Конспект НОД с использованием ИКТ в подготовительной группе «Листая календарь»
Конспект НОД в подготовительной группе «Листая календарь» с презентацией
Итоговое интегрированное мероприятие по годовому проекту
Описание материала: Предлагаю вам конспект открытого итогового мероприятия для родителей с детьми подготовительной группы в рамках долгосрочного проекта «Листая календарь» с применением технологии проектирования и коллекционирования. Данный материал будет полезен учителям-дефектологам, логопедам и воспитателям, работающим с детьми с нарушением зрения. Цель: ознакомление детей с историей возникновения календаря, его видах, способах планирования деятельности. Задачи.
Образовательные:
- вызвать стремление и учить планировать свою жизнь с помощью дней недели, месяцев и календаря;
- познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их;
- закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе;
- учить публичному выступлению при помощи мультимедийной презентации.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к поисковой деятельности;
- развивать память, внимание, зрительное восприятие;
- формировать грамотную связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать стремление соблюдать режим дня и желание планировать свою деятельность;
- воспитывать интерес к созданию презентации и публичному выступлению. Оборудование:
Выставка коллекции календарей, мультимедиа презентаций «История возникновения часов», «Появление календаря», «Мой день», «Сезонное изменение березы», дидактическая игра «Признаки времен года», фишки по временам года (синий, красный, оранжевый, зеленый), муляжи месяцев. Предварительная работа: беседы об истории возникновения календаря, о разнообразии современных календарей, создание педагогами коллекции календарей в группе совместно с семьями воспитанников, чтение и просмотр сказки «12 месяцев», театральная постановка по сказке «Четыре сезона», создание коллекции муляжей-кукол месяцев силами родителей, создание личных календарей с каждым ребенком, заучивание стихов, загадок о временах года.
Ход деятельности
1. Организационный момент.
Дети встают в круг, берутся за руки. Логопед: Добрый день и добрый час
Очень рады видеть вас!
Все мы вместе встанем в круг,
Слева друг и справа друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. Ребенок загадывает загадку:
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком
Но каждый день терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (календарь) Логопед:
- Ребята, а что такое календарь? (ответы детей) А вы хотите узнать, как появился календарь?
Дети присаживаются за столы с фишками определенного цвета, таким образом делятся на 4 команды. 2. Беседа по теме.
Демонстрируется презентация «История возникновения календаря» по ходу рассказа логопеда.
- Были времена, когда не было календаря, люди рассчитывали свою жизнь, время по солнцу, звездам, луне.
Наш календарь появился очень давно, его родина Древний Египет (поиск на глобусе). Египтянам обязательно нужно было знать, когда начнет разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи на небе появляется очень яркая звезда Сириус. В древности по ней люди определяли начало Нового года. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней. Именно столько дней в году. Все дни разделили на 12 частей по 30 дней, а оставшиеся 5 дней добавили к этим частям. Так появился первый календарь.
За 365 дней планета Земля делает один круг вокруг солнца. Планеты, солнце, звезды – какая наука занимается этими явлениями? (Ответы детей: астрономия, астрономы) Поэтому создают календари астрономы, математики. Считают, сколько часов длится день, ночь, сутки. А изготавливают календари, разрабатывают их дизайн печатные издания, для того, чтобы люди могли их приобретать. В каждой семье дома есть календарь.
- Календарей много. О каком именно календаре идет речь в этой загадке? (дети - отрывной) Такой календарь поселился в нашей группе и каждый из вас, когда дежурил, отрывал ежедневно листок календаря.
- Какую информацию мы можем узнать, если внимательно посмотрим на такой лист? (ответы детей - дату, день, месяц, год, день недели, продолжительность дня, праздник, полезную информацию).
- Какие еще виды календарей вам знакомы? (ответы детей - отрывные, карманные, перекидные, настольные, настенные, плакатные)
Логопед демонстрирует календари из коллекции.
3. Игра на пространственную ориентировку:
1 ребенок из команды ищет определенный календарь в коллекции, передает 2 ребенку команды, а тот выполняет действия на ориентировку на плоскости по инструкции логопеда. Так работают все команды. 4. Игра на соотнесение «Времена года»
Логопед:
- Итак, сколько всего месяцев в году? (дети – 12) Мы знаем, что они поделены на 4 времена года, или по-другому, сезоны. К какому времени года можно отнести сигнальную карточку на вашем столе? (дети: зеленый – весна, красный – лето, оранжевый – осень, синий – зима,)
Игра на локализацию признаков по временам года (дети выбирают, какое дерево зимой, какое летом, когда снег, когда дождь и так далее, каждая команда собирала признаки для своего времени года). 5. Презентация «Сезонное изменение березы».
Логопед:
- А сейчас Тима Васильев расскажет нам о том, как изменяется дерево в течение года.
Презентация на тему: Исследование сезонного изменения берёзы
6. Закрепление месяцев года. Логопед:
- В каждом сезоне есть 3 месяца, назовите их и представьте кукол, - которые живут в своих домиках по сезонам.
Дети в каждой команде рассказывают о своем времени года и демонстрируют кукол. 7. Физпауза. Логопед:
- Сейчас будут звучать песни о временах года, нужно отгадать о каком именно, подпевать и весело танцевать (Из леса на опушке…, Осенью, Мы в дороге с песенкой о лете…, Ручейки весенние…) Зрительная гимнастика «Бабочка» (дети следят глазками за муляжом бабочки) 8. Закрепление дней недели.
Логопед:
- В каждом месяце есть недели. Сколько дней в неделе? (Дети - полная неделя это 7 дней). Давайте вспомним, как называются дни недели? Игра-загадка «Доскажи словечко» с родителями (родители загадывают, дети отгадывают)
1. Первый день большой недели
трудовой день, не бездельник,
как зовется?... Понедельник
2. Прокричал усатый дворник
День второй в неделе…Вторник
3. Третий день - не ерунда, как зовется он?... Среда
4. День четвертый лень отверг, как зовется он?... Четверг
5. Пятый день - опрятница, как зовется?... Пятница
6. А шестой день – нет работы, как зовется он?... Суббота
7. А седьмой день - всем веселье, как зовется?... Воскресенье. Логопед:
- А Филипп выучил интересное стихотворение о днях недели.
Ребенок рассказывает шуточное стихотворение.
В понедельник мяч гонял,
А во вторник рисовал.
В среду в парк ходил гулять,
А в четверг в хоккей играть.
В пятницу играл немножко,
А в субботу бегал с кошкой.
В воскресенье – отдыхал,
Очень сильно я устал. Логопед:
- А неделя это всегда только с понедельника по воскресенье? (ответ детей – нет, любые 7 дней подряд можно назвать неделей) 9. Закрепление времени суток. Логопед:
- У нас есть девочка Лида, которая умеет планировать свой день.
Презентация «Режим дня летом».
- А что такое день? Из каких частей состоят сутки? (ответы детей) Что помогает нам ориентироваться, как мы узнаем, что сейчас утро или вечер? (дети - по часам).
- Сейчас Егор нам расскажет, как появились часы.
10. Закрепление материала – вопросы родителей детям.
- Какой день недели будет 31 мая- это ваш выпускной, какой день недели это будет?
- Что мы должны сказать швее, которая будет шить Томе платье, сколько недель осталось до выпускного?
- Сколько месяцев осталось до 1 сентября? 10. Итог.
Логопед:
- Посмотрите на календарь и скажите, какие числа кроме субботы и воскресенья отмечены красным цветом? (дети: праздники - российские, международные). Но у каждого из нас есть личный праздник – это наш день рождения. Почему его нет в календаре? В один день бывает один день рождения или у нескольких людей? (ответы детей)
И мы исправили эту ошибку, когда создавали личный календарь сезона 2018-2019. Мы отметили день рождения каждого в его календаре. А так же каждую страничку месяца мы украсили запоминающимся событием, представили его в виде фотографии или рисунка. Остался только один месяц – май, на страничку которого вы поместите фотографию с выпускного бала. И каждый из вас будет дизайнером-оформителем, который придумает первую страничку вашего календаря. Это останется вам на память о нашем проекте «Листая календарь».
Светлана Александровна!
Вами представлен ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ Конспект НОД в подготовительной группе «Листая календарь» с несколькими презентациями.
Увлекательно, интересно, захватывающе, познавательно, оригинально!Содержание разделено на несколько частей, по каждой части есть презентации, которые украшают Вашу публикацию. Все задачи мероприятия решены, цель достигнута.
Весь ход мероприятия интересен, уверена было всем участникам проекта интересно узнавать о различных календарях и их истории. Интереснаяч идея о создании личного календаря с фотографиями запоминающихся моментов в ДОУ. Возьму Вашу идею себе на заметку.
Предложения. Подробно прописывайте моменты мероприятия. Например, Вы не написали физминутку, понимаю, что коллеги могут сами эту физминутку добавить, но иногда полезно не искать, а взять готовое тематическое. Также про ориентировку на плоскости по инструкции логопеда, пропишите пример для коллег.
Желаю Вам успехов в творчестве, мой ГОЛОС Вам за креатив и умелое сочетание различных приемов в организации итогового мероприятия.
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Спасибо за добрые слова. Хорошо, учту Ваши пожелания. Рада, что понравилась моя публикация и будет полезна. На счёт физминутки. Дети просто танцевали под разные песни по показу пелагога.