Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок для учащихся 5-6 классов. Андрей Чохов

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нас окружает мир самых разнообразных вещей и техники. Дома и дороги, мосты и автомобили, телевидение, детские игрушки и межпланетные космические станции – все в этом мире создано благодаря труду и талантам инженеров. Мы привычно пользуемся всеми благами цивилизации, без которых уже трудно представить нашу жизнь, и не задумываемся о том, что все это сначала надо было придумать, сделать, а потом еще и улучшить. Инженеры делают невозможное обычным и привычным, воплощают самые смелые мечты в реальность…
Слово «инженер» происходит от латинского ingenium, что означает острый, изобретательный ум. В древности инженерами называли людей, которые возводили различные укрепления, создавали оружие и военные машины – тараны, катапульты и другие устройства. Позже так стали называть строителей городов, мостов и дорог, плотин и каналов.
Но слово «инженер» не сразу вошло в обиход. В старину людей, которых мы сегодня называем инженерами, в Англии звали капитанами, во Франции – мэтрами, в Германии – мейстерами. А у нас, на Руси, людей с острым,3 изобритательным умом величали розмыслами (имеется в виду – размыслить, обдумать).
Понятие «инженер» пришло в Россию во времена Петра I. Соратник царя Петра, философ и просветитель Василий Никитич Татищев так объяснил этот термин: «Ингениуры – это такие люди, которые… острый смысл имеют… к ремеслам – особливо к механике и всяким хитрым вымыслам».
Библиотечный урок для учащихся 5 - 6 классов. Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предметам, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях книгах и журналах, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение нестандартно мыслить.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг о русских инженерах
Библиотечный урок «Пушечный мастер и литец Ондрей Чохов»

Мир стареет в былых надеждах,
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе Мастера!
Мастера, профессионалы -
Те, что в жизни познать смогли
Щедрость камня, душу металла,
Свежесть формулы, нрав земли.
Мастера, мастаки, умельцы,
Постигающие до глубин
Механизм станка или сердца,
Ход смычка или гул турбин.
Руки вещие простирая
К перекрёсткам звёздных миров,
Время движется Мастерами
И надеется на Мастеров…


Васнецов Аполлинарий Михайлович Пушечно-литейный двор на реке Неглинной

На холмистом левом берегу реки Неглинной когда-то стоял похожий на неприступную крепость государев Пушечный двор. В современной Москве – это район Лубянской площади и известного магазина детских товаров. А тогда за высокой глухой оградой дымили плавильные печи. Кудрявые дымные хвосты выбивались из-под шатра «литейной избы», а в кузнях звенели удары тяжелых молотов. Пушечный двор в Москве был создан при великом князе Иване III в конце XV века и вел свою родословную от «пушечной избы», летописное упоминание о которой относится к 1475 году. Иностранцы удивлялись и количеству, и качеству русской артиллерии. Один из европейских послов сообщал на родину: «Некоторые из этих орудий велики, широки и глубоки, что в полном вооружении рослый человек, стоя на дне орудия, не может достать его верхней части… гром от орудий столь ужасен, что небо и земля, казалось, готовы были обрушиться».
Но вот широко распахнулись ворота Пушечного двора. Две сотни лошадей по бревнам-каткам тянули огромную, тяжелую пушку. Ни одна повозка не выдержала бы ее вес – около 40 тонн. В историю это орудие вошло под названием «Царь-пушка».


Конец шестнадцатого века.
Москве набегом хан грозит.
И посетила человека
Идея, как врага сразить.
Отлил царь-пушку славный мастер,
Какой ещё не видел свет,
На сорок тонн – такие страсти,
По мощи пушек равных нет.
Литейщик мастер зван Андреем,
Носил фамилию под стать,
Чихал, как пушка, и сильнее,
А значит Чохов его звать.
Узнал Гирей про эту новость
И повернул прочь от Москвы,
Царь-пушка красотой суровой
Врагам к Москве громит мосты.
Царь – пушка для России символ,
Оружие добра и зла,
Не нападения – защиты,
Идею мира принесла.


Но вовсе не причиной такого названия стали размеры и вес. Славились мастера-литейщики Пушечного двора не только как знатоки всех хитростей и тайн литейного дела, как создатели удивительных артиллерийских орудий и колоколов, они были еще и замечательными художниками. Пушки и колокола украшали орнаменты, портреты и надписи, различные фигуры, прекрасные барельефы, поражающие и сегодня тщательностью отделки и исполнением. Вот и на знаменитой Царь-пушке увидеть можно изображение скачущего всадника – это царь Федор Иванович. И здесь же отлитая в бронзе надпись гласит: «Божиюмилостию царь и великий князь, государь и самодержец Федор Иванович всея великая Россия». Вот почему орудие стали величать «Царь-пушка».


Другая надпись сообщает: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094… делал пушку пушечную литец Ондрей Чохов». Первоначально Царь-пушку установили на Красной площади, недалеко от Лобного места и храма Василия Блаженного, на раскате – специальном настиле из бревен. Царь-пушка защищала от незваных гостей переправу через Москву-реку и подступы к Кремлю. В середине 18 века Царь-пушку перевезли в Кремль, где ее можно увидеть и сегодня. Это одна из самых известных кремлевских достопримечательностей. Длина ствола пушки – 5.34 м, наружный диаметр ствола – 1.2 м, калибр – 890 мм. По легенде, во время дождя прятались в пушке караульные стрельцы.
О жизни самого Андрея Чохова, одного из самых выдающихся «государевом пушечных и колокольных дел мастере», известно очень мало. Мы не знаем точно, когда и где он родился, называются даты от 1540 по 1545 год. По-видимому, родился Андрей Чохов в Курской губернии на реке Реут в семье посадских людей. И уже с ранних лет был отдан в ученики на московский Пушечный двор.

Его учителями были известные мастера – «литцы» Степан Петров и Кашпир Ганусов (Ганус). Первое известное нам упоминание об Андрее Чохове как о самостоятельном мастере относится к 1568 году. На пушке, стоявшей на крепостной стене Смоленска, можно было прочесть: «Лета 7076 (1568 г)… Делал Кашпиров ученик Ондрей Чохов. Весом 43 пуда».

Также еще и защищала от поляков Смоленск и другая пушка мастера – двенадцатифунтовое осадное орудие под собственным именем «Лисица».
Более 40 лет трудился на Пушечном дворе Андрей Чохов, создал много различных орудий. Некоторые их них «служили» в русской армии до 18 века, но до нашего времени сохранилось около 20. Многие из них имели свое, часто устрашающее имя – Аспид», «Троил», «Единорог», «Волк», «Лев», «Царь Ахиллес», «Скоропея».

«Единорог»

«Аспид»

«Царь Ахиллес»

Это все тяжелые, многопудовые орудия. Так, для перевозки в военном походе пушки «Единорог» со всеми припасами требовалось 64 подводы, а еще 10 подвод – для перевозки «стана с колесы». В 1588 году Андрей Чохов отлил уникальное 100-ствольное орудие, прообраз современного пулемета или установки «Град».
Это орудие не дошло до нас, но сохранилось его описание, сделанное в начале 17 века одним из участников польской интервенции в Москве: «Я видел одно орудие, которое заряжается сотнею пуль и сотню дает выстрелов. Орудие так высоко, что мне будет по плечо, а пули его с яйцо гусиное».
Прославился Андрей Чохов и как «колокольных дел» мастер. В 1594 году по заказу боярина Бориса Годунова (тогда еще не царя, а конюшего – это высокий придворный чин) для Троице-Сергиева монастыря Чохов отливает колокол «Лебедь» весом 625 пудов (10 тонн). Сегодня это один из старейших колоколов России. Кроме него для монастыря в 1598 году был отлит благовестный колокол весом 1850 пудов (30 тонн), получивший название «Годуновский». А в 1600 году со звонницы Успенского собора зазвучал над Кремлем и всей Москвой самый большой колокол того времени – «Успенский» или «Царский», как назвали его в летописях. Весу в нем было 2450 пудов, или 40тонн. Царь-колокол – так его тоже заслуженно величали.

Царь-колокол


Три года надо мной корпели мастера -
Моторин с сыном славно потрудился.
Я был готов.
Но вдруг - в Кремле пожар!
И от меня осколок отвалился...
Потом я сотню лет лежал в земле,
Пока по воле и проекту Монферрана
Я поднят был.
С тех пор я - экспонат в Кремле:
Царь-колокол с огромнейшею раной.
Вокруг - соборы, башни, купола,
Царь-пушка с горкой ядер рядом...
Здесь по всему история прошла
Огнём, мечом, картечью или ядом.
Стою, кремлёвским идолам сродни,
Всегда один, бесстрастный, бесполезный.
Бесследно пролетают годы, дни,
Но нет покоя мне в душе железной:
Расколот бок... Оторван мой язык...
Стою, с осколком в ране неразлучен...
Но к немоте я так и не привык:
Я создан, чтоб гудеть.
Но третий век - беззвучен...
Уж третий век я здесь томлюсь, молчу,
И третий век лишь об одном мечтаю:
Стать колокольчиком в руках детей хочу,
И каждый день звенеть, не умолкая...
Стою, опираясь на свой пьедестал,
Томлюсь, привлекая внимание туристов:
Царь-колокол я! Только я не звучал,
Хотя от созданья прошло уж лет триста...
Алексей Дельнов


Этот колокол погиб во время пожара 1652 года и позже несколько раз переливался, последний раз отцом и сыном Иваном и Михаилом Моториным в 1734-1737 годах. Это и есть тот самый знаменитый Царь-колокол, который вместе с Царь-пушкой стал одним из самых узнаваемых символов Московского Кремля.

Последний из известных нам колоколов мастера – крупнейший для своего времени колокол «Реут», отлитый в 1622 году. Его вес – более 1200 пудов (в некоторых справочниках указано 2000 пудов, или более 32 тонн). Он и сегодня висит в одном из пролетов Успенской звонницы. За свою работу Андрей Чохов получил награду – «4 аршина сукна ландышу маковый цвет, 10 аршин камки куфтерючервчатого, 40 куниц цена 12 рублев». Есть колокола, отлитые Чоховым и для колокольни Ивана Великого. Последнее упоминание о работе мастера относится к 1629 году. Это «пищаль медная, калибр 3 с половиною дюйма… вес 33 пуда 3 фунта».
Скончался Андрей Чохов, вероятно, в 1629 году.

Тайна записной книжки
«А стреляла ли когда-нибудь Царь-пушка?». У каждого, наверно, кто побывал в Московском Кремле и мог любоваться знаменитым произведением литейного искусства, возникал этот вопрос.
И, конечно же, обращал свой взор на огромные, чугунные ядра, весом более тонны, сложенные у лафета царь-пушки. Но ядра эти – декоративные, полые внутри, и в стволе пушки они просто не поместятся. Лафет и декоративные ядра были изготовлены в 1835 году в Санкт-Петербурге, на заводе Берта, по эскизу архитектора А.П. Брюллова и чертежам инженера П.Я. де Витте.
Одно время даже существовала версия, что Царь-пушка была изготовлена только для того, чтобы произвести впечатление на иностранцев. Но вряд ли Андрей Чохов и мастера Пушечного двора занимались бы такой бутафорией. В 1980 году производилась реставрация Царь-пушки. Орудие обследовали специалисты Артиллерийской академии им. Дзержинского. Царь-пушка оказалась классической бомбардой, орудием для стрельбы «дротом» - небольшими каменными ядрами общим весом до 800 кг. Возможно, из Царь-пушки стреляли, как минимум один раз. Может быть, сам мастер – Андрей Чохов произвел этот испытательный выстрел?

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для школьников 5-6 класса «Природа - удивительная художница» Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин Библиотечный урок для учащихся 5-6 класса на тему: «Деревья – живые памятники природы» Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии
Беседа в библиотеке со школьниками средних классов на тему: Третьяковская галерея | Библиотечный урок для школьников 5-6 класса на тему «Русский самородок»
Опубликовано: 2008 дней назад (24 июня 2019)
Просмотров: 1366
+47
Голосов: 47
Ольга Андреевна Ильичева # 24 июня 2019 в 15:45 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С большим удовольствием познакомилась с Вашим библиотечным уроком на тему «Пушечный мастер и литец Ондрей Чохов». Материал составлен очень грамотнои очень подробно рассказывает о мастере. Очень богат конспект урока красочными иллюстрациями. Примите голос и пожелание успехов и творческого вдохновения!
Ольга Станиславовна Средина # 24 июня 2019 в 15:56 +3
Инна Владиславовна, здравствуйте!
Прекрасно иллюстрированный и очень полезный материал Вы представили.
Сама с удовольствием перечитала и обязательно познакомлю с ним внука.
ГОЛОС!
Людмила Александровна Козырева # 24 июня 2019 в 17:06 +2
Здравствуйте. Интересный, полезный, увлекательный урок о наших русских мастерах-розмыслах. Материал очень украсили подборка стихов и иллюстрации. Дети откроют для себя много нового из родной истории, чем можно гордиться. Голос!
Вера Владимировна Мухамадеева # 24 июня 2019 в 17:19 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна, спасибо на приглашение на проект «Пушечный мастер и литец Ондрей Чохов». Мне очень понравилось. Столько труда нужно вложить в мероприятия, но оно того стоит. Польза от такого проекта очень большая. Вам желаю всего доброго и удачи во всех начинаниях.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 24 июня 2019 в 17:55 +2
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Изучив предложенный материал, словно сама оказалась среди мастеров.Спасибо за познавательную, интересную, красочную информацию. Успехов Вам.
Валентина Николаевна Матвиенко # 24 июня 2019 в 21:28 +10
Инна Владиславовна, спасибо за очень интересный библиотечный урок! Систематизирован и выбран самый яркий и запоминающийся материал о славном мастере-литейщике Андрее Чохове! Вы расширяете кругозор детей, активизируете познавательный интерес к славным страницам истории Отечества, воспитываете патриотизм!Работа оформлена замечательно! Всего Вам доброго! Голос!
Ирина Николаевна Кириллова # 25 июня 2019 в 12:55 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение! Интересная познавательная информация. Много нового узнала для себя. Замечательный урок с интереснейшими фактами, чудесными красочными фотографиями. Уверена, что Вам удалось увлечь и заинтересовать школьников на библиотечном уроке. Оформлена публикация грамотно. С уважением и голосом!
Ольга Васильевна Яковлева # 25 июня 2019 в 22:20 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Очень интересный библиотечный урок! Творческих успехов! голос
Софья Владимировна Юхнина # 26 июня 2019 в 10:39 +4
Инна Владиславовна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на библиотечный урок «Пушечный мастер и литец Ондрей Чохов».
Вы создаёте условия для расширения и углубления знаний учащихся данной теме. Информация выстроена очень грамотно, последовательно, прочитала на одном дыхании. Яркие иллюстрации украшают Вашу разработку.
Спасибо за прекрасную подачу интересного материала. С удовольствием голосую за ВАШ ТРУД!!!
Вера Валерьевна Ляпина # 26 июня 2019 в 14:23 +5
Спасибо за приглашение на интереснейший библиотечный урок. России есть кем и чем гордиться! Приятно, что находятся люди, которые знакомят детей с героями Родины. Голос
Елена Викторовна Багрова # 26 июня 2019 в 17:32 +4
Инна Владиславовна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на библиотечный урок «Пушечный мастер и литец Ондрей Чохов».
Познавательно, интересно, ярко!!!
Вы создаёте условия для расширения и углубления знаний учащихся об истории Отечества.
Материал подан грамотно и последовательно.
Цель достигнута, задачи выполнены.
Спасибо. Голос. Успехов!!
С уважением!!!
Лариса Борисовна Бугакова # 27 июня 2019 в 17:33 +4
Как всегда грамотно и последовательно. Яркие и запоминающие иллюстрации.Много полезного и интересного материала, который расширяет кругозор детей и взрослых,дополняет знания новой исторической информацией.Голос!
Наталия Владимировна Пуханова # 30 июня 2019 в 15:26 +2
Инна Владиславовна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на библиотечный урок. Материал составлен грамотно, подробно рассказывает о мастере. Вы создаёте условия для расширения и углубления знаний учащихся данной теме. С удовольствием голосую.
Татьяна Юрьевна Суховерша # 6 июля 2019 в 13:46 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
С большим удовольствием ознакомилась с библиотечным уроком «Пушечный мастер и литец Ондрей Чохов». Материал познавательный, интересный, хорошо иллюстрированный. Благодарю Вас за приглашение и голосую с пожеланием успеха!
Татьяна Леонидовна Капитонова # 26 августа 2019 в 13:27 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Спасибо за приглашение! Узнала много нового! Вы представили нашему вниманию интересные факты, красочные фото. Цели и задачи выполнены. Уверена, что Вам удалось увлечь и заинтересовать школьников на уроке.Голос!
С уважением, Т.Л.
Ольга Николаевна Сибилёва # 12 октября 2019 в 22:35 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Спасибо за приглашение!Как всегда, материал Вашего занятия вызывает неподдельный интерес, поэтому нет сомнения в том, что дети с удовольствием и пользой проведут время на библиотечном уроке.
Конечно же, голос!