Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Кое - что из того, о чем мы собираемся с вами поговорить, может показаться вам знакомым: эти сведения есть в многочисленных биографических книгах и энциклопедиях. Но ведь не будете же вы листать все существующие на свете энциклопедии. Чтобы узнать что – то новое и важное? Давайте сегодня с вами поговорим с вами вообще о детской литературе.
Материалом для составления библиотечного урока послужили энциклопедии и книги. Библиотечный урок для учащихся начальных классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: для библиотечного урока, внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление детей о книгах. Углубить знания детей.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, книгам и журналам, прививать интерес миру увлеченных.
Оборудование: Выставка книг
Библиотечный урок «Стихи вместо учебника»
Скажите, а чем, по-вашему, отличаются школьные учебники от любимых детских книг? А тем, скажете вы, что книги читать всегда интересно и весело, а учебник иной раз скучновато, хотя и полезно. Однако есть и такие книги (даже сборники стихов), которые с успехом могут заменить собой настоящий учебник. Не верите? Сейчас мы попробуем вам это доказать.
Некоторые попытки известных поэтов в области создания забавных «учебников в стихах» очень любопытны. Знаете ли вы, каких «учебников в стихах» больше всего на книжной полке? Оказывается, это азбука. Около 100 поэтов захотели таким интересным образом познакомить маленьких читателей с буквами русского алфавита. Приведём несколько наиболее удачных примеров. Одним из первых «поэтическую грамматику» освоил С.Я. Маршак:
Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.
Бегемот разинул рот –
Булку просит бегемот.
Воробей влетел в окно,
В кладовой клюёт пшено...
И так далее... Вы думаете, раз такие стихи уже написаны, то никому в голову не придёт сочинить свою стихотворную азбуку? А вот и не так! Поэтесса Елена Благинина так не думала:
- А-а-а, - заплакала Алёнка.
- На! - сказала ей сестрёнка.
Алый цветик сорвала
И Алёнушке дала.
Та рада.
- Бе-е-е, барашек белый блеет,
Больше букв не разумеет.
И опять мы на этом остановимся, чтобы предоставить слово ещё одному вашему хорошему знакомому, поэту Борису Заходеру. Он когда-то сочинил вот такую азбуку:
Всем известна буква А–
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б...
Некоторые поэты пытались с помощью стихотворной формы научить маленьких читателей не только буквам, но и некоторым правилам грамматики. Например, склонению слов. Помните, что это такое - склонение? Так вот, давным-давно, более 90 лет назад, в Рязани вышла тоненькая книжка совершенно забытого сегодня поэта В. Эйхе, которая так и называлась: «Склонения в стихах». Она никогда не переиздавалась, но мы разыскали её для вас. В книжечке всего несколько незамысловатых стишков, в которых автор тщательно показывает читателю, как склоняются те или иные слова. Вот, например, стихотворение «Река»:
В берега свои слегка
Плещет волнами река.
Дружно к берегу реки
Тянут сети рыбаки.
Перевозчик по реке
Тихо едет в челноке.
Мирно на реку, на лов
Путь свой держит рыболов.
У парома за рекой
Мужички стоят гурьбой.
Там же дети на реке
Ищут ракушки в песке...
Все возможные случаи склонения слова «река» в единственном и множественном числе автор использовал в одном стихотворении. Есть в книжке стихи со склонением слов «моряк» («Сквозь густой и серый мрак // Держит путь домой моряк...»), и про сад, и про село, и даже про метель: «За окном гудит метель, // Стелет снежную постель...» Скажете, что это не совсем поэзия? Вы, разумеется, правы. Это, конечно, не Пушкин, не Некрасов и не Тютчев! Мы просто решили показать вам, как один из параграфов учебника русского языка можно зарифмовать и сделать, возможно, более запоминающимся. А может быть, эта небольшая книжечка с рисунками была выпущена по заказу какого-нибудь «школьного комитета»? Во всяком случае, появилась она на свет 2 сентября 1927 года, а значит, почти успела к началу учебного года! С азбукой и грамматикой всё, пожалуй, ясно. Вполне с помощью поэзии можно освоить! А как там, на поэтическом фронте обстоят дела с арифметикой? Первым начал обучать своих читателей математике С.Я. Маршак:
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица,
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой - посмотри –
Выступает цифра три...
А вот, к примеру, как маленьким детям помогает научиться считать Агния Барто:
Четыре года Светику,
Он любит арифметику.
Светик радостную весть
Объявляет всем:
- Если к двум прибавить шесть
-Это будет семь!
Услыхав его слова,
Юра стал считать:
- Нет, к шести прибавить два
-Это будет пять!
Спор горячий начался,
Разделились голоса.
Загибает пальчики
Толстенькая Тая:
- Не мешайте, мальчики,
Тише! Я считаю!
Трудно шесть прибавить к двум,
Не смолкает крик и шум.
Тут как раз, на счастье,
Прибежала Настя.
Настя знает правила:
Два к шести прибавила,
И, скажи на милость,
Восемь получилось!
Хорошо у поэтов получается? Это не только потому, что они умеют писать стихи, но и потому, что арифметика - весьма важная особа. Ведь недаром поэт Вадим Шефнер когда-то написал:
Чтоб водить корабли,
Чтоб в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
А-риф-ме-ти-ка!
Между прочим, это стихотворение стало весёлой песенкой! Не слышали её? Стихов «про арифметику» в нашей поэтической библиотеке тоже много, хотя и чуть-чуть меньше, чем «про азбуку».
От поэтов не отстают и прозаики. Разве, к примеру, многие книги замечательных писателей Виталия Бианки, Георгия Скребицкого, Михаила Пришвина и других не могут дополнить учебники природоведения или биологии? Ещё как могут! Так, в замечательной фантастической книге писателя Яна Ларри про мальчика Карика и его сестру Валю
(вы, конечно, помните, что они выпили уменьшительной жидкости и улетели из дома на ставшей огромной и страшной стрекозе?) нам рассказывается столько интересного о мире насекомых, что не всякий учебник за этой повестью угонится! А написал писатель эту увлекательную повесть по совету и даже «заказу» С.Я. Маршака, о котором мы с вами так подробно поговорили.
Якова Перельмана (1882-1942)
Есть немало книг, которые можно посоветовать прочесть. Это научно-популярная литература. Вот, к примеру, известная многим поколениям школьников книга Якова Перельмана (1882-1942) «Занимательная физика». Не всякий читатель сразу догадается, что написана она более 100 лет тому назад (первое издание вышло в 1913 году). Это совсем не скучное чтение! Его книга переиздавалась сотни, раз и была переведена на многие иностранные языки. И главное, всё в ней написано так, что легко можно понять. И если фактический материал книги местами немного устарел (физика далеко ушла вперёд), то её основное содержание остаётся актуальным - ведь оно иллюстрирует и объясняет фундаментальные физические законы.
Автор «Занимательной физики» стал в нашей стране одним из первых популяризаторов науки. Кроме того, он с большим уважением относился к фантастическим романам и даже придумал для этой литературы определение - «научно-фантастическая». Перельман умер от голода во время войны в блокадном Ленинграде, но его книга и сегодня стоит на нашей книжной полке.
Осторожно следует относиться, пожалуй, лишь к некоторым историческим романам и повестям. Писатели ведь большие выдумщики, и когда им не хватает подлинного материала, они с лёгкостью придумывают его, заставляя исторических персонажей проделывать такое, что им в жизни вовсе и не снилось! Так что судить о Франции времён короля Людовика ХIII по роману А. Дюма «Три мушкетёра» явно не стоит. Вот так мы выяснили, что детская литература может стать неплохим учебником. Школьным или внешкольным - не в этом дело; главное, что она поможет узнать о нашем мире что-то новое и очень интересное.
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечный урок для младших школьников «Добрый мир любимых книг»
Библиотечный урок для учащихся начальных классов «Книги, приносящие радость»
Библиотечный урок для учащихся 2 класса
Библиотечный урок для младших школьников 3-4 класса «Светильник земли русской»