Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Беседа про кино для детей 5-7 класса

Библиотечный урок для подростков «Путешествие в мир кино»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Наверное, нет на свете человека, который не любил бы кино... Эта история началась в самом конце ХIХ века. Именно тогда, а точнее, в мае 1896 года, в Петербурге, в саду «Аквариум» состоялся первый в истории России сеанс кинематографа. Так начиналось кино в России. На наших уроках мы поговорим с вами о истории кинематографа в нашей стране. Вы узнаете не только о том, как рождался и развивался кинематограф, но познакомим с различными видами кино, с людьми, чей труд, талант и творчество создают это «обыкновенное чудо» - кино.
Хочется надеяться, что наши уроки, путешествие в удивительный мир кино будут интересны вам. За несколько уроков обо всём рассказать невозможно. Но это будет всего лишь несколько эпизодов из интересной, увлекательной истории кино...
Но вот уже вспыхнул свет, щёлкнула «хлопушка» и раздалась ко-манда: «Камера! Начали!»
Мероприятие рассчитано на учащихся 5 – 7 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме. По выбору учителя, это может быть библиотечный урок, внеклассное мероприятие, беседа, классный час.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие кино
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об удивительном мире кино, кинематографе
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к российскому кино
Оборудование: выставка книг о кино и кинематографе
Библиотечный урок «Путешествие в мир кино»

Кинематограф! Мир чудесный!
К нему мы все благоволим.
Коль фильм попался интересный,
Часами на экран глядим…


Прежде чем познакомиться с историей кинематографа в России, давайте вспомним, как рождалось кино... Всем известно, что под Новый год происходят чудеса... И настоящее чудо случилось 28 декабря 1895 года в Париже, в одном из залов «Гранд-кафе», который находится на бульваре Капуцинок. Наверное, ещё царило рождественское оживление на парижских улицах и бульварах, витрины и афиши привлекали внимание прохожих, в свете уличных фонарей порхали редкие снежинки...

Афиша конца 19 века

В этот зимний день, а точнее, был уже вечер, состоялся первый в истории киносеанс.

Братья Люмьер (Огюст слева, Луи справа)

Братья Луи Жан (1864-1948) и Огюст (1862-1954) Люмьер на аппарате собственной конструкции - «синематографе» - показали свои первые фильмы.
Зрители, а их было всего тридцать пять человек, заплатив по одному франку, спустились в полуподвальный зал кафе, называемый «Индийский салон». В затемнённом зале стояли рядами стулья, на стене белел квадратик экрана, а младший брат, Луи Жан Люмьер хлопотал у странного деревянного ящика с ручкой и на треноге. И вот полумрак зала пронзил мерцающий луч, сеанс начался...

Красивый аппарат, внутри сияет пламя.
Работает лентопротяжный тракт.
Система линз доносит до экрана
То волшебство - реальное, как факт.
Двадцатый век. Восьмое чудо света!
Создателем считается Люмьер.
Оно вошло в Пространство Человека
И в новый Мир открыло Ему дверь.
Мечта и Жизнь, Фантазия, Реальность
И мудрые слова здесь произносит Зверь.
Кино подвластны Времена и Дальность
И Битвы жуткие без крови и потерь.
Кино, кино - оно сильнее слова.
Создаст иллюзию и узаконит факт.
И от него зависит очень много…


Киноаппарат братьев Люмьер

Зрители были в восторге. Они увидели «живую фотографию»! Люди на экране двигались, ходили, улыбались, кормили ребёнка или плескались в море, джигитовали на конях, а струя воды из шланга вдруг окатила с головы до ног незадачливого садовника...
На первом киносеансе братья Люмьер показали 10 фильмов. И каждый фильм продолжался не более минуты. Но именно с этих минут, с этой даты - 28 декабря 1895 года - начинается история всего мирового кинематографа. Родилась десятая муза...
Почему десятая? На зелёных и цветущих склонах священной горы Парнас, у подножия которой бил чудесный источник вдохновения - Кастальский ключ, обитали музы - покровительницы наук и искусств. Их было девять. И вот к дружной семье девяти муз прибавилась десятая - муза Кино.

Что же увидели первые кинозрители?

Выход рабочих с фабрики

«Выход рабочих с фабрики». После работы из ворот фабрики выходят работницы. Модные шляпки, платья. Выезжает крытая повозка, тут же, под ногами людей, крутится пёс. А кто-то из рабочих уже обзавёлся велосипедом... Интересно, то что фабрика принадлежала братьям Люмьер, на ней изготавливали фотопластинки.

Кормление ребенка

«Кормление ребёнка». Семейная пара кормит своего забавного малыша. Надо сказать, что на экране мы видим старшего брата Огюста Люмьера. Вместе со своей супругой он кормит завтраком свою маленькую дочь.

Политый поливальщик

«Политый поливальщик». Озорной мальчишка наступает на шланг с водой. Садовник, поливающий клумбы, озадаченно заглядывает в отверстие шланга. Маленький озорник тут же убирает ногу - струя воды окатывает садовника, и сбивает шляпу. После непродолжительной погони садовник всё-таки схватил сорванца за ухо... Зрители веселились от души. Возможно, это была самая первая кинокомедия.

Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота

А вот легендарного «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота», напугавшего особо впечатлительных зрителей так, что они вскакивали с кресел, на первом киносеансе не было. Этот фильм будет показан позже.
Итак, рождение кино состоялось. И сразу же возникли легенды. Одна из них гласит, что Луи Люмьер изобрёл кинематограф... от скуки. Заболев гриппом, он несколько дней пролежал в постели и, мучаясь от бессонницы, придумал конструкцию своего синематографа за одну ночь.

Тайна записной книжки
Несмотря на успех, мало кто верил, что синематографу предстоит долгая жизнь. Огюст Люмьер считал, что они с братом изобрели всего лишь забавную игрушку. И мода на неё продлится не более года. Даже сам Луи Люмьер поначалу не представлял всех возможностей кино. «Скажите спасибо, что моё изобретение не продаётся, - сказал он однажды молодому человеку, желавшему приобрести аппарат. - Как научная диковинка синематограф когда-нибудь сможет получит признание, но коммерческих перспектив он не имеет». Этим молодым человеком был Жорж Мельес, будущий знаменитый французский режиссёр, сценарист и художник, постановщик фильмов со спецэффектами, один из основоположников мирового кинематографа.

Тайна движения или «Птичка в клетке»
Приподнимем занавес за краешек –
Такая старая, тяжёлая кулиса...
Владимир Высоцкий


Конечно, кино вовсе не случайное изобретение, оно имеет свою долгую и интересную историю. Давайте, словно ленту кинофильма, «перемотаем» время вспять...

Художники всех времён пытались преодолеть неподвижную натуру, передать, хотя 6ы иллюзию движения. Уже в древности люди сделали важное открытие - движение можно разделить на фазы, на отдельные картинки. «Это же стоп-кадр!» - подскажет нам юный любитель кино.
Десятки тысяч лет назад художники каменного века создавали на стенах пещер удивительные рисунки. Лошади, зубры, олени нарисованы так, словно они бегут от охотников. На фреске из Кносского дворца (около 1500 г до н. э.), что на острове Крит, изображена таврокатапсия - ритуальный танец с прыжками через огромного, свирепого быка. Мы видим, как гибкая фигурка застыла в стремительном движении... А рисунки на античных амфорах! Можно рассмотреть все фазы движения соревнующихся юношей или танцующих девушек. Не рисунки, а наглядное пособие. Кинематографисты, наверное, скажут - раскадровка.

Английский философ Фрэнсис Бэкон

«Знание - сила!» - провозгласил когда-то английский философ Фрэнсис Бэкон. И это в полной мере относится к кино. Не только искусство, но и наука подготавливала почву для рождения десятой музы.
Человеческий глаз имеет удивительное свойство - какое-то время сохранять на своей сетчатке изображение, «картинку», которую мы видели, и которая уже ушла из поля нашего зрения. Для нас быстрая смена таких «картинок» создаёт иллюзию непрерывного движения. Эта иллюзия лежит в основе кинематографа.
Наверное, многие из нас проводили такой «научный эксперимент», сидя летним вечером у костра. Если взять палку с тлеющим концом и несколько раз взмахнуть ею, вроде киногероя по имени Зорро, то в темноте мы увидим продолжительный огненный след.
Но лучше провести другой, безопасный эксперимент, он тоже знаком многим. Если на уголках тетрадки или блокнота нарисовать человечка в разных стадиях движения, а потом быстро пролистать странички, то человечек оживёт – будет размахивать руками, кидать мячик или корчить рожицы.

Фазы движения

Это развлечение лежит в основе мультипликации. Во второй половине Х!Х века даже выпускались специальные книжки с «живыми» рисунками, которые надо было просто быстро перелистывать. Они назывались кинеографами. Более сложное устройство - автомат, в ко-тором перелистывались подсвеченные фонарём кадрики-фотографии, называлось мутоскоп. Стоило опустить одну монетку, посмотреть в окуляр (не забывая покрутить ручку!) и можно было любоваться «фильмом» почти целую минуту. На один такой «фильм» требовалось около 850 фотографий.
В ХIХ веке и даже в ХХ были популярны незатейливые игрушки - «Птичка в клетке» и другие.

Незатейливые игрушки -«Птичка в клетке»

На одной стороне круглой картонки нарисована птичка, на другой стороне - клетка. И если быстро вращать этот кружок (подвесив на ниточке), то создаётся иллюзия, что птичка оказалась в клетке. Игрушка носит название «тауматроп». И вы, при желании, легко изготовите такую игрушку сами.

Пожалуй, можно вспомнить и такие устройства, как фенакистископ и стробоскоп.

Фенакистископ

Фенакистископ - это диск с нарисованными фигурками в разных фазах движения. В диске есть узкие прорези-отверстия, через которые надо было смотреть на отражение в зеркале, вращая диск. Потом появился и стробоскоп. В этом устройстве было уже два диска, вращающихся на одной оси. На одном диске нарисованы фигурки, например цирковая лошадка, а на другом, переднем, были прорези. Диски вращались, и если посмотреть через прорези, то будет казаться, что лошадка бежит по кругу, прыгает через обруч или другие препятствия. Такую игрушку можно увидеть и в наши дни. А в зоотропе диски заменены вращающимся барабаном с прорезями.

Праксиноскоп

К предкам кинематографа можно отнести и праксиноскоп французского художника и изобретателя Эмиля Рейно.

Французский художник и изобретатель Эмиля Рейно

Свой аппарат он сконструировал на основе зоотропа. Здесь уже перемещалась лента с картинками, а с помощью линз и зеркал сменяющие друг друга картинки проецировались на большой экран. В 1892 году Рено даже открыл «Оптический театр», де демонстрировал свои «фильмы», которые можно, наверное, назвать первой мультипликацией.
Подобных развлечений и игрушек было создано немало. Конечно, главным достижением науки и техники, важнейшим шагом к появлению кинематографа стало рождение фотографии в первой половине ХIХ столетия. Но история фотографии потребовала бы от нас отдельного разговора... Итак, время забавных игрушек уходило в прошлое. Птичка вылетела из клетки...

Кинематограф – первые шаги
Чёрно-белая плёнка,
Оцарапанных лет.
Звук пиано негромко
Дополняет сюжет.
Кто-то кушает пряник,
В зале выключен свет,
Лихо крутит механик
Колесо прошлых лет.
Не нарушьте случайно
Фантазийный полёт.
Чёрно-белая тайна
На экране живёт.
Томный холод актрисы
Опускается в зал,
Словно в иней кулисы
Кто-то запеленал...
Не всегда всё понятно.
Но открыл я секрет -
Не прокрутишь обратно
Колесо прошлых лет.
И поэтому снова
Души рвёт нам актёр, -
Нет ни звука, ни слова...,
Но играет тапёр!...
Не спугните нечаянно,
Когда включится свет,
Чёрно-белую тайну
Оцарапанных лет...


Термин «кинематограф» означает «движение» и «пишу». Этот термин образован из двух греческих слов. Кинематограф именно «записывает» движение и воспроизводит его потом на экране.
Говорят, что в споре рождается истина. Но иногда спор приносит и другие плоды... В 1877 году один американский губернатор и миллионер поспорил с любителями конного спорта. Губернатор утверждал, что конь, бегущий галопом, в какой-то момент отрывает все ноги от земли. Его оппоненты не соглашались - хотя 6ы одна нога никогда не отрывается от земли. Для разрешения спора пригласили известного фотографа Эдварда Мейбриджа.

Фотограф Эдвард Мейбриджа

Фотограф расставил вдоль дорожки ипподрома 24 кабины с фотоаппаратами и протянул к их затворам тонкие, прочные нити. Скачущая лошадь задевала нити, и затворы фотоаппаратов поочередно спускались, фиксируя отдельные фазы бега. В этом споре победил губернатор: лошадь на мгновение отрывала все ноги от земли. Но самое главное - эти кадры, фиксирующие движение, стали прототипом будущего кинематографа. Ведь и киноплёнка точно так же фиксирует движение на отдельных кадрах - 24 кадра в секунду. Вот почему Мейбриджа иногда называют отцом кинематографа.
Больших успехов добился и французский учёный-физиолог Этьен Жюль Марей. В 1882 году для научных экспериментов и наблюдений он сконструировал фоторужьё. В нём на вращающемся диске с фотоэмульсией поочерёдно фиксировались снимки быстрого движения. Например, полёт птиц. Позже Марей стал делать снимки на длинной бумажной ленте. И его тоже порой величают отцом кинематографии.

Французский учёный-физиолог Этьен Жюль Марей

В 1893 году американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон получил патент на своё изобретение - кинетоскоп, в котором на роликах двигалась киноплёнка (правда, тогда ещё не было такого названия).

Предприниматель Томас Эдисон

Полюбоваться «движущимися картинками» мог только один человек. В 1894 году на Бродвее открыли просмотровый зал, где каждый заплативший 25 центов мог увидеть 30-секундный «фильм». Вскоре появилась целая сеть таких просмотровых залов. Вот почему Эдисон тоже может считаться одним из основателей кинематографа.
Это лишь несколько имён, на самом деле над созданием кинематографа трудились учёные, инженеры и изобретатели во многих странах мира: в Америке - Т. Эдисон и У. Латам, в Германии - О. Аншютц, в Англии - У. Пол, в Польше - К. Прушинский, в России - И. Тимченко, И. Акимов, А. Самарский... И этот список можно продолжить.
Развитие оптики, механики, химии привело к созданию в самом конце ХIХ века синематографа братьев Люмьер, они усовершенствовали ранее имеющиеся аппараты и устроили первый общественный киносеанс.

Тайна записной книжки

Братьев Люмьер называют родоначальниками, изобретателями кинематографа. Но в те же годы только во Франции было выдано 129 патентов на устройства для показа «движущихся картин», не менее полусотни - в Великобритании, выдавали патенты и в других странах. Синематограф братьев Люмьер оказался более совершенным и в итоге победил в этом соревновании, а имена Луи и Огюста Люмьеров занимают почётное место на страницах истории кино. Надо заметить, что свой фильм «Выход рабочих с фабрики» Луи Люмьер впервые показал ещё 22 марта 1895 года на конференции, посвящённой развитию фотопромышленности, но тогда это не было ещё киносеансом.

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии Библиотечный урок для учащихся 5-8 класса на тему: Третьяковская галерея Православный библиотечный урок, 5-8 класс на тему: «Днесь светло красуется преславный град Ростов!» Библиотечный урок в 7 классе. О пользе энциклопедий и словарей
О творчестве Корнея Чуковского для детей начальной школы | Беседа для школьников 5-7 класса к 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне
Опубликовано: 1753 дня назад (4 февраля 2020)
Просмотров: 7933
+25
Голосов: 25
Ольга Владимировна Красовская # 4 февраля 2020 в 13:21 +4
отличная беседа.очень интересный материал и хорошая его последовательная подача. узнала много интересного)
Марина Дмитриевна Солодова # 4 февраля 2020 в 13:58 +5
Здравствуйте , Инна Владиславовна! Спасибо большое за приглашение на Библиотечный урок для подростков «Путешествие в мир кино». Невероятно познавательный и интересный материал про мир кино. Этот материал можно рекомендовать не только подросткам но и детям постарше, а также и взрослым. Грамотно оформлен материал, доступен и легко воспроизводим на слух. Непременно голос!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 4 февраля 2020 в 19:56 +1
Инна Владиславовна СПАСИБО за приглашение на увлекательный и весьма познавательный библиотечный урок для подростков «Путешествие в мир кино». Я с удовольствием ещё раз окунулась в мир кинематографии! Голос +5
Ольга Васильевна Яковлева # 5 февраля 2020 в 15:02 +2
Отличный, интересный, увлекательный материал! Прекрасное оформление! Я думаю, детям было очень интересно окунуться в историю кинематографа. голос
Наталья Александровна Безуглова # 5 февраля 2020 в 21:53 +3
Здравствуйте,Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение на этот весьма увлекательный урок!И этот материал можно рекомендовать не только подросткам но и детям постарше, а также и взрослым. Я думаю всем будет это интересно!
Ольга Владимировна Перковская # 9 февраля 2020 в 20:31 +2
Инна Владиславовна! С неподдельным интересом познакомилась с материалом о кинематографе. Вспоминая, как рождался кинематограф в России автор вспомнил как появилось кино. Материал нельзя назвать простым, но это и вызывает интерес к нему. Спасибо большое за приглашение! Голосую!
Марина Михайловна Платнова # 9 февраля 2020 в 21:31 +1
Спасибо за приглашение. Очень интересно, увлекательно. С удовольствием голосую!
Наталия Валентиновна Кузнецова # 28 марта 2020 в 16:24 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна.Всегда полезно узнавать что то новое.Ваш материал интересен для всех возрастов.Спасибо за увлекательное путешествие в прошлое кинематографа.Голосую!