Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок «Обитатели морских глубин», 4-6 класс

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Океаны, моря – обитатели множества самых невероятных тайн. Бездонные глубины и гигантские течения, огромные водовороты и ужасные монстры пучин, необычные и загадочные явления – все это таят в себе океанские и морские просторы. Человек еще только начал настоящее изучение гидрокосмоса. Океаны и моря бесконечны, как сама Вселенная, а потому невероятно интересен для тех, кто любит познавать неизвестность и приключения. Наверное, нет такого мальчишки или девчонки, которые не хотели, бы прикоснуться к великим тайнам океана. Итак, вперед за ответами на самые большие тайны морей и океанов…
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 4 - 6 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях книгах и журналах о океанах, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг об океанах, и их обитателях
Библиотечный урок «Обитатели морских глубин»

Кораллы

На дне океана кораллы живут,
И в гости рыбёшек различных зовут.
Кораллы гордятся своей красотой,
Наряд у кораллов совсем не простой…
…Кораллы в морях создают острова,
От этих чудес закружит голова.
На праздник кораллы тебе подарю.
Увидишь в кораллах морскую зарю.


В любом рассказе о тропических морях с их необычайной красоты коралловыми рифами, островами и голубыми лагунами одними из главных персонажей являются, конечно же, сами кораллы. И это совершенно справедливо: не будь кораллов, не было бы ни рифов, ни островов. Большинство людей считают, что причудливые эти создания природы относятся к растениям – у них есть, казалось бы, стволики и ветки и даже нечто похожее на годичные кольца (если посмотреть поперечный срез коралловой «веточки»). Однако это – животные. Только правильно их следует называть так: коралловые полипы.



В мире известно свыше шести тысяч видов этих морских животных. Ученые объединяют все коралловые полипы ы особый класс. Кстати, ближайшими родственниками полипов являются мягкотелые и мало похожие на кораллы актинии. У большинства кораллов есть известковый скелет. Именно он и придает коралловым образованиям твердость, прочность и одновременно хрупкость.
Подавляющее большинство коралловых полипов – животные теплолюбивые. Им нужна морская вода с температурой не ниже 20 градусов. Кроме того, они могут жить и на больших глубинах (ниже 25 метров). Именно в верхних морских слоях обитает планктон – мелкие взвешенные в воде организмы, которыми питаются коралловые полипы. Живут полипы огромными колониями, но встречаются и любители одиночества. Крупные особи таких одиночек могут ловить даже креветок и мелкую рыбешку.
Помните скороговорку про то, как Карл у Клары украл кораллы? А затем он это сделал? Все дело, вероятно, в том, что издание из кораллов – очень дорогие украшения. В Индии и Китае еще в древности цены на некоторые кораллы превосходили цены на жемчуг, и даже изумруд. Кроме того, издревле считалось, что ношение коралловых бус или амулетов способно прибавить мудрости человеку или защитить его от злых духов. В средневековой Европе порошками из кораллов пытались остановить кровотечения и даже лечили переломы костей.

Широко раскинулся ветвями,
Чуждый неба, звуков и лучей,
Целый лес кораллов под волнами,
В глубине тропических морей.
Миллионам тружеников вечных -
Колыбель, могила и приют,
Дивный плод усилий бесконечных,
Этот мир полипы создают.
Каждый род - ступень для жизни новой -
Будет смертью в камень превращен,
Чтобы лечь незыблемой основой
Поколеньям будущих времен;
И встает из бездны океана,
И растет коралловый узор;
Презирая натиск урагана,
Он стремится к небу на простор,
Он вознесся кружевом пурпурным,
Исполинской чащею ветвей
В полусвете мягком и лазурном
Преломленных, трепетных лучей.
Час придет - и гордо над волнами,
Раздробив их влажный изумруд,
Новый остров, созданный веками,
С торжеством кораллы вознесут...


Коралловые рифы и острова дают приют великому множеству животных – от крупных акул и черепах до мелких рачков и червей. Однако у полипов есть и враги, которые их с удовольствием кушают, - например, некоторые виды морских звезд и крупные рыбы – попугаи. Из-за нашествия полчищ хищной морской звезды – тернового венца – некоторые рифы в последнее время заметно сократились в размерах. А если прибавить к этому горячее желание многих туристов прихватить с собой на память хотя бы по маленькому коралловому кусочку, то становится понятно, почему некоторые южные страны, например Таиланд и Египет, вообще запрещают туристом вывозить за свои пределы даже крохотные коралловые «веточки».

Омары и лангусты


Особым шиком у туристов в любом ресторанчике считается заказать себе на обед лобстера, омара или лангуста. А как эти обитатели моря выглядят у себя в родной стихии? Кто они, чем они живут?
Часто задают вопрос: чем отличается омар от лобстера? А ничем. Это одно и то же животное. Просто слово «омар» - французское, а «лобстер» - английского происхождения. А вот лангуст -другой рак, тоже десятиногий, но принадлежащий к соседнему семейству.
Теперь давайте рассмотрим отличия омаров (лобстеров) и лангустов. Сразу же бросается в глаза то, что у омаров – громадные толстые клешни на передней паре ног. У лангустов клешней нет вообще. И вообще – омары массивны и солидны, а лангусты – продолговаты и изящны.
Лангусты знамениты также своими «антеннами». Это усы. Они необычайно длинны и покрыты мощными шипами и зубчиками. Любопытно, что усами лангусты способны обороняться, а также применять их при нападении на добычу. Словно восполняя отсутствие клешней, природа снабдила лангустов и более прочным, по сравнению с омарами, панцирем.


Все эти десятиногие морские раки - типичные обитатели коралловых рифов. Глубже 100 – 200 метров они не уходят. При этом самые благоприятные условия для существования они находят на двадцати-, пятидесятиметровой глубине, где среди камней, коралловых гротов и расщелин и проводят всю свою жизнь.
Жизнь эта, кстати, не такая уж и короткая. Известно, что омары могут дожить, по крайней мере, до 50 лет. Однажды такого долгожителя поймали близ берегов Канады, и в нем оказалось живого веса почти 21 килограмм. Это - официально зарегистрированный рекорд.
Интересной особенностью всех десятиногих раков является автотомия - способность отбрасывать ноги при захвате их врагом, как это проделывают некоторые ящерицы со своим хвостами. Иногда бедный рак лишается по доброй воле сразу несколько конечностей. Но уж лучше ноги потерять, чем жизнь. Тем более что постепенно, в процессе линек, «потеряшки» регенерируют – вырастают вновь.
Питаются раки всем, что попадается «под клешню» - зоопланктоном, мелкой рыбешкой, моллюсками, червяками, в том числе и мертвыми организмами, выступая в роли своеобразных санитаров коралловых рифов.

Рыба-зебра и рыба-клоун

Рыбка-зебра

В морской глубине рыба-зебра живёт,
Крылаткою также в народе слывёт.
По яркой её полосатой окраске
Понять можно быстро: «Плывите с опаской!»
На крылья похожи её плавники,
А на плавниках остриё есть иглы.
Защита крылатки в тех иглах таится,
В них – яд, чтобы смело могла защититься.
И, если крылатке грозит вдруг беда,
Бросается смело в атаку она.
Свои крылья-иглы в бок жертвы впивает
И яд смертоносный в неё выпускает.
Марина Балачевцева


Каких только рыб не встретишь у коралловых рифов и островов. Удивительный пестрый и яркий мир закружится вокруг тебя, лишь только окажешься с аквалангом под водой. Ученые считают, что относительно небольшие по площади тропические коралловые колонии дают приют нескольким тысячам видов рыб - нигде в природе нет такого концентрированного видового разнообразия.
Одним из самых известных рыбок этого удивительного мира – причудливая рыбка-зебра и яркая рыба-клоун. Они – словно визитные карточки коралловых подводных царств.

Рыбка-зебра

Рыбка-зебра

Рыбу-зебру по-другому называют полосатой крылаткой. Она относится к семейству Скорпеновых. В этой группе много рыб, весьма опасных даже для человека. Не исключение и наша зебра. В ее спинных веероподобных, а так же грудных плавниках спрятаны острые иглы, которые содержат сильный яд. Он служит небольшой рыбке (до 30 сантиметров в длину) средством защиты, а иногда и нападения на добычу. Уколовшись о плавники крылатки, человек чувствует резкую боль, а затем все дело может закончиться плачевно: из-за паралича мускулатуры незадачливый рыболов задыхается и теряет сознание, иногда вплоть до остановки сердца. По своей природе рыба-зебра – типичный хищник, охотящийся на мелких рыбок среди кораллов и камней морского дна.

На зависть морского народа,
Щедра к рыбе–зебре природа:
Полоски везде, ленты, рюшки -
Красотка! Все рыбки в подружки
Хотят. Чтобы славы чуть–чуть
Им рядышком с нею хлебнуть.
Но грубая лесть утомила,
Терпеть подхалимов нет силы.
Она отрастила шипы –
Защиту от наглой толпы.
Теперь ей никто не мешает,
На рауты не приглашает.
«На память» наряд ей не рвёт.
И «зебра» спокойно живёт.
Наталья Каледина


Загадка
На спине полоски носит.
— Это зебра? – кто-то спросит.
Нет, она в воде плывет,
Плавники она несет.
(Рыба-клоун)


Рыба-клоун

Рыба-клоун

Более миролюбивой рыбкой представляется клоун (семейство Помацентровые). Научное название этого «полосатика» - амфиприон. Рыбку – клоуна прославил известный мультфильм «В поисках Немо», и с тех пор многие аквариумисты желают иметь ее у себя дома. Славу амфиприонам принесло также их свойство мирно сожительствовать со жгучими и чрезмерно опасными актиниями. Известно, что актинии выделяют ядовитое вещество, нередко убивающее всякий мелкий организм, случайно попавший им в щупальцы, или причиняющее болезненные ожоги более крупным животным (в том числе и человеку). Амфиприоны же без всякой опаски заплывают прямо в гущу щупалец актиний. Как же у них это получается? Все дело в том, что рыбки покрывают себя слизью, которая не дает стрекательным капсулам («пузыречкам» с ядом) актиний разрядиться в тельце этих смельчаков. Впрочем, и сама актиния получает выгоду от такого сожительства: рыбки чистят ее от паразитов и остатков пищи и вентилируют пространство между щупальцами.

Групер


Коралловый Групер

На острых подводных рифовых скалах в старые времена нередко терпели крушение корабли. И вот в таких затонувших «посудинах» селились страшные монстры. До сих пор видят аквалангисты, посещающие погибшие давным-давно парусники, как из темных недр трюмов появляются и внезапно исчезают обратно во мраке гигантские тени. Легенды ходили про таинственных стражей погибших судов. А мы сейчас знаем, что эти тени принадлежат окуням. Да-да, окуням. Только морским. И громадных размеров. Их называют груперами, или мероу. Размеры некоторых груперов просто поражают. Так индоокеанский малоглазый групер вырастает до трех с половиной метров при весе в 500 и более килограммов. Понятно, что, обнаружив рядом с собой такого исполина, испугается любой ныряльщик.

Групер морской окунь

Индоокеанский малоглазый Групер

Индоокеанский малоглазый Групер

Груперов рыбаки называют еще каменными окунями. Что справедливо, так как эти рыбины действительно любят селиться среди подводных скал, в пещерах и трещинах коралловых островов и рифов, а так же, как мы уже знаем, в трюмах погибших кораблей. Свою территорию групер тщательно охраняет и может напасть на всякого, кто переступает границу. Известны случаи агрессивного поведения и даже попытки крупных груперов схватить ныряльщиков и аквалангистов. И немудрено – ведь таким гигантом по зубам даже небольшие акулы. Живут груперы в одиночку.
Свою жертву каменные окуни поджидают, сидя в засаде. Делая резкий выпад из своего укрытия в камнях или трещинах в кораллах, групер схватывает мощными челюстями рыбешку, молодую черепаху, мелкого ската. Но самым лакомым обедом для груперов являются крабы и мелкие раки – лангусты и омары. Из щелей и пещерок добычу эта рыба способна добывать, просто «высасывая» ее с помощью своего мощного рта.
В мире насчитывается около сотни видов мероу. Есть среди них впрочем, и некрупные виды. Но конечно же, самыми знаменитыми сделались те, которые отличаются своими размерами и силой, так как они – желанная добыча рыбаков-спортсменов и местных жителей. Ведь мясо крупных мероу очень вкусное.
В отличие от мурен груперы – дневные разбойники. Однако наблюдали даже совместную охоту этих хищников – настоящих властителей коралловых рифов.

Осьминоги

Есть подводный обитатель,
Его имя — осьминог,
Он — моллюсков поедатель,
Много он имеет ног.
Формой он смешон чуток,
На ногах присосок много,
Под водою осьминог
Знает, к кладам где дорога.
Осьминоги в глубине
У расщелин под водой
Под скалой живут на дне
Дружной всей своей семьей


Осьминогов люди давно уважительно именуют «интеллектуалами моря». И, действительно, эти головоногие моллюски выказывают прямо-таки удивительные способности: от сложения чисел до решения поведенческих задач (например, поиска выхода из лабиринта или выбора способа достать еду из ловушки). Они знают своих хозяев в лицо и достаточно легко поддаются дрессировке в океанариумах.




У осьминогов – самый развитый среди беспозвоночных животный мозг. Интересны также осьминожьи глаза – они очень похожи на человеческие. Еще одной особенностью этого животного является способность менять окраску (например, хамелеона) в зависимости от места обитания и от нервного состояния. Известно, что обыкновенный осьминог, имея бурый цвет окраски, в момент опасности бледнеет, а при раздражении становится красным. Многие виды, затаиваясь на дне, покрываются точками и пятнами, подстраиваясь под окружающие их песок и камни. Любопытно также, что осьминоги прекрасно слышат под водой не только различимые человеком звуки, но и инфразвук – как киты и дельфины.
Восемь «рук» - щупалец (из-за которых животное и получило свое название) снабжены мощными присосками. С их помощью хозяин не только ловит добычу, но и пробует ее на вкус, просто дотрагивается. На каждой «руке» располагается несколько тысяч вкусовых окончаний (точек), с помощью которых владелец распознает, что съедобно, а что нет. Все осьминоги – хищники.
Среди множества видов этих головоногих моллюсков большинство - донные обитатели и жители трещин среди кораллов. Но есть и свободно плавающие виды, для которых толща воды – дом родной. Они могут встречаться на громадных глубинах и, кстати, иметь значительные размеры. Так, самый крупный вид – осьминог Дофлейна – по-видимому, достигает в длину почти 10 метров (с вытянутыми щупальцами) и веса до 300 килограммов. Встреча с такими монстрами породила у моряков в древние времена легенды о морских монстрах - спрутах и кракенах, утаскивающих целые корабли в пучину океана.
Все это, конечно же, россказни, а рифовые виды в большинстве своем вообще безобидны для человека. При опасности осьминог стремится спрятаться в трещинах между камнями или кораллами. Либо стремительно удирает, выпустив в преследователя облачко отпугивающей красящей жидкости. Впрочем, есть и ядовитые виды – например, небольшой синекольчатый осьминог. Укус «клювом» этого рифового обитателя может быть очень болезненным и даже иногда смертельным для ныряльщика или аквалангиста.

Вышли на охоту осьминожки,
Чтоб полакомиться рыбкою немножко.
А рыбешки-то, рыбешки, хоть и маленькие,
Оказались все – удаленькие.
Интересен подводный мир.
Он прекрасен, тих, неповторим…


Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок на экологическую тему для учащихся 4-6 классов Беседа в библиотеке для школьников 5-6 класса. Растения Африки Беседа про рыб для школьников 4 класса Беседа в библиотеке о природе для учащихся 5-6 класса «Удивительный и загадочный мир природы»
Тематическая беседа в библиотеке, 5-8 класс. Тема «Шедевры Третьяковской галереи» | Беседа в библиотеке со школьниками средних классов на тему: Третьяковская галерея
Опубликовано: 1801 день назад (24 апреля 2019)
Просмотров: 3247
+47
Голосов: 47
Вера Валерьевна Павлова # 24 апреля 2019 в 18:20 +7
Инна Владиславовна!
Спасибо за приглашение на интересный библиотечный урок про обитателей морских глубин.
Вы знакомите школьников и коллег с удивительными жителями морей и океанов, показывая иллюстрации и рассказывая интересные факты из их жизни, питания, строения и местообитания. Вы так же используете и много интересных стихов, что повышает интерес к материалу.
В ходе библиотечного урова Вами решены все задачи, достигнута поставленная Вами цель. Как никогда сейчас возникает актуальность знакомства с обитателями планеты, используя разнообразную литературу, а не только интернет ресурсы, которые не всегда содержат правильные сведения об объектах или явлениях.
Спасибо Вам за приобщение к удивительному миру обитателей морей и океанов, особенно меня удивили омары (лобстеры) и лангусты, Вы показали и рассказали их разницу.
Желаю Вам творческих успехов и всего наилучшего. Спасибо за приобщение к миру обитателей морей и океанов.
Мой голос для Вас.
Вера Владимировна Мухамадеева # 24 апреля 2019 в 18:37 +6
Здравствуйте, Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Я с Вашим библиотечным уроком познакомилась, мне понравилось. Знакомство детей с обитателями морских глубин может вызвать большой интерес к этой теме. Тем более интерес уже подогрет мультфильмами. Всего Вам доброго, удачи.
Елена Викторовна Багрова # 24 апреля 2019 в 19:45 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю за приглашение на библиотечный урок.
Вами представлены различные морские обитатели, и Вы подробно и интересно ведете рассказ об их образе жизни.
Спасибо! Голос. Успехов!
С уважением!!!
Валентина Петровна Чурепкина # 24 апреля 2019 в 20:07 +4
Интересный по содержанию библиотечный урок «Обитатели морских глубин». Примите мой голос +4.
Ольга Васильевна Яковлева # 24 апреля 2019 в 20:43 +5
Инна Владиславовна, здравствуйте! Очень интересное знакомство с обитателями морских глубин! Отличное оформление! Красота! Творческих успехов! голос
Елена Ивановна Каменева # 24 апреля 2019 в 21:10 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение на очень интересный по содержанию библиотечный урок «Обитатели морских глубин». Столько много нового и интересного. Какие замечательные иллюстрации! Я просто в восхищении. С удовольствием голосую! Удачи вам в вашей работе.
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 24 апреля 2019 в 22:19 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Спасибо за приглашение на библиотечный урок "Обитатели морских глубин". Очень интересный и полезный материал. Работа грамотно оформлена, подкреплена яркими красивыми иллюстрациями. Цель и задачи реализованы.С удовольствием голосую и желаю успеха!
Ольга Станиславовна Средина # 25 апреля 2019 в 19:06 +2
Инна Владиславовна!
Спасибо за приглашение на библиотечный урок. Мне на Вашем уроке было интересно. Детям, думаю, тоже.
ГОЛОС!
Ирина Николаевна Кириллова # 26 апреля 2019 в 13:37 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна, спасибо за приглашение!
Вы, как всегда, представили чудесный материал - познавательный, интересный, красиво и со в кусом оформленный. С удовольствием голосую!!!
Ольга Вячеславовна Варламова # 26 апреля 2019 в 14:24 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Большое спасибо за приглашение. Вами выбрана очень интересная тема, подобран замечательный материал, яркие и красивые фото. Голосую!!!!! Удачи!!!
Марина Дмитриевна Солодова # 27 апреля 2019 в 07:33 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!Спасибо за приглашение на библиотечный урок. Мы ознакомились с различными представителями морских обитателей, и Вы подробно и интересно ведете рассказ об их образе жизни. Непременно поделюсь с коллегами! Спасибо! Голос!
С уважением!!!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 27 апреля 2019 в 11:09 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю за приглашение. Отличный материал! Читали всей семьей, удивляясь и восхищаясь чудесами подводного мира. Столько интересных фактов об обитателях морских глубин, красивые фотографии, чудесная подборка стихотворений. Здорово! С удовольствием голосую и желаю успеха!
Лариса Борисовна Бугакова # 27 апреля 2019 в 12:39 +1
Интересный по содержанию библиотечный урок.Много полезной и познавательной информации.Замечательная подборка иллюстрированного материала.Видно,что вы проделали большую работу при подготовке.Голос!
Надежда Ивановна Сухарева # 27 апреля 2019 в 17:59 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю за приглашение. Отличный библиотечный урок,который дает большую информацию для других уроков и занятий. Красивые фотографии морских обитателей и замечательные стихи сделали публикацию необычайно интересной. С удовольствием голосую!
Тамара Александровна Новичкова # 27 апреля 2019 в 22:15 +2
Библиотечный урок "Обитатели морских глубин" мне понравился, много интересной информации, красочные иллюстрации. Проводя урок, Вы дали возможность детям расширить и углубить знания, кроме того прививаете интерес к работе с энциклопедиями, книгами и журналами. Голос.