Так наш урок-лекция начинался...
Идёт рассказ...
Детское внимание особенно ценно
Вот мы все такие разные. но нам вместе интересно.
Вот здесь мы живём
О Льгове
Валентин Овечкин
Аркадий Гайдар
Вадим Сафонов
Николай Асеев
Дмитрий Ковалёв
Юрий Герман
Борис Яковлевич Букреев
николай Бартрам
Третьяков и Милютин
Валериан Оболенский
надёнеко и Белоусов
Лаппо и Гранди
Здесь ведётся речь о многих людях, судьба которых так или иначе связана с небольшим городом Льговом, кто-то здесь родился, кто-то работал. кто-то прославил наш город.
Противоречивость социально-экономической политики современной России влияет на все области жизнедеятельности человека. Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной. Разрушение прежней системы ценностей создаёт духовный вакуум. Эрозии подвергаются традиционные ценности народной жизни, отечественной истории и культуры. Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. Сегодня тысячи детей стали беспризорниками, другие - содержатся в детских домах, многие из подростков попадают в зону криминогенного влияния. В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентации - показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества.
В системе учебных заведений, в связи с осложнением проблем морально-психологической подготовки молодежи к жизни, неотъемлемой стороной образовательного процесса становится воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплинированности. Эта проблема становится объективно тем актуальнее, чем острее проявляется крайне отрицательное отношение молодежи к таким понятиям, как любовь к Родине, включающее сегодня такой синкретизм, как «великодержавная позиция», «СССР», и официальный отказ от идеологии государства. Как следствие этого – пропал интерес к изучению истории России. Однако сохранение российского государства невозможно пока не будет любви к Родине и патриотических ориентаций каждого гражданина.
На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем стало заметно, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и я попробовала через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели. Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер. Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы в школе подготавливалось то, что в жизни осуществляется, а обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с реальностью.
Не зная истории, экономики и природных богатств края, нельзя правильно руководить на местах строительством современного общества. Поэтому школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. Процесс обучения и воспитания должен быть неразрывно связан с жизнью родного края.
Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Известный методист Н.Г.Дайри не без основания считает, что программные вопросы, по которым изучается не только материал учебника, но и действительность, непосредственно окружающая учащихся, усваиваются значительно прочнее.
Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.
Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. Данное утверждение иллюстрируется следующим фактом: в сентябре 2012 года в рамках школьной краеведческой недели был проведен урок-лекция в 9-х классах
«Льгов литературный, научный, краеведческий…», (урок был опубликован в социальной сети работников образования NSPORTAL.RU; Web-адрес публикации:
http://nsportal.ru/node/501196)
Целями изучения краеведческого материала являются:
- знакомство с историей родного края,
- воспитание интереса к истокам культуры и народным промыслам своей местности,
- воспитание интереса и любви к истории своей малой родины.
Все изучаемые на уроках истории России события тесным образом связаны с событиями местной истории. На конкретных исторических примерах воспитанникам легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой являющийся для них полнейшей абстракцией. Пути введения краеведческого материала различны:
• Он может конкретизировать и иллюстрировать, дополнять общеисторический материал на любом уроке по разным программным темам (так, на уроке в 8 классе при изучении темы «Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова» в контексте рассказа о географических открытиях XVIII века я рассказывала о Курском «Колумбе» из Рыльска – Шелихове, а в 9-х классах при изучении Советского Союза 30-х годов речь вела о том, что именно Курская область первой на Черноземье объявила о ликвидации неграмотности);
• Краеведческий материал даётся в виде самостоятельного урока (в 9 классе при изучении Великой Отечественной войны тема «Борьба советских людей на оккупированной территории» расширяется до 2-х уроков и вторым уроком является «Льговская республика» - героизме и трагической судьбе Льговских подпольщиков. А при изучении материала учебника о Курской дуге я стараюсь его расширить за счёт дополнительных сведений);
• Краеведческий материал регулярно мною вводится и в повторительно-обобщающий урок при завершении изучения каждой программной темы, на данных уроках хорошо проводить сравнения событий в Курской губернии, Курской области с событиями страны (в рабочей программе по истории России в 8 классе таких уроков предусмотрено 3: исторический период конца XV – XVII век; история XVIII века; история XIX века. В программе для 9 класса я провожу 6 подобных уроков: по истории России и Курщины начала XX века; история 1917-1920 годов; исторический период 20-30 годов XX века; Вторая Мировая и Великая Отечественная война; СССР в 1945-1991 годах; история «новой» России – после 1991 года)
Работая т.о. с краеведческим материалом, можно добиться более прочного усвоения общеисторических знаний воспитанниками специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Рекомендуем посмотреть:
Цели применения ИКТ на уроках истории
Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни".
Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I
Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»
Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»
КВН по истории Казахстана
Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана
Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года