Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок о птицах для учащихся 4 класса

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Пятая часть всех лесов находится в России. Леса занимают 45 процентов территории нашей страны. Это огромное богатство, и люди издавна им пользуются. Лес насыщает воздух живительным кислородом и очищает его от вредных примесей. Он дает нам древесину для строительства домов и дрова для отопления жилищ, снабжает сырьем для производства бумаги, сохраняет нужную полям влагу, дарит полезные и вкусные продукты – ягоды, орехи, грибы, обеспечивает лекарственными растениями. Не зря в старину говорили: «Лес – богаче царя». А еще это – родной дом для лесных жителей. Даже если лес исхожен вдоль и поперек, если каждая тропинка и полянка в нем знакомы, все равно он полон загадок и не перестает удивлять. Любой лес полон жизни, его населяет великое множество зверей, птиц, насекомых…
Наш библиотечный урок посвящен лесным обитателям. Конечно, обо всех рассказать просто невозможно, лесных животных – десятки тысяч. Мы выбрали только тех, которые встречаются чаще других и о которых должен знать юный натуралист.
Материалом для составления мероприятия послужила литература о природе, о животных. Рекомендуемая для чтения в основной школе. Для учащихся 4 – 6 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах. Прочитав которые дети могут узнать о том, где и как живут лесные жители, как они размножаются, как выглядят, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о природе, животных
Библиотечный урок «Пернатые покорители неба»

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Иван Алексеевич Бунин


Снегирь

Как целебный бальзам свежий воздух зари,
Выпью вновь из рассветной криницы,
А на гроздьях рябин вновь сидят снегири,
Красногрудые гордые птицы.
Я волненье в душе удержать не могу,
И не в силах на них наглядеться,
На рябиновых бусах замёрзших в снегу,
Стайка птиц из счастливого детства…
Светлана Ромашина


Эта красивая и спокойная птица летом живет на Севере, а в лесах средней полосы появляется с первым снегом. Отсюда и ее название. У самца грудка и бока головы – ярко – красные, «шапочка», подбородок, концы крыльев и хвост – черные, а спинка голубовато-серая. Самочки – буровато-серые, а птенцы, летающие вместе со взрослыми птицами, - коричневые.
Снегири залетают и в городские парки. Особенно часто их можно увидеть на рябинах: подмерзшие оранжевые ягоды для снегирей любимое лакомство. С приближением весны эти птицы исчезают – они любят прохладу.

Соловей

О певец весенних дней!
Нежный кроткий соловей!
Сколько ты меня пленяешь,
Сердце, душу восхищаешь!
Если раннею порой
Ты под зеленью густой
Сладки песни распеваешь…


Если бы птиц встречали по одежке, на соловья никто бы внимания не обратил. Скромный серенький наряд. Но голос! Не зря его называют Великий маэстро. А скольких композиторов и поэтов вдохновил соловушка на создание замечательных песен, романсов, стихотворений. Особенно знаменит романс Александра Алябьева на стихи Антона Дельвига:

Соловей мой соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?


В лесу соловей селится в кустарнике, выходящем на реку или ручей. Зимует на юге, но там, представьте себе, не поет. Птица как птица. Зато когда возвращается на родину, - заслушаешься.
Звездный час соловья наступает в мае. Есть верная примета: появились первые листочки – запели соловьи. Поют они всю ночь, но бывает, что и днем. Не все певцы одинаковы. Есть виртуозы, у которых песня состоит из 40 вариаций (колен), а есть и такие, кто может выдать только шесть или семь коленец. Даже в разных областях России они поют по-разному. Особенно ценятся курские и казанские соловьи.

Коршун

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он –
И вот ушел за небосклон!
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла…
Ф. Тютчев


Если вспомнить мифы разных народов, то окажется, что у этой птицы богатый «послужной список». В Древнем Египте поклонялись богине Нехбет, которая появлялась перед людьми в образе коршуна и считалась покровительницей материнства. Древнегреческий царь богов Зевс, бог света и покровитель искусств Аполлон и богиня знаний и ремесел Афина также могли появляться в виде коршуна. В мифе о Прометее, похитившем для людей огонь, сказано, что в наказание боги приковали его к скале, и каждый день коршуны терзали печень героя.
В античные времена заметили, что коршуны часто следовали за передвижениями войск. Так родилось поверье, что они обладают пророческим даром и собираются на месте будущей битвы за три дня до нее. Римляне считали коршуна птицей Марса, бога войны, и никогда на него не охотились. А для христиан коршун стал символом Девы Марии, потому что очень долго люди не могли понять, как у коршуна – самочки появляются птенцы.
Со временем люди об этих птицах многое узнали, и оказалось, что ничего таинственного в них нет. Да, они умные (легко отличают охотника от обычного человека), зоркие (могут подняться на большую высоту и оттуда высматривать добычу), но в то же время довольно неповоротливые (летают медленно, хотя и неутомимо) и не отличаются большой смелостью. Если, например, в каком-то месте коршуна напугали, то он постарается туда больше не возвращаться.
Питаются коршуны мелкими животными 9чаще всего мышами, лягушками, ящерицами, змеями), насекомыми, молодыми птицами и падалью. Часто они преследуют других хищных птиц, надоедая им до тех пор, пока те не бросят добычу. Гнездятся на высоких деревьях, в кладке обычно бывает три-четыре яйца. Высиживает их самка, а самец в это время снабжает ее едой. Птенцы появляются через 37-38 дней.
Из восьми видов коршунов самый известный - красный коршун. Его легко отличить по сильно раздвоенному хвосту. Голова и горло у красного коршуна окрашены в белый цвет с черно-бурыми полосками, грудь и брюшко – ржаво-красные, спина и плечи черно-бурые, а крылья – черные. Встречается в наших лесах еще и черный коршун. Он меньше красного и оперенье у него более темное.
Если и сохраняется еще где-то за коршуном недобрая слава, то совершенно напрасно. Лесу эта птица нужна, от нее много пользы – и грызунов уничтожает, и вредных насекомых. Однажды, например, в желудке погибшего черного коршуна обнаружили 426 жучков-кузек – вредителей зерновых.

Сокол

Раскинув широкие крылья,
Над лесными горами летит.
Поют на ветру его перья,
Сокол в небе высоком парит!
То стрелою стремится он к звёздам,
То вдруг камнем падает вниз.
И разносится крик его грозно…


В Древнем Египте его считали царем птиц. Возможно, на эту роль сокола выбрали потому, что он может смотреть на солнце, не мигая. Солнцу поклонялись , как богу, и люди верили, что на дневное светило так способен смотреть только другой бог. В египетских храмах держали живых соколов, за ними ухаживали жрецы, а главного бога Ра изображали в виде человека с головой сокола.
В мифах древних славян сокол – символ мужской богатырской красоты и отваги. На старинных свадьбах соколом величали жениха. А сказку «Феникс – ясный сокол» вы наверняка знаете, как и фильм с таким названием, снятый замечательным кинорежиссером – сказочником Александром Роу.

Не забыты соколы и в русских поговорках:
* Сокол выше солнца не летает.
* Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит.
* Узнают сокола по полету, а доброго молодца по походке.

Уважение к этим гордым птицам из древности перешло, а Средние века. Очень популярной в то время стала соколиная охота, она дошла и до наших дней. «От соколиного глаза никуда не укроешься»- говорят в народе. Вот эту зоркость и используют охотники, приручая соколов.
Птица эта очень быстрая, когти у нее твердые и острые. Чтобы сокол не поранил руку охотников, его сажают на специальную жесткую кожаную перчатку.
Прирученный сокол с человеком дружит, а вот в природе ближе, чем на 200 метров к своему гнезду не подпускает. Тут же начинает подавать тревожные сигналы, а если подойти ближе, кружит над головой и громко кричит. Лучше его не тревожить. Лесу сокол нужен как истребитель грызунов и санитар, уничтожающий слабую и больную птичью мелочь.
Охотится он с выдумкой. Чтоб вспугнуть добычу, низко пролетает над деревьями, а когда заметит запаниковавшего зверька или птицу, быстро набирает высоту и, сложив крылья, камнем падает вниз. Во время пикировки развивается скорость до 100 километров в час. Удар соколиных когтей бывает таким сильным, что у жертвы никаких шансов не остается.

Тайна записной книжки
В конце 1970-х годов в Кремле были завершены большие реставрационные работы. Купола храмов заблистали свежей позолотой. Но вскоре позолота стала тускнеть. Причину установили быстро – вороны. Привлеченные блеском сусального золота, они слетались в Кремль целыми стаями, царапали купола коготками, оставляли на крышах зданий свои «метки». Пробовали их отпугивать холостыми выстрелами, включали сирену, ставили домики-ловушки с приманкой – не помогло. Сообразительные птицы ко всему быстро привыкали, любую хитрость разгадывали.
И все же выход был найден: в Кремле появились специально обученные ястребы-тетеревятники. Живут они в Тайницком саду, выходящем на набережную Москвы – реки, в больших клетках-вольерах. Первый же вылет этих «перехватчиков» вызвал в вороньих рядах страшную панику, а вскоре пернатые разбойницы и вовсе убрались подальше от охраняемой территории.

Синицы

Эта птица с силой воли,
В день раз сто бывает в поле.
Птичке некогда лениться,
Носит корм птенцам синица.
Т. Лаврова


Можно подумать, что они синие, раз такое название. Но ни одного синего перышка к синицы нет. Зато послушайте, как она поет: «Сии-ции». Как будто сама себя представляет: «Си-ница».
В лесах средней полосы встречаются синицы нескольких видов. И у всех один отличительный признак – белые «щечки». Самая крупная – большая синица. Самая красивая – лазоревка. Самая распространенная и самая голосистая – московка или малая. Есть еще длиннохвостая синица и гаичка. А самая непохожая на своих синичек-сестричек – хохлатая. На головке у нее задорный хохолок, похожий на шапку старого солдата – гренадера. Поэтому синичку – хохлатку называют еще гренадеркой.
Главный корм для синиц – насекомые. Когда взрослые синицы выкармливают птенцов, они прилетают к своему гнезду 500 раз в день. И каждый раз в клювике какая-нибудь вредная для леса козявка. Ни одна другая птица столько пользы не приносит.
Зимой множество синиц появляются в городских парках. К человеку они быстро привыкают. Протянешь ладонь с семечками, синица сначала полетает вокруг, посидит на ветке, присмотрится, а потом смело садится прямо на ладонь, выбирает «самое лучшее» семечко и вспархивает на дерево, чтобы спокойно его склевать. Особенно синицы любят грецкие орехи, для них это деликатес.

Тайна записной книжки
Какую скорость развивают птицы во время длительных полетов? Вот как отвечают на этот вопрос ученые – орнитологи.
Скорость полета у разных птиц разная. Скворцы, например, за час могут преодолеть 70 километров, утки – около 90, гуси - от 30 до 40 километров. Гораздо быстрее летят стрижи – 110 километров в час. В основном крылатые путешественники не поднимаются выше 400 метров, а мелкие летят ниже 100 метров.

…Когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко в моей власти и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я.
Антон Павлович Чехов


Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок на экологическую тему для учащихся 4-6 классов Библиотечный урок для младших школьников «Добрый мир любимых книг» Библиотечный урок для учащихся начальных классов «Книги, приносящие радость» Библиотечный урок для учащихся 4-6 класса «Окружающий мир»
Библиотечный урок в 5-6 классе. Берегите природу | Библиотечный урок для учащихся 5 класса «Природа могучий источник познаний»
Опубликовано: 2296 дней назад (11 сентября 2018)
Просмотров: 1563
+47
Голосов: 47
Вера Владимировна Мухамадеева # 11 сентября 2018 в 14:31 +3
Спасибо, Инна Владиславовна за приглашение. С удовольствием ознакомилась с материалом библиотечного урока. Думаю четвероклассники на долго запомнят его. Вроде бы про птиц то мы все прекрасно знаем, но сколько много нового можно узнать про них в библиотеке. Особенно понравилась подборка стихов. Удачи Вам в дальнейших разработках. Всех благ.
Галина Викторовна Языкова # 13 сентября 2018 в 20:52 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна, очень приятно было познакомиться с Вашим материалом. Читала и думала, что в большей степени мы лишены возможности в жизни так близко и так наглядно видеть пернатых жителей нашей планеты.А наша природа богата и очень разнообразна. Поэтому и нужны такие информативные уроки, где можно узнать много нового и интересного. Так держать! Спасибо!
Ирина Николаевна Кириллова # 14 сентября 2018 в 18:44 +3
Добрый вечер! Инна Владиславовна, Вы, как всегда, представили чудесный материал - познавательный, интересный, красиво и со вкусом оформленный. С удовольствием голосую!!!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 16 сентября 2018 в 13:56 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
С большим удовольствием ознакомилась с библиотечным уроком о пернатых обитателях нашей страны. Замечательный материал - интересный, познавательный, яркий! Благодарю Вас за приглашение и голосую с пожеланием успеха!
Ольга Валентиновна Шейко # 21 сентября 2018 в 16:32 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Предложенный Вами урок о птицах знакомит учащихся с разными видами птиц, с богатством и неповторимостью природы,прививает интерес к чтению. Спасибо за интересный и содержательный материал. С удовольствием голосую.
Валентина Николаевна Матвиенко # 21 сентября 2018 в 21:41 +6
Инна Владиславовна, с удовольствием посетила библиотечный урок о пернатых обитателях! Столько интересной информации! Замечательная подборка стихотворений! Спасибо! Удачи! Голос!
Наталия Александровна Ковтун # 22 сентября 2018 в 08:45 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Очень интересный библиотечный урок, много полезной и интересной для детей информации! Подобраны замечательные стихи, русские поговорки. Такие мероприятия воспитывают у детей любовь к природе, развивают наблюдательность, интерес к окружающему миру! Голос!
Наталья Геннадьевна Завалишина # 23 сентября 2018 в 12:46 +3
Ирина Владиславовна, с удовольствием познакомилась с разработкой урока. Есть информация, которая знакома детям, в то же время "крупицы" нового материала, которые заставляют задуматься. Материал увлекателен, познавателен. ГОЛОСУЮ, совет Вам - указывайте, пожалуйста, список литературы, чтобы можно было воспользоваться преподавателям и детям при подготовке своего материала на основе Вашего. Спасибо. Удачи.
Наталия Владимировна Пуханова # 24 сентября 2018 в 22:47 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!С удовольствием ознакомилась с библиотечным уроком о пернатых обитателях нашей страны. Замечательный материал - интересный, увлекательный, познавательный, красочно оформлен! Подобраны замечательные стихи, русские поговорки. Примите голос! Успехов в дальнейшей работе.
Светлана Владимировна Тарасова # 25 сентября 2018 в 06:35 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Материал интересный, богатый, запоминающийся. Красочно оформлен. Все продумано. Мне очень понравилось. Мой голос!!!!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 27 сентября 2018 в 17:38 +2
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Интересный материал о пернатых вы представили. Голосую +1
Лариса Владимировна Валитова # 27 сентября 2018 в 21:01 +1
Здравствуйте Инна Владиславовна. Заканчивая просмотр Ваших статей (я начинала с конца), хочется от всей души поблагодарить Вас и всех работников библиотек за инновационный подход в воспитании и обучении подрастающего поколения. мне это очень нравится. Спасибо. Голос.
Галина Ивановна Лебедева # 29 сентября 2018 в 19:25 +1
Добрый вечер! Инна Владиславовна.Спасибо за приглашение. Очень понравилась подборка стихов,материал красиво и со вкусом оформленный.Мой голос.+1
Ольга Васильевна Яковлева # 4 октября 2018 в 22:03 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Вы представили замечательный материал - познавательный, интересный, красиво и со вкусом оформленный. Дальнейших творческих успехов! голос
Любовь Владимировна Лычангина # 5 ноября 2018 в 12:04 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за педагогически полезную публикацию!
Вы, действительно, формируете общекультурную компетентность учащихся через восприятие литературы о природе.
За наглядность-отдельное спасибо!
Мой голос!!!