Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нас окружает мир самых разнообразных вещей и техники. Дома и дороги, мосты и автомобили, телевидение, детские игрушки и межпланетные космические станции – все в этом мире создано благодаря труду и талантам инженеров. Мы привычно пользуемся всеми благами цивилизации, без которых уже трудно представить нашу жизнь, и не задумываемся о том, что все это сначала надо было придумать, сделать, а потом еще и улучшить. Инженеры делают невозможное обычным и привычным, воплощают самые смелые мечты в реальность…
Слово «инженер» происходит от латинского ingenium, что означает острый, изобретательный ум. В древности инженерами называли людей, которые возводили различные укрепления, создавали оружие и военные машины – тараны, катапульты и другие устройства. Позже так стали называть строителей городов, мостов и дорог, плотин и каналов.
Но слово «инженер» не сразу вошло в обиход. В старину людей, которых мы сегодня называем инженерами, в Англии звали капитанами, во Франции – мэтрами, в Германии – мейстерами. А у нас, на Руси, людей с острым, изобретательным умом величали розмыслами (имеется в виду – размыслить, обдумать).
Понятие «инженер» пришло в Россию во времена Петра I. Соратник царя Петра, философ и просветитель Василий Никитич Татищев так объяснил этот термин: «Ингениуры – это такие люди, которые… острый смысл имеют… к ремеслам – особливо к механике и всяким хитрым вымыслам».
Библиотечный урок для учащихся 5 - 6 классов. Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предметам, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях книгах и журналах, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение нестандартно мыслить.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг о русских инженерах
Библиотечный урок «Сердце, отданное науке»
Кулибин Иван Петрович (1735 – 18185),
выдающийся русский изобретатель, инженер и механик
«Кулибин» - так до сих пор называют талантливых изобретателей. И это совсем не случайно. Вклад Ивана Петровича Кулибина в отечественную и мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства. Его механические устройства, проекты во многом опередили свое время.
…В отцовской лавке полумрак,
В иконе – Николай Угодник.
В работе все уже с утра.
И сын Иван к работе годен.
В услуге у отца, сынок,
Большеголовый, тихий мальчик,
Работал, не щадя, он, ног,
И в наказаниях, не плачет
Он с мельницы муку, везя,
Пока ему мешки грузили,
Смотрел Иван во все глаза,
Как крылья мельницы крутились.
На них почтительно глядит,
Они дрожат все и трепещут.
В движенье их, менялся вид,
Они все в воздухе, и блещут.
Мальчик застывши, всё смотрел,
На непонятный ритм движенья,
И тайну он постичь хотел,
Всего, что движется по жизни…
…Жарко, солнце припекает спину сквозь выцветшую рубашонку. Где-то высоко хрустальным колокольчиком переливается песня жаворонка. Изумрудная стрекоза, потрескивая крылышками, присела на травинку. Кажется, протяни руку – и схватишь. Но мальчику сейчас не до стрекозы. Он занят настоящим делом – здесь, на склоне, бьет холодный чистый ключ, бежит ручей. И если направить ручей в пересохший пруд, более похожий сейчас на зловонную лужу, да сделать так, чтобы пруд стал проточным, то можно будет в нем и рыбу разводить…
Мальчика звали Иваном. Родился он в семье нижегородского торговца мукой Петра Кулибина. Грамоте и «цифровому счету» обучался уместного дьячка. Отец с ранних лет ставил смышленого мальчика за прилавок. Но Ваня больше любил ножичком вырезать из дерева и мастерить разные игрушки, флюгера, указывающие направление ветра, лодочки. Однажды он сделал маленькую мельничку – с настоящим водяным колесом, жерновами. И все крутилось, работало.
…Пятнадцать лет Ивану шло,
И в голове одна наука.
И от родителей тайком,
Из дерева часы он сделал,
Но, не пошли они. Итог.
Хотя с усердием их делал.
Глядя на механизм часов
Ножом вытачивал детали
Соизмерял на глаз, он всё…
Правда, строгий отец не одобрял эти занятия, считал их баловством. А еще Ваня Кулибин любил забираться на колокольню Рождественской церкви, что стояла на высоком берегу Волги. Но не захватывающие дух чудесные волжские дали, открывавшиеся с колокольни, привлекали мальчика. Его больше интересовало устройство часов – курантов с музыкальным боем, все это хитросплетение чугунных зубчатых колес и цепей. Кроме времени куранты на колокольне показывали движение небесных светил и фазы Луны. Иван Кулибин хочет понять устройство часов и других механизмов и самостоятельно изучает труд Георга Крафта «Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочиненное для употребления российского юношества», читает и другие книги по механике и математике, труды М.В. Ломоносова, которые удается раздобыть.
Довелось Кулибину побывать и в Москве. И хотя был он по другим делам, но не упустил случая приобрести новые знания в часовом ремесле, купить инструменты для работы. «Потом в Москве имел случай быть за гражданским делом и по прихоти своей ходил к одному часовому мастеру, раз до пяти был у него… видел там стенные и карманные часы в починке, купил у него испорченную резальную колесную махину, да токарный маленький лучковый станок», - позже вспоминал Кулибин.
Вернувшись в Нижний Новгород, Кулибин отремонтировал «колесную махину» - станок для нарезания зубчатых часовых колес. Вскоре слава о юноше, который способен отремонтировать любые часы или сделать новые разнеслась по всему Нижнему Новгороду и окрестностям. Однажды пришлось Кулибину возрождать к жизни часы губернатора Аршеневского – очень дорогие, сложные, «с репетицией». Задумал Иван Кулибин создать такие часы, которых в свете не видывали, чтобы те часы не только отмеряли время, но исполняли разные мелодии, а когда распахивались дверки «золотого чертога», крохотные фигурки разыгрывали сценки из Священного Писания. Формой часы были «видом и величиною между гусиным и утиным яйцом», в искусно сделанном золотом узорном корпусе. С деньгами для работы помог Кулибину нижегородский купец Костромин.
В мае 1717 года в Нижнем Новгороде ожидали прибытие императрицы Екатерины II. Звонили колокола, улицы, и пристань были украшены по-праздничному. И вот раздался сильный выстрел пушки – это на волжском просторе показались галеры императрицы.
Среди даров, поднесенных императрице Екатерине II, были удивительные, искусной работы часы Кулибина.
Тогда же Кулибин прочел сочиненную им оду в честь императрицы.
Талантливый механик запомнился высочайшим особам, и в 1769 году вызвали Кулибина в Санкт-Петербург и назначили механиком мастерских Академии наук. Кулибин прибыл в столичный град на берегах Невы с новыми работами – изготовленными им электрической машиной, микроскопом и телескопом. Обязанностей у академического механика хватало. Он должен «иметь главное смотрение» за мастерскими, следить за исправной работой телескопов, астрономических часов, микроскопов и других «особливо физических инструментов». Так, на собрании академии в 1773 году отмечалось, что «вновь сделанные механиком Кулибиным электрические машины очень хороши и сильны». Кулибин не только создавал самые совершенные для своего времени научные приборы, но и давал наставление «господам академикам» по работе с этими приборами.
Кулибин предложил новый, удобный способ шлифовки линз для оптических приборов, разработал оригинальный проект оптического телеграфа. Сообщения передавались с помощью подвижной рейки с механическим приводом. Определенное положение рейки на высокой мачте соответствовало букве или цифре. Иван Кулибин для своего телеграфа придумал специальный код. Императрица Екатерина II осмотрела модель телеграфа, похвалила механика и… велела модель вместе с чертежами сдать в Кунсткамеру – музей, где хранились разные диковинки. А позже Кулибину пришлось придумывать для императрицы «подъемное кресло» - прообраз современного лифта. Этот подъемный механизм действовал в Зимнем дворце около трех лет, а потом о нем надолго забыли….
Одно лишь перечисление изобретений, проектов Ивана Петровича Кулибина заняло бы слишком много времени и места. Иногда случались и курьезы. Как-то поздним вечером в дверь дома Кулибина постучали. Коменданту Петропавловской крепости показалось, что после бури угрожающе покосился шпиль собора – знаменитый шпиль с ангелом. «Не медля все исправить!» - был приказ самого императора Павла I. Иван Петрович, а он к тому времени был уже не молод, все тщательно осмотрел и даже поднялся по хлипкой проволочной лесенке на головокружительную высоту. И установил – со шпилем все в порядке. Все дело… в двери! Точнее, в покосившемся дверном проеме в доме коменданта крепости, через который тот смотрел на Петропавловский собор.
Много сил и времени Кулибину приходилось тратить для устройства дворцовых развлечений. Однажды князь Потемкин в своем дворце принимал императрицу. И вдруг в зале вспыхнули огненные фонтаны, разбрызгивая искры, закрутились горящие колеса, рассыпались разноцветные огни…. Но не было, ни дыма, ни запаха пороха и настоящего огня. «Комнатным» фейерверком управлял Иван Кулибин с помощью фонарей и зеркал.
Зеркальный фонарь
Другое изобретение – знаменитый «зеркальный фонарь», предок современных мощных прожекторов. Благодаря конструкции зеркального отображателя света одной всего свечи хватало, чтобы осветить всю длинную дворцовую галерею. Газеты того времени сообщали читателям, что свет чудо - фонаря кулибинского был виден за 25 верст от Санкт-Петербурга, в Красном Селе.
Холодным декабрьским днем 1776 года во дворе Академии наук было многолюдно. Рабочие готовили к испытаниям большую модель деревянного одно арочного моста. Это было новым словом в мостостроении. Петербургу с его бесчисленными каналами и широкой Невой нужны были мосты. В дни ледостава и ледохода невозможно было попасть из одной части города в другую. А сколько гибло отчаянных смельчаков, решившихся переправиться в это время. И вот сейчас Кулибин наблюдает, как на мосту размещают груз – мешки с землей, в дело пошли и кирпичи. Общий вес – 3300 пудов (более 52 тонн). Вес увеличился – на мост взошла комиссия уважаемых академиков.
Проект деревянного моста через р. Неву, составленный И.П. Кулибиным
Испытания прошли успешно. О кулибинском мосте восторженно писали газеты, отечественные и зарубежные. Эта 30-метровая модель арочного, без дополнительных опор моста еще несколько лет простояла в Таврическом саду, над одним из каналом. Иван Петрович получил награду – медаль с надписью «Академия наук – механику Кулибину».
Среди изобретений талантливого «Академии механика» есть и «водоход» - судно, способное самостоятельно, с помощью водяного колеса и канатов с якорем, двигаться против течения.
Водоход Кулибина
В и 1804 году «водоходное устройство» Кулибина было установлено на одном из судов, ходившем по Волге. А для своей «самобеглой коляски» Кулибин придумал устройства, которые и сегодня есть в каждом автомобиле: переключение скоростей, подшипники, тормоза, рулевое устройство. В движение коляску приводил человек, нажимавший специальные педали.
Модель самобеглой коляски Кулибина
Самокатка. Реконструкция И.П. Кулибиным
Помог Кулибин и офицеру - артиллеристу. В бою под Очаковым тот потерял ногу. Ходить на простой деревяшке было неудобно, и Кулибин сделал протез – «механическую ногу». Офицер потом даже танцевал на балу. А вот с самим Кулибиным на одном из придворных праздников произошел удивительный случай. К изобретателю подошел прославленный полководец Александр Васильевич Суворов и раскланялся со словами «Вашей милости!... Вашей чести!... Вашей премудрости! Помилуй Бог, как много ума! Он изобретет нам и ковер-самолет!»
В 1801 году Кулибин вышел в отставку и вернулся на родину – в Нижний Новгород. Будучи в преклонных летах, продолжал создавать новые машины, хитроумные устройства, например особую сеятельную машину, чтобы зерно ложилось в землю равномерно. И до последнего часа не расставался с чертежами и расчетами. А когда Иван Петрович Кулибин умер, его жене пришлось продать часы, так как в доме не было ни копейки.
В глубокой старости он умер.
К тому же в полной нищете.
Не мало смог умелец умный,
Того и нынче не найти.
Часы планетные оформил,
Мост арочный, много других.
И телеграф ввёл семафорный,
И оптика ему с руки.
Протезы инвалидам сделал,
На механическом ходу,
И судно «водоход» был в деле,
В Зимнем дворце лифты пойдут.
Да, был Кулибин самоучка,
Но, сколько умных дел он дал.
Решений много дал научных,
И всю жизнь он изобретал.
Памятник Ивану Петровичу Кулибину в Нижнем Новгороде
Тайна записной книжки
С одной из работ Кулибина знакомы все, кто смотрит телеканал «Культура». Это заставка – сверкающие позолотой часы - автомат «Павлин» (мастерская Д. Кокс и Ф. Юри, Лондон, 1772), хранящиеся в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже. В конце 18 века de Англии для императрицы Екатерины II их приобрел князь Григорий Потемкин. При перевозке в Россию механизм часов был разобран, некоторые детали оказались поврежденными и даже потерянными. За реставрацию уникальных часов взялся Кулибин и сумел вернуть их к жизни. Это единственный в мире действующий крупный автомат 18 столетия, дошедший до нас без изменений.
Часы "Павлин" хранятся в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже
Наука открывает тем, кто ей служит, грандиозные перспективы.
Ф. Жолио-Кюри
Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
В. О. Ключевский
Нет преград человеческой мысли.
С. П. Королев
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечный урок для школьников 5-6 класса «Природа - удивительная художница»
Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин
Библиотечный урок для учащихся 5-6 класса на тему: «Деревья – живые памятники природы»
Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии