Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нас окружает мир самых разнообразных вещей и техники. Дома и дороги, мосты и автомобили, телевидение, детские игрушки и межпланетные космические станции – все в этом мире создано благодаря труду и талантам инженеров. Мы привычно пользуемся всеми благами цивилизации, без которых уже трудно представить нашу жизнь, и не задумываемся о том, что все это сначала надо было придумать, сделать, а потом еще и улучшить. Инженеры делают невозможное обычным и привычным, воплощают самые смелые мечты в реальность…
Слово «инженер» происходит от латинского ingenium, что означает острый, изобретательный ум. В древности инженерами называли людей, которые возводили различные укрепления, создавали оружие и военные машины – тараны, катапульты и другие устройства. Позже так стали называть строителей городов, мостов и дорог, плотин и каналов.
Но слово «инженер» не сразу вошло в обиход. В старину людей, которых мы сегодня называем инженерами, в Англии звали капитанами, во Франции – мэтрами, в Германии – мейстерами. А у нас, на Руси, людей с острым, изобретательным умом величали розмыслами (имеется в виду – размыслить, обдумать).
Понятие «инженер» пришло в Россию во времена Петра I. Соратник царя Петра, философ и просветитель Василий Никитич Татищев так объяснил этот термин: «Ингениуры – это такие люди, которые… острый смысл имеют… к ремеслам – особливо к механике и всяким хитрым вымыслам».
Библиотечный урок для учащихся 5 - 6 классов. Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предметам, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях книгах и журналах, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение нестандартно мыслить.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг о русских инженерах
Библиотечный урок «Русский самородок»
Нартов Андрей Константинович (1693 - 1756),
русский механик, ученый и изобретатель
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны.
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В. Ломоносов
Сухарева башня, в которой в начале XVIII века располагалась Навигацкая школа
Сухареву башню, что была построена в 1695 году вместо старых, обветшалых Сретенских ворот, в шутку величали «невеста колокольни Ивана Великого». Шахтер башни поднимался на высоту 30 саженей, а это около 64 м. Под стать кремлевской колокольне…. Свое название башня получила в честь полковника Лаврентия Сухарева. Стрельцы его полка охраняли Сретенские ворота Земляного города (линия укреплений в Москве 16-18 веков) и сохранили верность Петру I в борьбе за власть с царевной Софьей в 1689 году.
Ореол удивительных тайн и легенд окружал это громадное сооружение, немного напоминавшее корабль с высокой мачтой. Якобы сподвижник царя Петра ученый и изобретатель Я. Брюс, которого в народе считали колдуном и чародеем, спрятал в подземельях башни таинственную книгу, и кто найдет и сумеет прочесть ее, тот получит власть над миром…
В 1701 году по указу Петра I в Сухаревой башне открылась Школа математических и навигационных наук. Это было первое в России морское, артиллерийское и инженерное училище. Именно в нем учились гардемарины, ставшие прообразом героев любимого многими зрителями фильма «Гардемарины, вперед!».
Находилась в Сухаревой башне и токарная мастерская. С юных лет работал в мастерской Андрей Нартов – будущий изобретатель, талантливый механик, названный царевым токарем.
Андрей Константинович Нартов родился в 1693 году в Москве. Впервые фамилия Нартовых упоминается в документах Разрядного приказа середины 17 века. Разрядный приказ ведал воинскими делами, строительством крепостей, вооружением. Фамилия Нартовых происходит от слова «рты» (так в старину называли лыжи).
Царь Петр бывал в Навигацкой школе и часто сам работал в токарной мастерской. Исследователи подсчитали, что государь владел 14 видами ремесел, и токарное дело было одним из любимых. Петр I обратил внимание на способного юношу, Андрей Нартов становился не просто мастером, но и хранителем всех станков токарной мастерской. И уже в 1712 году Петр I вызывает Нартова в Петербург и определяет его в собственную токарню.
Она находилась, а Летнем дворце, рядом с приемным кабинетом царя. Вскоре Нартов получает звание личного токаря государя.
В своем творении души,
В порыве вдохновенья,
Не глядя даже в чертежи,
Находит упоенье…
Андрей Нартов не просто работал, он улучшал станки и изобретал новые. В те времена резец токарного станка зажимали в специальной поддержке, которую передвигали в ручную. Можно сказать, что резец просто держали в руке, и точить приходилось на глазок.
Токарный станок А.К. Нартова с самоходным суппортом и копировальным устройством
а)кинематическая схема станка
б)кинематические схемы привода суппорта и копировальной головки
в)кинематические схемы привода суппорта и копировальной головки
Большой токарно-копировальный станок построенный А.К. Нартовым в 1718-1729 годах
Большой токарно-копировальный станок построенный А.К. Нартовым в 1718-1729 годах. Государственный Эрмитаж
Токарно-винторезный станок Нартова с самоходным (механическим) суппортом
Все зависело от силы мастера, его умений и ловкости. В 1717 году Нартов создает первый в мире станок с механическим резцедержателем – суппортом. Он перемещался с помощью винтовой пары – винта и гайки. Резцом управляет теперь «механическая рука», послушная воле человека. Это принцип действия используется и в современных станках.
Лишь через восемь десятилетий, в 1797 году, английский механик Генри Модслей сконструировал подобный станок с суппортом. Однако на станке Модслея можно было изготовить изделия простых геометрических форм, а на токарно-копировальных станках Нартова – любой сложности, вплоть до сложнейших художественных изображений батальных сцен. Такой станок для вытачивания сложных рисунков – «роз» на выпуклых поверхностях Андрей Нартов изготовил в начале 1718 года.
Летом 1719 года Петр I направил Нартова за границу «для присмотрения токарных и других механических дел». Прусскому королю Фридриху Вильгельму I Нартов везет подарки – кубок, выточенный собственноручно царем Петром, и токарный станок. Станок Нартова был помещен во дворце в «мраморной каморе», рядом со спальней Фридриха Вильгельма I.
Прусский король восторгается станком: «У нас в Берлине такой машины нет» и берет уроки токарного мастерства у русского гостя. Надо сказать, что в те времена среди знати стало модным что-нибудь выточить на токарном станке. Конечно, не деталь для механизма, а какую-нибудь безделушку – украшение из дерева, кости или металла.
Побывал Нартов и в Англии. Увидел много интересного, много узнал, но в письме царю Петру I сообщает; «Я здесь таких мастеров, которые превзошли российских, не нашел…». Во Франции Нартов удивляет своим мастерством главу Парижской академии наук Ж. Биньона. Тогда в Европе все были уверены – на токарных станках «нельзя выточить человеческое лицо». Андрей Нартов на своем станке, подаренном Франции, выточил три медали с портретами. Биньон в письме Петру I так отозвался о работе русского мастера: «Невозможно ничего видеть дивнейшего».
«Изобретательство - это такое занятие, которое вопреки всем суровостям
и жестокостям жизни спасает и наполняет душу»
И.П. Кулибин
Тайна записной книжки
Музей искусств и ремесел
В 3-м округе Парижа, в бывшем аббатстве Сен-Мартен-де-Шан, что на улице Реомюр, находится старейший в Европе Музей искусств и ремесел. Среди его экспонатов есть токарно-копировальный станок, созданный русским механиком А.К. Нартовым. Уже в наше время, в середине 20 века, хранитель музея Ж. Луазо на международном симпозиуме, посвященном истории естествознания и техники, сказал: «Этот станок, оборудованный механизмами… с вполне удовлетворительной точностью, является выдающейся конструкцией начала 18 века».
Токарно-копировальный станок
За свою жизнь А.К. Нартов создал много удивительных, опередивших свое время станков. Их можно увидеть не только в музеях России, но и в музеях других стран. Они хранятся как замечательные памятники инженерного искусства. Кто-то из современных авиаконструкторов заметил, что «некрасивый самолет» летать не будет. Сегодня красота в технике – это уже понятие инженерное. Станки Нартова или, так тогда говорили, «махины» - красивы. Станины украшены резьбой, мифологическими персонажами; витые, резные колонки и ножки. Наверное, работать за такими станками – одно удовольствие.
Вернувшись на родину, Нартов много работает: занимается делами Московского монетного двора,
Медальон с портретом Петра I, выточенный на копировально-токарном медальерном станке
Медаль А.К. Нартова в честь основания Петербурга
Медальон (модель) с рельефным изображением взятия Нарвы
выдвигает идею создания единого государственного эталона веса, конструирует станки для сверления орудийных стволов и нарезания резьбы, машину для вытягивания свинцовых листов, механизм для поднятия Царь-колокола, создает уникальную скорострельную батарею из 44 орудий, укрепленных на поворотном круге, оптический прицел и многое другое.
Пушка с готовым каналом, изготовленная по проекту Нартова. Вверху- вырезка части ствола показывающая устройство канала
Схема отливки и подъема Царь-Колокола
3-фунтовая (76-мм) 44-ствольная мортирная батарея системы А.К.Нартова
О большинстве изобретений Нартова можно сказать – впервые в мире…. Были нелегкие хлопоты для налаживания работы Академии наук. Много времени Нартов посвятил написанию книги о различных станках – «Театрум Махинарум, то есть Ясное зрелище махин».
Еще надо было воспитать достойную смену…
«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя»
Антон Павлович Чехов
«Мы должны знать изобретения наших предков»
Марк Туллий Цицерон
Когда наука достигает какой-либо вершины, с нее открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым наука пойдет дальше.
С. И. Вавилов
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечный урок для школьников 5-6 класса «Природа - удивительная художница»
Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин
Библиотечный урок для учащихся 5-6 класса на тему: «Деревья – живые памятники природы»
Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии