Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок в 6 классе. Третьяковская галерея

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Третьяковская галерея – настоящая сокровищница русского изобразительного искусства. В августе 1892 года Павел Михайлович Третьяков передал в дар Москве, всей России свое уникальное собрание картин. В августе 1893 года, состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. Сегодня Третьяковская галерея по праву считается одним из крупнейших музеев мира.
Давайте, перелистаем сегодня всего лишь несколько страниц истории….
Библиотечный урок для учащихся 5 - 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о жизни и деятельности замечательных людей.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах. Прочитав которые дети могут узнать о истории Государственной Третьяковской галереи и ее основателе, какую роль играют в жизни нашего общества. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся сокровищницей русского изобразительного искусства.
Библиотечный урок «Таланта мир бездонный»

Мы снова красотою дышим,
Что шлет нам русская душа,
И от Рублева до Куинджи
Так галерея хороша.


Улица Мясницкая

По заснеженной Мясницкой улице, мимо зеркальных витрин модных магазинов и банков, доходных домов и всевозможных контор мчатся дорогие экипажи, сверкающие сбруей и лаком. Из-под копыт рысаков летят комья снега, седоки кутаются в пушистые шубы. И вдруг появляются скромная лошадка, да и вид кучера совсем неказистый, не то, что у румяных, нарядных кучеров-лихачей. В санях такой же скромный седок, однако, все встречные, завидев его, спешат поклониться великому создателю Третьяковской галереи. Таким увидел Павла Михайловича Третьякова один из его современников. И с восхищением записывает: «При его на редкость поразительной скромности тут виден был громадный почет и уважение всей Москвы».

И.Н. Крамской

Каким же он был – Павел Михайлович Третьяков? На портрете кисти И.Н. Крамского мы видим погруженного в свои размышления человека. Спокойный, чуть отрешенный взгляд темных глаз….

Павел Михайлович Третьяков. Худ. И.Н. Крамской

Портрет написан в 1876 году. Тогда Павлу Михайловичу вследствие болезни прописан покой. Вот этим и решил воспользоваться Крамской, и, как Павел Михайлович ни увиливал и ни отказывался, ему пришлось согласиться. Портрет был написан быстро, всего за два-три сеанса. Спустя несколько лет И.Е. Репину удалось уговорить Третьякова еще раз позировать для нового портрета. И вновь перед нами портрет мыслителя.

Александра Павловна Боткина. Худ. И.Е. Репин

Вот как описывала отца дочь П.М. Третьякова Александра Павловна Боткина: «Сухой, тонкокостный, высокий…. Под густыми, торчащими бровями - глаза, хотя и не черные, а карие, казались угольками». Правда, когда Павел Михайлович сердился, казалось, что глаза метали искры. Но это случилось крайне редко. «Рассказывали, что он тряс, держа за шиворот, десятника, стекла посыпались и могли картины поцарапать», - такой редкий случай вспоминала Александра Павловна.
Рабочий день Павла Михайловича был точно расписан и почти неизменен. Привычка к ежедневному, неустанному труду – это на всю жизнь. «Работаю потому, что не могу не работать», - признавался Третьяков в одном из писем. И все, кто был знаком с Павлом Михайловичем, кто имел с ним дело, отмечали его исключительную порядочность, верность данному слову. «Слово мое крепче документа», - говорил сам Третьяков.

Из собрания Третьяковской галереи

Карл Брюллов "Всадница"

Мы видим на картине
Воспитанниц графини:
Сестричек Джованину
и Амалию Паччини.
И младшая прелестна,
И превосходна всадница,
А лошадь, скажем честно,
Настоящая красавица!
А. Усачев


Карл Брюллов. Графиня Юлия Самойлова

В 1832 году русский художник Карл Брюллов по просьбе графини Юлии Самойловой написал картину «Всадница». Ее фамилия есть на картине, только надо присмотреться. Это надпись на ошейнике собаки – Samoylova.
Впервые картина была выставлена в галерее Брера в Милане и вызвала большой интерес у публики. Итальянские газеты писали: «Русский живописец Карл Брюллов написал в натуральную величину портрет девушки на коне и другой девочки, которая на нее смотрит. Мы не припоминаем, чтобы до этого видели конный портрет, с таким мастерством задуманный и исполненный …. Этот портрет выявляет многообещающего живописца и, что еще важнее, живописца, отмеченного гением».
На картине Брюлловым изображены Амацилия Пачини и Джованина, воспитанницы графини Самойловой. Амацилия была дочерью итальянского композитора Джованни Пачини. Именно опера этого композитора «Последний день Помпеи» вдохновила Брюллова на создание своего шедевра – картины «Последний день Помпеи».
Картина «Всадница» долгое время находилась в собрании Самойловой. В 1872 году, незадолго до смерти разорившейся графини, картина была продана, а в 1893 году приобретена в Париже для галереи Третьякова.

Как будто в седле родилась:
Стройна и свободолюбива
С конем у нее прочная связь,
Как он, горяча и строптива.
Свист ветра в ушах для нее –
Мелодия, лучшая в мире.
А скачка по солнечной ниве –
Счастливейшее бытие.
По жизни проскачет она
Галопом, как тот иноходец.
В поступках и мыслях вольна,
Подвластна лишь дикой природе.
А. Карп


По воспоминаниям Н.А. Мудрогеля, который с раннего возраста жил в доме Третьяковых и проработал в Третьяковской галерее более полувека, Павел Михайлович всегда одевался в костюм совершенно одинакового покроя, и казалось, что он «носил сорок лет один и тот же сюртук и одно и то же пальто». Шил для Павла Михайловича известный московский портной Циммерман. Получив очередной заказ от Третьякова, он вздыхал и качал головой: «Теперь новая мода. И ваш костюм сильно устарел». И в очередной раз Третьяков отвечал: «А вы шейте не по моде, а по моему вкусу».
Вставал Павел Михайлович рано – шесть часов. В своем кабинете пил кофе, прочитывал газеты, письма. С девяти утра сидел в конторе, занимался делами. В шесть вечера обедал вместе с семьей. Если не было гостей, то серьезный и строгий облик Павла Михайловича куда-то исчезал, он играл и шутил с детьми.

П.М. Третьяков с семьей

«Когда он был серьезен, был похож на отшельника со старинных византийских образов, его часто ласковая и лукавая улыбка заставляла сразу усомниться в этом определении», - вспоминала спустя годы другая дочь Третьякова – Вера Павловна.

Вера Павловна Зилоти, дочь П.М. Третьякова

Особым успехом пользовался рассказ Павла Михайловича о том, как во время путешествия по Италии ему пришлось подниматься на Везувий верхом на ослике. «Но осел был так мал, а мои ноги так длинны, сто верхом на ослике я просто шагал по земле. И только временами поджимал ноги, чтоб отдохнуть», - со смехом рассказывал Третьяков.
Нередко в праздничные и воскресные дни или по вечерам Павел Михайлович «исчезал» в своем кабинете, лишь служитель носил ему чай и «что-нибудь скорее закусить». Уединившись в кабинете, Третьяков много читал, работал. Он, не получивший специального образования, стал признанным знатоком живописи. Павел Михайлович, взявшись за какое-либо дело, всегда старался изучить его основательно, «до тонкости». Еще в 1857 году в одном из писем начинающий коллекционер так обозначил свою позицию: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффективного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия может быть во всем, это дело художника».

Тайна записной книжки
Павел Михайлович Третьяков не только собирал свою коллекцию картин, но изучал технологию живописи, свойства красок. Он умел покрывать лаком картины и, как искусный реставратор, удалял повреждения холста, промывал загрязненные места, заделывал трещины в живописном слое. Про Третьякова говорили, что не всякий может так умело и точно положить лак на картину. Даже художник Илья Ефимович Репин доверял Павлу Михайловичу эту тонкую и ответственную операцию.

Третьяков был близко знаком и дружен со многими художниками, писателями, музыкантами. Охотно выслушивал их советы, замечания, но поступал, как правило, всегда по-своему и принятого решения не менял. Третьяков приобрел для галереи много работ Крамского, в том числе 12 портретов, однажды заметил: «Я давно его знаю и давно убедился, что на Третьякова влияния никто не имеет, как в выборе картин, так и в личных мнениях его». И в то же время Павел Михайлович не боялся признаваться в собственных ошибках или неправоте. Так, в письме Льву Николаевичу Толстому с объяснением причин, почему он не приобрел картину Н. Ге «Что есть истина?».
Третьяков писал: «Я не стыжусь своего непонимания, потому что иначе я бы лгал». Эту картину Николая Николаевича Ге Третьяков все же купил по настоянию Л.Н. Толстого.

Художник Н.Н. Ге

Из собрания Третьяковской галереи

Н.Н. Ге «Что есть истина?». 1890 г

Русский живописец Николай Николаевич Ге написал картину "Что есть истина?" в 1890 году. В том же году на выставке Товарищества передвижников была представлена зрителям и была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым. Название картины – это цитата из Евангелия от Иоанна, а сюжет картины суд над Иисусом Христом, прокуратора Иудеи Понтия Пилата .
Работа художника вызвала горячие споры, противоположные суждения и в итоге была снята с экспозиции по распоряжению Святейшего синода. Изображение Христа противоречило церковной и живописной традиции. На картине мощная фигура Пилата, ее мы замечаем первой, залита солнечным светом, а Иисус находится в глубокой тени.
Но ведь добро отождествляется со светом, а мрак со злом…. Да и образ Иисуса далек от канонического. Ге изобразил Христа обычным человеком, измученным, тщедушным…. Но в нем чувствуется внутренняя сила, и – удивительная сила искусства. Чем дольше мы вглядываемся в изображение, тем все больше и больше образ Иисуса приковывает наше внимание, его фигура словно приближается, выходит на первый план и освещается каким-то скрытым сиянием.
Интересно, то что под картиной художника Н.Н. Ге «Что есть истина?» написана другая картина «Милосердие». И это было подтверждено современными исследованиями во время рентгенографии холста в 2011 году.

Здесь дух истории витает,
Эпохи в цепь соединяет,
И не потух огонь искусства,
Тревожа наши мысли, чувства…


Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для школьников 5-6 класса «Природа - удивительная художница» Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин Библиотечный урок для учащихся 5-6 класса на тему: «Деревья – живые памятники природы» Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии
Беседа на тему: Птицы в 6 классе | Православный библиотечный урок, 5-8 класс на тему: «Днесь светло красуется преславный град Ростов!»
Опубликовано: 2212 дня назад (2 декабря 2018)
Просмотров: 1024
+42
Голосов: 42
Александра Наиловна Олейник # 2 декабря 2018 в 10:43 +1
Инна Владиславовна, спасибо за урок. Очень познавательный материал. Полное погружение в эпоху, красочно представленные образы, справки из биографического материала. Думаю, урок получился интересным.
Софья Владимировна Юхнина # 2 декабря 2018 в 10:46 +5
Инна Владиславовна, здравствуйте! Благодарю Вас за приглашение на красивый библиотечный урок «Таланта мир бездонный».
Вы создаёте условия для расширения знаний детей об истории Государственной Третьяковской галереи, её основателе, это очень важно.
Музей полотен старины -
Хранитель времени реки.
Мы - любопытства ходоки,
Разглядываем дивные холсты.
А тонкие художника мазки
в нас рушат равнодушия мосты.
Рублёв, Маковский,
Айвазовский, Васнецов...
У каждого своё пера творенье,
Собрал по каплям драгоценным
Третьяков
Великих рук прикосновенье.
Примите мой первый голос в Вашу копилочку!
Вера Валерьевна Павлова # 2 декабря 2018 в 12:38 +5
Ирина Владиславовна!
Ваш библиотечный урок "Таланта мир бездонный" о Третьяковской галерее – настоящей сокровищнице русского изобразительного искусства впечатляет разнообразием приемов (картины+художественное слово+интересные факты о жизни замечательных людей), все это позволяет решить все запланированные задачи и достичь цели - Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о жизни и деятельности замечательных людей.
С огромным интересом и удовольствием узнала много фактов об основателе Галереи Павле Михайловиче Третьякове.
Эрика Маркон
Талант художника неоспорим
А в жизни истина простая
Ведь каждый кистью то творит
Чего душа его желает!
Вам желаю творческих успехов!Благодарю за приглашение на такой интересный библиотечный урок.
Предлагаю Вам данный материал представить для участия в конкурсе Педмастерство и творчество. Уверена, что подобный материал будет оценен коллегами.
Татьяна Юрьевна Суховерша # 2 декабря 2018 в 12:57 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
С большим удовольствием ознакомилась с библиотечным уроком «Таланта мир бездонный». Отличный материал - интересный, познавательный! Благодарю Вас за приглашение и голосую с пожеланием успеха!
Светлана Александровна Симатова # 2 декабря 2018 в 13:04 +1
Здравствуйте Инна Владиславовна ! Благодарю за приглашение и за урок !Захватывающее впечатление от соприкосновения с искусством в вашем исполнении!
Наталья Александровна Прокопенко # 2 декабря 2018 в 13:44 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С огромным удовольствием ознакомилась с Вашей работой. Материал захватывающий, интересный,много иллюстраций.Успехов Вам!
Любовь Викторовна # 2 декабря 2018 в 16:45 +1
Мой голос, Инна Владиславовна! Очень волнительно, погружение в атмосферу Третьяковской галереи!
Снежана Анатольевна Колесникова # 2 декабря 2018 в 17:34 +1
Материал очень интересный. Много нового узнала. Детям, наверняка, тоже понравилось. Стала по-другому смотреть на знакомые картины. Примите голос +
Ольга Васильевна Яковлева # 2 декабря 2018 в 18:30 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С большим удовольствием ознакомилась с библиотечным уроком «Таланта мир бездонный». Отличный материал - интересный, познавательный! Творческих успехов! голос
Ольга Владимировна Перковская # 3 декабря 2018 в 10:41 +1
Не перестаю восхищаться публикациями! Погружение полное и увлеченность материалом! Очень рада побывать на ещё одном библиотечном уроке! Он замечательный!
Филиппи Надежда # 3 декабря 2018 в 20:05 +1
Здравствуйте Инна Владиславовна !Огромное спасибо за приглашение и за великолепный урок !Захватывающее впечатление от соприкосновения с искусством в вашем исполнении! С удовольствием отдаю голос!
Ирина Ивановна Иванова # 9 декабря 2018 в 00:45 +1
Инна Владиславовна,здравствуйте!! Огромное спасибо за приглашение на библиотечный урок «Таланта мир бездонный». Очень ярко, интересно, познавательно!!
Маргарита Викторовна Ющенко # 17 декабря 2018 в 06:44 +1
Инна Владиславовна, Захотелось незамедлительно шагнуть с вами на эту удивительную экскурсию! Благодарю!