Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие к 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне для школьников 5-7 класса

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК, ОДНКНР МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: К 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне.
Герои Великой Отечественной войны, многие из которых отдали свои жизни в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Сколько их известных безвестных, шагнули в бессмертие? Самым лучшим монументом в их честь будет наша память.
День 22 июня 1941 года стал для всех народов нашей страны первым днём Великой Отечественной войны. А впереди еще 1418 дней самой тяжелой, кровопролитной и страшной войны 20 века.
Только по официальным данным (далеко не полным) Центральногоархива Министерства обороны России, в боевых частях сражались с врагом вместе с отцами и старшими братьями свыше 3500 воинов моложе 16 лет.
И в наши дни, мирные дни тоже есть отважные и смелые мальчишки и девчонки. О них редко пишут в газетах, не часто появляются они на телеэкранах. Но от этого их поступки, их настоящие подвиги не становятся менее ценными.
Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предметам, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление, о Великой Отечественной войне читая энциклопедии, книги и журналы, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение нестандартно мыслить.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне
Библиотечный урок «Солдатами не рождаются - солдатами становятся»

Валя Котик

У забора собралась небольшая толпа, люди тихо перешёптывались, а кто-то не таясь, рассмеялся. «Что случилось а ну, расходись!» - полицай с повязкой на рукаве передернул затвор винтовки и уставился на листок, приклеенный к забору. Листок оказался карикатурой на фашистских вояк, а крысиная физиономия очень напоминала Гитлера. Подпись большими печатными буквами призывала: «Бить фашистскую гадину!»
«Кому сказано – расходись!» - Полицейский в ярости разорвал листок на мелкие клочки, бросил их на землю, попытался растоптать тяжелым сапогом, но порыв ветра подхватил бумажные клочки, и они разлетелись во все стороны.

Рисовал карикатуры и расклеивал их вместе с друзьями Валя Котик, одиннадцатилетний школьник.
Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец - Подольской, а ныне Хмельницкой области Украины. Учился в школе № 4 в городе Шепетовке. Когда началась война, Валя окончил пятый класс…
Жарко. Даже голубое небо с редкими облачками, кажется, выцвело от зноя. По разбитой после недавних боев дороге пылили большие, крылатые брезентом грузовики, полные гитлеровских солдат, иногда проезжала легковая машина, за поднятыми стеклами которой посверкивали офицерские погоны какого-то важного чина. Наверное, никто из них не обратил внимания на ныряющих в пруду мальчишек. Но на это и был расчет.
Валя Котик и его друзья ныряли и плескались в пруду не ради забавы. Они знали, что отступающие бойцы Красной Армии бросили в пруд пулемет, чтобы он не достался врагу. Наконец на илистом дне Валя нащупал что-то железное, длинное. С трудом мальчишки вытащили пулемет из вязкого ила на берег, оттащили его в кусты и принялись разбирать: крупные части замотали тряпками, привязали к раме велосипеда. Валя Котик почти через всю Шепетовку, рискуя каждую минуту встретиться с военным или полицейским патрулем, перевез пулемет к тайнику на старом кладбище.
Когда враг пришел на родную землю, Валя вместе с друзьями собирал и прятал в укромном месте оружие, боеприпасы, оставшиеся на месте жестоких боев вокруг Шепетовки. Потом их на возах с сеном переправляли к партизанам.
Осенним теплым днем открытая легковая машина петляла по проселочной дороге. Сзади водителя на кожаном сиденье расположился начальник отряда местной полевой жандармерии. Вдруг из кустов в машину полетела граната. Взрыв! Погибли начальник отряда жандармерии и несколько солдат. Фашисты были уверены, что на них напал целый партизанский отряд, но это сделал вчерашний пятиклассник Валя Котик.
Юный герой стал связным и разведчиком подпольной организации в Шепетовке, позже – партизанского отряда. Вид мальчишки в старой, потрепанной одежонке не вызывал подозрений у фашистов, а Валя все примечал - где стоят посты, где расположены склады, как сменяются караулы.
Валя Котик вместе с партизанами участвовал в боях с захватчиками, устраивал диверсии на железной дороге, пускал под откос вражеские эшелоны, а однажды обнаружил секретный телефонныйкабель связи фашистских войск со ставкой Гитлера в Польше. Партизаны, конечно, взорвали этот кабель.

Как-то Валя спас свойпартизанский отряд от гибели. В тот день он был в дозоре и первым заметил карательный отряд гитлеровцев и полицаев. Валя поднялтревогу, и партизаны успели подготовиться к встречи незваных гостей…

Партизаны собираются в боевую разведку

В феврале 1944 года наступающие части нашей армии вели жаркие бот в районе Шепетовки. Партизаны не остались в стороне. Они вместе с полком Красной Армии освобождали город Изяслав. Водном их боев 16 февраля 1944 года Валя Котик получил смертельное ранение. На следующий день юный герой скончался. Всего несколько дней назад ему исполнилось четырнадцать лет…
В 1958 году Валентин Александрович Котик был удостоен высокого звания Герой Советского Союза.


Мы вспоминаем о боях недавних,
В них совершён был подвиг не один.
Вошёл в семьюгероев наших славных
Отважный мальчик – Котик Валентин.
Он, как при жизни, утверждает смело:
«Бессмертна молодость,
Бессмертно наше дело!»
Михаил Светлов



Его жизнь пролетела мгновенно,
Виновная в этом война,
Пришло горе с ней одновременно,
Боролась с фашизмом страна.
Взрывал пионер эшелоны,
Рискуя своей головой,
Под откосы летели вагоны,
Боец - настоящий герой.
Разведчик бесстрашно сражался,
Погиб, жаль в четырнадцать лет,
Но в памяти вечной остался,
Звезды яркой виден отсвет.
В строю как всегда рядом с нами,
Мир, подвиг сей не забывай,
Отважными земляками,
Гордится Корчагина край.
Геннадий Сивак.



Опаленные руины Брестской крепости…. Мужество и героизм ее защитников стали символом воинской славы и cтойrости всего многонационального советского народа. Даже враги были поражены храбростью и верностью солдатскому долгу наших воинов. Уже после войны на одной из стен крепости была надпись: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина! 20/VII-41». Война к тому времени шла уже почти целый месяц… целый месяц защитники крепости сражались с врагом в полном окружении. А по воспоминаниям жителей Бреста, стрельба из крепости слышалась до конца августа. Среди защитников Брестской крепости были юные герои.

Петя Клыпа

Петя родился 23 сентября 1926 (по некоторым сведениям – 1927) города в городе Брянске. Отец умер рано, и воспитанием мальчика занимался старший брат – Николай, который служил в армии в звании лейтенанта.

Брат Николай и Петр

В 1941 года Николай был командиром музыкального взвода 333-го стрелкового полка, который размещался в казармах Брестской крепости. Так Петя стал не только воспитанником старшего брата, но и воспитанником полка. По приказу командира полка Пете сшили военную форму. Она ладно сидела на маленьком мальчишке, и Петя носил ее с особым щегольством. Конечно, он мечтал стать военным и кроме обязательных школьных занятий постигал и азы солдатской науки. И не пропускал ни одной репетиции военного оркестра – «был настоящим трубачом»…

В ту субботу, 21 июня 1941 года, Петя Клыпа был наказан. Накануне без разрешения ушел на городской стадион, где по просьбе друга играл во время соревнований в местном оркестре на своей трубе. Строгий и требовательный брат, а ведь он был командиром для младшего брата, объявил взыскание за «самоволку». Когда субботним вечером все смотрели в клубе фильм «Валерий Чкалов», Петя Клыпа остался в казарме и разучивал партию трубы в увертюре к опере «Кармен». И вот задание выполнено. А завтра – воскресенье. Можно с другом Колей Новиковым, таким же воспитанником музыкального взвода, с утра пораньше пойти на рыбалку…
На рассвете 22 июня на Брестскую крепость обрушились десятки, сотни снарядов. Грохот взрывов, стоны раненых, черный дым пожарищ…. После получасовой артиллерийской подготовки крепость атаковали фашистские войска. Гарнизон Брестской крепости встретил врага выстрелами. Уцелевшие защитники ходили в штыковые атаки, бойцы сражались до последней капли крови. И каждый отвоеванный метр давался гитлеровским войсками ценой больших потерь, казалось, что стреляли из каждой руины, из каждого окна и подвала…

С самого первого часа Петя Клыпа, как и другие бойцы, встал на защиту крепости. Маленький, юркий, он ходил в разведку, был связным. В один из дней, когда у бойцов уже кончились патроны, Петя Клыпа вместе с Колей Новиковым обнаружил уцелевший склад боеприпасов. Позже среди развалин Петя нашел полуразрушенный склад медикаментов, которые были нужны не меньше, чем патроны, ведь раненых нечем было перевязывать.
Хотя крепость стояла у слияния двух рек – Муховца и Западного Буга, жажда мучила защитников крепости. А ведь под каменными сводами подвалов нашли убежище семьи военнослужащих – женщины и дети. Подползти к берегу реки даже ночью было смертельно опасно. Петя Клыпа незаметно пробирался среди камней и кустарника к воде и возвращался с полными фляжками. С каждым днем положение защитников крепости становилось все тяжелее. И тогда командование решило отправить женщин и детей в плен. Может быть, у них будет хотя бы крошечный шанс остаться в живых. Пете, а ему шел четырнадцатый год, предложили идти вместе с ними. Мальчик наотрез отказался – он боец и будет драться с врагами до конца.

Юный герой продолжал сражаться, ходил, а в атаки, выполнял трудные и опасные задания. Когда положение стало совсем безысходным, бойцы решили прорваться…. Во время прорыва многие погибли, другие попали в плен. Петя Клыпа тоже оказался в колоне военнопленных. Когда оператор немецкой кинохроники стал снимать смертельно уставших, раненых и понуро бредущих пленных Красной Армии, его внимание привлек совсем юный солдат. Оператор навел на него камеру, но Петя Клыпа, а это было он, показал кулак…. Мальчика сильно избили конвоиры, и его несли на руках наши солдаты. Потом были концлагерь, побеги, отправка на работу в Германию, и освобождение в 1945 году. Спустя годы за мужество и героизм Петр Сергеевич Клыпа был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Но вместо будильника, все разметая,
Снаряд разорвался в казарме полка,
И храбрый орлёнок, винтовку хватая,
Мгновенно настроился встретить врага.
Ревели моторы, стреляли мортиры,
И в этот смертельный и огненный час
Бесстрашный малец, козырнув командиру,
С достоинством выполнил первый приказ.
Поднявшись наверх, где опасность грозила,
Туда, где особенно страшен обстрел,
Всё-всё, что творила фашистская сила —
Внизу и на небе,- разведать сумел.
Увидел, как движутся танки с крестами,
Как «юнкерсы» с воем бомбят города,
Отряд автоматчиков, что за кустами
На Западном острове, рвётся сюда.

Он с болью глядел в этом вихре жестоком
На женщин бегущих, кричащих детей,
Упавших солдат, поражённых осколком,
И ржавших в предсмертном жару лошадей.
Мальчонка, в священную битву вступая,
Стал яростно мстить озверевшим врагам,
Ни в силе, ни в смелости не уступая
Обученным, опытным, взрослым бойцам.
С огромным успехом ходил он в разведку,
При штабе связным временами служил,
Стрелял не по юному возрасту метко,
Патроны, гранаты солдатам носил.
С винтовкой ходил в штыковые атаки,
Гоня автоматчиков с острова прочь.
При яростном вое фашистской собаки
Он всё выполнял, в чём просили помочь.
На складе разрушенной бомбой санчасти
Искал под камнями лекарства, бинты.
Над ним разрывались снаряды на части,
Но раненых спас он от страшной беды.
Для них же к реке, словно уж, проползая
Рискованный путь под свинцовым дождём,
С наполненной флягой от края до края
Всегда возвращался в подвальный проём.
В ларёк Военторга, точнее в руины,
Пролез, чтоб детишек и женщин одеть.
Свирепые пули, гранаты и мины
Его обрекали на верную смерть.
Заботясь о детях, худых и голодных,
Последний кусок сухаря отдавал
И, дух поднимая бойцов измождённых,
Любимую песню свою напевал.
И кто мог предвидеть, что мальчик однажды
В казармах вблизи Тереспольских ворот,
Людей выручавший не раз и не дважды,
Оружия склад уцелевший найдет.
Он спас, таким образом, целые роты,
Увидел врагов на понтонном мосту,
Который из найденных им миномётов,
Потом был обстрелян у всех на виду.
Иссякли запасы к началу июля.
Атак жесточайших немало отбив,
Хоть мимо летали снаряды и пули,
Остатки полка повели на прорыв.
На Западный остров прорвались солдаты
И кинулись с берега в Западный Буг.
Но вдруг застрочили в кустах автоматы:
Кричали, тонули и гибли вокруг.
Не помнил малец, как до суши добрался,
Бежал по канавам с водой до колен
С немногими теми, кто целым остался,
А дальше — погоня, поляна и плен.
Отважных защитников вёл под конвоем
В неравном бою захвативший их враг.
И вдруг впереди, как снаряд перед боем,
Попал в объектив чей-то грозный кулак.
Бесстрашный герой, тот орлёнок лучистый,
Открыл всему миру рукою своей
Тот знак, предвещающий участь фашистов,
Тот символ провала их подлых затей.


* * *
Такой же кулак, через грозы и пламя,
Врагу показала вся наша страна,
Когда в сорок пятом победное знамя
Зажглось над рейхстагом на все времена.
Тот мальчик был Родины доблестным сыном,
Такой же прекрасный он был человек.
И многим в стране пионерским дружинам
Дано его доброе имя навек.
А звали солдатика Петею Клыпой.
Своим героизмом сердца вдохновлял
На подвиг на мирной дороге открытой,
Которую он нам в боях отстоял.


Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики с презентацией, 5-6 класс. Великая Отечественная война в цифрах и фактах Урок памяти и благодарности для школьников с презентацией «Освобождение Белграда в 1944 году» О детях войны для 5 класса Внеклассное мероприятие к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 5-7 класс
Внеклассное мероприятие о животных, 5-7 класс | Познавательное мероприятие для подростков на тему: Птицы
Опубликовано: 1721 день назад (7 марта 2020)
Просмотров: 1817
+23
Голосов: 23
Елена Николаевна Залужная # 7 марта 2020 в 17:27 +2
Добрый день! Трудно написать комментарий к такому библиотечному уроку.Спасибо Вам большое за материал о героях Великой Отечественной войны!Голосую и желаю всем нам мирного неба!СПАСИБО!
Ольга Владимировна Индюкова # 7 марта 2020 в 17:56 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Материал очень полезный. В наше непростое время, когда история войны и Победы не просто забывается, а ещё и переписывается, молодому поколению эти исторические познания необходимы. Я думаю, что детям будут интересны и понятны истории о подвигах таких же как они мальчишек и девчонок. Материал очень актуален в преддверии празднования 75-летия годовщины Победы и будет полезен педагогам. ГОЛОС!
Ирина Николаевна Кириллова # 7 марта 2020 в 21:25 +2
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Мероприятия о военных событиях всегда наполнены драматизмом и болью, а когда говорится о детях войны - пробирает до слез. Так и в Вашей публикации используются очень проникновенные стихи и факты. Эмоциональное, трогательное, потрясающее мероприятие! Вы правы: самым лучшим монументом в их честь будет наша память. Примите голос!
Людмила Васильевна Биткова # 8 марта 2020 в 22:19 +1
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Мероприятие, подготовленное вами исторически интересное. Трогательные, проникновенные стихи. Учителям в работе пригодится. Спасибо! Голос.
Елена Юрьевна Деришева # 9 марта 2020 в 16:00 +1
Материал полезный, трогательный, интересный. Голос.
Ольга Васильевна Яковлева # 20 мая 2020 в 18:13 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Материал интересный, актуальный, нужный! голос
Наталья Михайловна Гапонова # 20 мая 2020 в 18:34 +2
Добрый вечер! Посмотрела оба ваших урока! Вы молодец, что находите в себе силы говорить с детьми о подвиге наших солдат, пионеров-героев. У меня всегда на таких беседах комок в горле, ту боль, которую испытывает весь советский народ не передать. Грамотная подача таких мероприятий это очень важно, я думаю, вам это удалось. Вы поэтапно выстроили урок на грамотном методическом уровне, последовательно доносите до сознания детей факты подвига пионеров-героев. Примите мой голос!
Мария Андреевна Трофимова # 20 мая 2020 в 21:00 +1
Здравствуйте. Спасибо за материал, очень интересный и нужный. Голос.
Ирина Владимировна Жабина # 21 мая 2020 в 19:21 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Библиотечный урок «Солдатами не рождаются - солдатами становятся» о юных героях Великой отечественной войны интересный и важный для патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. С уважением и голосом 12, И.В.
Софья Владимировна Юхнина # 22 мая 2020 в 11:56 +3
Инна Владиславовна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на Библиотечный урок «Солдатами не рождаются - солдатами становятся».
Материал грамотно выстроен, наполнен по содержанию, доступен для восприятия, нужный, ценный, актуальный!
Хочется отметить иллюстрации, которые качественно подобраны и сопровождают разработку.
Мой голос +15, СПАСИБО за ТРУД!!!