки письма надо было наклеивать на конверт, оплаченный отправителем, «маленький кусочек бумаги, достаточный для того, чтобы поставить почтовый штемпель на нем, и с одной стороны покрытый клеем, дающим возможность после увлажнения прилепить его к конверту». Пожалуй, никакими другими словами и по сей день не дать более точного определения почтовой марки, чем это сделал в своей брошюре Хилл. Вот разве что только следует добавить, что на марке есть какое – нибудь изображение и указана цена….
Почтовое ведомство полагал Хилл, «должно заказать подобные кусочки бумаги в типографии, проследить за печатанием, чтобы знать, сколько штук сделано, разделить тираж между почтмейстерами, а они позднее должны рассчитать деньги за полученное количество экземпляров»
Введение почтовых марок, по мысли Хилла, должно было вдобавок значительно упростить процедуру отправки корреспонденции. Ведь для этого уже не нужно было лично являться на почту. Достаточно было запастись марками и конвертами впрок и отпустить письма в специальные почтовые ящики. Правда, маркой изобретение Хилла стало называться уже позже, а пока он предложил именовать этот «маленький кусочек бумаги» почтовой наклейкой – Post Office Label. И вряд ли этот изобретательный человек мог тогда предполагать, сколь поразительная судьба уготована этому «кусочку бумаги» в дальнейшем.
После опубликования брошюры Хилла с изложением почтовой реформы влиятельная лондонская газета «Таймс» почти сразу же объявила конкурс на лучший эскиз – проект почтовой марки. В конкурсе приняли участие около 3 тысяч человек, однако ни одна из идей не удовлетворила ни самого Роуленда Хилла, ни жюри, . Но были и предложения, которые имели заслуживающее внимание. Так, некий Бенджамин Чевертон полагал, что на марках должен быть изображен портрет королевы Виктории, только – только унаследовавшей английский престол в возрасте восемнадцати лет.
Идея была одобрена. В результате образцом для первой в мире марки послужила памятная медаль с профилем юной королевы, выбитая в 1837 году в честь её первого посещения лондонской ратуши. Взять медаль за основу предложил сам Хилл.

Тайна записной книжки:

Портрет королевы Виктории Худ. Ф.К. Винтерхальтер, 1859 г.

Королева Виктория правила Соединённым Королевством Великобритании и Ирландии очень долго, с 1837 по 1901 год. В 1876 году она была провозглашена императрицей Индии. Время правления королевы Виктории называют Викторианской эпохой, и не зря. Как раз тогда Великобритания вышла на первое место в мире по уровню развития промышленности, науки, торговли и сформировалась огромная Британская колониальная империя, включившая в себя земли на всех континентах. Это было крупнейшее государство за всю историю человечества. Располагая сильнейшим в мире военным флотом, Великобритания стала «владычицей морей». Викторианскими называют литературу, искусство, архитектуру Англии того времени, а также сам стиль жизни, где прежде всего ценились трудолюбие, пунктуальность, высокие моральные качества. Именем самой королевы Виктории названы многие города, реки, горы, острова на территориях, входивших в состав Британской империи, а также знаменитый водопад в Африке.

Знаменитый водопад Виктория в Африке

В создании первой в мире марки приняли участие немало людей. Не только Роуленд Хилла, которому английское правительство официально поручило провести почтовую реформу, к ним надо отнести и Уильяма Уайона, автора памятной медали, и художника Генри Коула,

Генри Коула

нарисовавшего по медали экскиз для граверов по металлу Фредерика и Чарлза и Хитов, сына и отца. Они перенесли не только на стальную пластину, предназначенную для изготовления печатной формы, портрет королевы Виктории, но и выгравировали над ней слово «почта» (postaqe), а внизу номинал марки – one penny.
Именно таким – один пенс – отказался после долгих дебатов новый почтовый тариф, утвержденный 10 января 1840 года. Лондонская типографская фирма«Персон, Бэкон и Петч», занимавшаяся выпуском ценных бумаг начала заниматься печатанием почтовых марок. Многокрасочная печать тогда уже существовала, но обходилась очень дорого. Поэтому первую в мире марку печатали одной чёрной краской. Так и родилось появившееся вскоре её прозвище «Чёрной пенни» - из - за цвета и стоимости
«Чёрной пенни» не отличалась большими размерами, ног они были вполне «достаточны для того, чтобы поставить на нем почтовый штемпель». Марки появились в продаже 6 мая 1840 года. Хилл в тот день в своем дневнике записал : «Марки выпущены сегодня для населения. Страшная суматоха на почтамте!»
Чем была вызвана суматоха, объяснять не надо. Ведь стоимость пересылки писем резко уменьшилась, и каждый старался запастись почтовыми марками впрок, на будущее.
Не обошелся без определённых трудностей выпуск первого тиража «Чёрного пенни».

марка "Черный пенни" 1840 г.

Не легко, оказалось, подобрать подходящую для печать бумагу и краску. В спешке была изготовлена первая печатная форма и она быстро износилась. Пришлось делать по гравере Чарлза и Фредерика Хитов новую. Не сразу типографские рабочие фирмы «Персон Бэкон и Петч» освоили процесс нанесения клейкого слоя на обратную сторону марки. Он то то никак не застывал, то не ложился ровным слоем,. Марки еще перфорацией не разделялись, и в почтовых конторах поначалу использовали специальные ножницы, чтобы вырезать марки из цельного листа.

Тайна записной книжки:

Марка 1851 г.

Изобретение марочно – перфорационной машины – заслуга Генри Арчера, директора одной из английских железнодорожных компаний. Экспериментировать он начал в 1847 году, пробуя сначала делать между марками надрезы – так называемую просечку. Однако такой способ оказался слишком дорогим, и тогда Арчер решил разделять марки перфорацией – пробитыми между ними отверстиями. Изобретатель провел множество экспериментов, пробуя различные сочетания величины отверстий и расстояний между ними. Наконец, в 1851 году сконструированная Арчером марочно – перфорационная машина прошла успешное испытания. Однако на практике она стала использоваться лишь три года спустя. Иглы машины «прострачивали» листы, нанося горизонтальные и вертикальные ряды отверстий между марками. Теперь марки можно было отделять друг от друга и без помощи ножниц, по краям их оставались зубцы. Первые марки с зубцами появились в Великобритании 28 января 1854 года. Прошло три года, и для почтового ведомства была изобретена ещё одна машина – на этот раз для нанесения штемпелей на марки. Она работала – на это раз для нанесения штемпелей на марки. Она работала со скоростью 118 штемпелей в минуту. Эту машину сконструировал Пирсон Хилл, сын Роуленла Хилла.

Как бы то ни было, все трудности были преодолены, и в мае 1840 года письма стали путешествовать по Англии, а затем по всему миру с первыми почтовыми марками. Великая идея Роуленда Хилла воплотилась в жизнь. А самому ему предстояло стать генеральным почтмейстером Королевской почты.
Почти сразу вслед за «Чёрной пенни» вышла в свет и еще одна марка, предназначенная для писем, вес которых превышал половину унции. На ней был изображён тот же медальный профиль королевы Виктории, но не чёрного, а голубого цвета, и стоила она 2 пенса.

Благодарное человечество чтит имя Роуленда Хилла уже заодно только изобретение почтовой марки.
Почтовая марка бесценна
И каждая в том сокровенна.
Укажет эпохи той грань
И мы воздадим тому дань.

Увидится смысл и величье,
В натуре былое обличье.
И к горлу подступится ком,
Покажется мир нам знаком.


Рекомендуем посмотреть:

Урок поэзии в школе, 7-8 класс Библиотечный урок «О поэзии», 7-8 класс Библиотечный урок для школьников 5-8 класса Библиотечный урок для школьников 6-9 класса «Дорога в небо…»

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия по творчеству Есенина в библиотеке

Библиотечный урок для учащихся 7-8 класса | Библиотечный урок для школьников 4-6 класса «Русский лес – край чудес»
Опубликовано: 1267 дней назад (3 апреля 2018)
Просмотров: 1833
+49
Голосов: 49
Софья Владимировна Юхнина # 3 апреля 2018 в 14:44 +7
Инна Владиславовна, здравствуйте! С удовольствием посетила библиотечный урок «Нам очень интересно, Всё то, что неизвестно». Название заинтриговало. Действительно ОООчень интересно! Собран богатейший материал, столько информации.
Чтобы всё на свете знать,
Надо марки собирать!
Марки детям с давних пор
Расширяют кругозор!
Примите мой первый голос, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Анжела Львовна Митрахович # 3 апреля 2018 в 19:33 +3
Отлично структурированный материал. На таком уроке не только учащиеся расширят свой кругозор, но и взрослые. Интересные иллюстрации. И тема звучит подходяще. Голос!
Галина Владимировна Павлова # 3 апреля 2018 в 20:19 +5
Инна Владиславовна, с большим интересом прочла историю про создание первой марки. Просто потрясающий рассказ получился! Очень богатый материал, с завораживающими жизненными историями. Думаю ребята с увлечением слушали этот урок,более того, многим взрослым также интересен будет данный материал.
Я с большим удовольствием голосую за Вашу работу. Желаю Вам успехов в дальнейшем !!!
Валентина Николаевна Матвиенко # 3 апреля 2018 в 20:21 +5
Проделана кропотливая работа по сбору и систематизации материала!Способствуете развитию познавательной активности,воображения детей.Приобщаете детей к работе с энциклопедиями,справочной литературой;учите детей искать новую информацию.Спасибо за интересную работу! Успехов! Голос!
Елена Борисовна Жданова # 6 апреля 2018 в 05:03 +3
очень интересный, прекрасно иллюстрированный материал. Думаю ребята открыли для себя новые познавательные и исторические горизонты. Удачи вам!
Ирина Николаевна Кириллова # 6 апреля 2018 в 19:16 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение! Очень много интересного и нового для себя узнала из истории почтовой марки. Вы действительно расширяете круг познаний не только школьников, но и многих педагогов. Всё очень гармонично и доступно изложено. Примите голос. Удачи!
Светлана Геннадьевна Алексеева # 8 апреля 2018 в 18:50 +4
Очень понравилось содержание вашего урока, Инна Владиславовна! Для детей очень важно, чтобы педагогу самому было интересно то, о чём он рассказывает. Этот интерес передаётся школьникам, увлекая их в мир знаний!
Валентина Петровна Чурепкина # 9 апреля 2018 в 12:52 +3
Интересный, познавательный библиотечный урок об истории почтовой марки. Спасибо за хорошую работу. Голос +8. УДАЧИ!
Валентина Сергеевна Вешкина # 10 апреля 2018 в 16:23 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Ваш библиотечный урок полон интересной и редкой информации о создании почтовой службы, появлении марки, об особенностях марок в разных странах. Я думаю, материал будет очень интересным для школьников, ведь почтовая переписка сильно сократилась за последние 10 лет. За прекрасные иллюстрации отдельное спасибо! Примите голос!!! Я сама узнала много нового!
Галина Викторовна Языкова # 10 апреля 2018 в 20:11 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна, очень достойный библиотечный урок Вы нам представили. Вы проделали большую работу, чтобы собрать информацию о марках, это заслуживает большого уважения. Так как это явная демонстрация того, что Вы уважаете свою профессию. Еще хочу отметить, что благодаря таким занятиям современные дети отрываются от гаджетов и погружаются в мир истории,побуждая на новые для себя открытия. Здорово, голосую!
Светлана Николаевна Истраткина # 10 апреля 2018 в 20:39 +3
Здравствуйте! Спасибо за приглашение! Очень интересный материал, моё внимание захватил полностью! Очень здорово подобрали информацию (историю о марке). Конечно-же голос!
Елена Юрьевна Деришева # 11 апреля 2018 в 19:28 +2
Интересный познавательный материал. Голос.
Ирина Ивановна Гончарова # 11 апреля 2018 в 20:21 +1
Здравствуйте! Спасибо за приглашение на исторический урок о почтовых марках. Информация интересная и полезная, расширяет кругозор не только школьников, но и взрослых. Фото прекрасно отображают исторические факты. Примите голос.
Тамара Александровна Новичкова # 13 апреля 2018 в 19:18 +2
С интересом и большим удовольствием познакомилась с вашей публикацией. Пополнила новыми знаниями свой кругозор. Материал оформлен грамотно, с яркими иллюстрациями. Всё соответствует конкурсным требованиям. Библиотечный урок будет востребован и использоваться в работе многими педагогами. Спасибо, Инна Владиславовна, что делитесь своими наработками. Принимайте голос.
Ирина Александровна Захарова # 14 апреля 2018 в 20:59 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Познакомилась с Вашей публикацией - Библиотечный урок для школьников 7-8 класса. История почтовой марки. Очень интересный и познавательный, красочно проиллюстрированный материал. Сама в детстве собирала марки. Читала с удовольствием. Примите и мой голос)) Удачи))
Марина Дмитриевна Солодова # 15 апреля 2018 в 08:39 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! с большим интересом прочла историю про создание первой марки. Очень богатый материал, с завораживающими жизненными историями. Думаю ребята с увлечением слушали этот урок, многим взрослым также интересен будет данный материал. Голос! Спасибо!
Ксения Валентиновна Панкратова # 18 апреля 2018 в 21:32 +1
Здравствуйте!
сама узнала много интрересного) материал увлекательный