Классный к 9 мая для студентов колледжа и учащихся старших классов
Описание. Сценарий проводится к празднику 9 Мая. По длительности проведения классный час может занять 2 урока. Предназначен для старших школьников 15 - 17 лет. Подготовленный материал будет полезен учителям средней школы, воспитателям детских домов и родителям. В учебно - воспитательном процессе важно «донести» и «раскрыть» ребятам историю ВОВ, важность и значимость Великой Победы для русских героев и всего населения нашей страны.
Цель: углубить представления учащихся о истории ВОВ, о главных потерях, о героях Советского Союза.
Задачи:
1. Развивать умение вести диалог, способность к аргументированию своего ответа.
2. Развивать навыки групповой работы, самостоятельной работы.
3. Содействовать повышению уровня коммуникативной культуры учащихся, мира и добра в отношении к обществу.
Предварительно учитель оформляет доску, где написаны имена героев Советского Союза: З. А. Космодемьянская, А. В. Алешин, И. Г. Драченко, П. Х. Дубинда, Н. И. Кузнецов, В. В. Талалихин, И. Н. Кожедуб, А. П. Маресьев, С. Л. Красноперов, А. М. Матросов и др.
У каждого ученика на партах подготовленная, заранее распечатанная на листах А4 информация о этапах войны, о основных сражениях, потерях в ВОВ, о наградах и героях.
Ход занятия.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня наш классный час посвящен К 70-летию Великой Победы. Цель: углубить наши представления о истории ВОВ, о героях и потерях войны.
Учитель просит зачитать 1-го ученика о этапах войны. Остальные ребята внимательно слушают.
1 –ый ученик:
История Великой Отечественной Войны делится на три этапа:
1) 22 июня 1941 года – 19 ноября 1942 года, т. е. от нападения Германии на СССР до начала контрнаступления советских войск под Сталинградом – срыв блицкрига, созданием условий для коренного перелома в войне;
2) 17 ноября 1942 – декабрь 1943 года – коренной перелом в ходе ВОВ и Второй Мировой войны, переход стратегической инициативы к Советской Армии завершился форсированием Днепра и освобождением Киева;
3)1944 год - 9 мая 1945 года полное изгнание захватчиков с территории СССР, освобождение Советской Армией стран Центральной и Юго-Восточной Европы, окончательный разгром и капитуляция фашистской Германии.
Учитель: Хорошо! Далее мы должны вспомнить основные сражения.
Просит прочитать о сражениях 2-го ученика.
2-ой ученик:
Наиболее крупные сражения Великой Отечественной войны:
Московская битва (30 сентября 1941 — 20 апреля 1942)
Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 — 27 января 1944)
Ржевская битва (8 января 1942 — 31 марта 1943)
Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943)
Битва за Кавказ (25 июля 1942 — 9 октября 1943)
Курская битва (5 июля — 23 августа 1943)
Битва за Правобережную Украину (24 декабря 1943 — 17 апреля 1944)
Белорусская операция (1944) (23 июня — 29 августа 1944)
Висло-Одерская операция (12 января — 3 февраля 1945)
Битва за Берлин (16 апреля — 8 мая 1945)
3-й ученик зачитывает потери в войне.
3-й ученик:
Потери в ВОВ
Людские потери СССР — 6,8 млн. военнослужащих убитыми, и 4,4 млн. попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население) — 26,6 млн. человек;
Людские потери Германии — 4,046 млн. военнослужащих погибшими, умершими от ран, пропавшими без вести (включая 442,1 тыс. погибших в плену), ещё 910,4 тыс. вернулись из плена после войны. Общие демографические потери Германии и её сателлитов (включающие погибшее мирное население) — 11,8 млн. человек.
Людские потери стран-союзниц Германии — 806 тыс. военнослужащих погибшими (включая 137,8 тыс. погибшими в плену), ещё 662,2 тыс. вернулись из плена после войны.
Безвозвратные потери армий СССР и Германии (включая военнопленных) — 11,5 млн. и 8,6 млн. чел. (не считая 1,6 млн. военнопленных после 9 мая 1945) соответственно. Небходимо помнить, что в эту цифру включены потери Германии как на Западном, так и на Восточном фронтах. Соотношение безвозвратных потерь армий СССР и Германии с сателлитами составляет 1,3:1.
Учитель: Хорошо! Далее мы должны ответить на вопросы. Я задаю вопрос, вы отвечаете по тексту, который мы только что с вами зачитали.
1. Назовите 1 этап ВОВ. (Ребята отвечают - 22 июня 1941 года – 19 ноября 1942 года).
2. В какой период войны произошла блокада Ленинграда? Назовите дату. (Отвечают - с 1-го этапа войны до 3 –го. 8 сентября 1941 — 27 января 1944.
3. Каковы безвозвратные потери СССР и Германии (включая военнопленных)? (Ребята отвечают - 11,5 млн. и 8,6 млн. чел. (не считая 1,6 млн. военнопленных после 9 мая 1945)).
Учитель: Отлично! Молодцы! Далее узнаем о наградах войны, какие награды получали наши герои.
Просит прочитать 4-го ученика.
4 –ый ученик:
О наградах.
Основными наградами являются:присвоение звания Героя России, Героя труда, почетных званий, награждение орденами, медалями, почетными грамотами, дипломами, премиями, значками, занесение в Книгу почета или на Доску почета, объявление благодарности и др.
Величайшим испытанием для Вооруженных сил, всего советского народа явилась Великая Отечественная Война 1941 - 1945 гг., которая закончилась полной победой на фашизмом. Она имела всемирно-историческое значение, оказала огромное влияние на все послевоенное развитие человечества.Советские вооруженные силы избавили человечество от угрозы фашисткого порабощения, спасли мировую цивилизацию, оказали помощь многим народам Европы в освобождении от фашистского рабства.Свой интернациональный долг Советские Вооруженные силы выполнили и в отношении порабощенных милитаристской Японией народов Азии, в первую очередь Китая, Кореи, Вьетнама.За подвиги на фронтах Воликой Отечественной войны 11603 воина были удостоены звания Героя Советского Союза, 104 из них получили это звание дважды, а Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин - трижды.Орденами и медалями было награждено более 7 млн. человек.Соединениям, частям и кораблям Советских Вооруженных сил вручено 10900 боевых орденов.
Учитель: О каких основных наградах узнали? (Ребята отвечают – «Присвоение звания Героя России, Героя труда, почетных званий, награждение орденами, медалями, почетными грамотами, дипломами, премиями, значками, занесение в Книгу почета или на Доску почета, обьявление благодарности»).
Учитель просит 5-го ученика зачитать о героях ВОВ.
5-ый ученик:
О героях.
Среди Героев Советского Союза – представители большинства наций и народностей СССР. Представители наций: число героев русские – 8160, украинцы – 2069, белорусы – 309, татары – 161, евреи - 108, казахи - 96 грузина – 90, армяне – 90, узбеки – 69, мордва – 61, чуваши – 44, азербайджанцы – 43, башкиры – 39, осетины – 32, таджики – 14, туркмены – 18, литовцы – 15, латыши – 13, киргиза - 12 ,удмурты - 10, карелы – 8, эстонцы – 8, калмыки – 8, кабардинцы – 7, адыгейцы – 6, абхазы – 5, якуты -3, молдаване – 2. Итого – 11501 человек. Среди военнослужащих, удостоенных звания Героя Советского Союза, рядовых, сержантов, старшин — свыше 35%, офицеров — около 60%, генералов, адмиралов, маршалов — свыше 380 человек. В числе Героев Советского Союза военного времени 87 женщин. Первой этого звания была удостоена З. А. Космодемьянская (посмертно). Около 35% Героев Советского Союза в момент присвоения звания были в возрасте до 30 лет, 28% — от 30 до 40 лет, 9% — старше 40 лет. Четыре Героя Советского Союза: артиллерист А. В. Алешин, летчик И. Г. Драченко, командир стрелкового взвода П. Х. Дубинда, артиллерист Н. И. Кузнецов — за боевые подвиги награждены также орденами Славы всех трех степеней. Полными кавалерами ордена Славы трех степеней стали свыше 2500 человек, в том числе 4 женщины. В годы войны за мужество и героизм защитникам Родины вручено свыше 38 млн. орденов и медалей. Родина высоко оценила трудовой подвиг советских людей в тылу. За годы войны звания Героя Социалистического Труда был удостоен 201 человек, около 200 тыс. награждены орденами и медалями.
Учитель: Какие представители народностей СССР принимали участие в войне? (Отвечают – русские, белорусы, татары, киргизы, латыши и т.д.)
Сколько женщин получили звание «Героя Советского Союза»? Кто был первой? (Ответ: В числе Героев Советского Союза военного времени 87 женщин. Первой этого звания была удостоена З. А. Космодемьянская (посмертно)).
Учитель: Хорошо! Я вами довольна. Теперь зачитаем биографии некоторых героев войны.
6 –ой ученик:
Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 года в с. Тепловке Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939 – 1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940). В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика. Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой. Именем Талалихина были названы улицы в Калининграде, Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В Подольске установлен памятник, в Москве – бюст Героя.
Учитель: Чем прославился на войне В. В. Талалихин?(Ответ учащихся: «Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика»).
7-ой ученик:
Иван Никитович Кожедуб (1920– 1991), маршал авиации (1985), Герой Советского Союза (1944 – дважды; 1945). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, заместитель командира полка, провёл 120 воздушных боёв; сбил 62 самолёта. Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб на Ла-7 сбил 17 самолетов противника (в том числе реактивный истребитель Ме-262) из 62 сбитых им за время войны на истребителях марки Ла. Один из самых памятных боев Кожедуб провел 19 февраля 1945 г. (иногда указывается дата 24 февраля). В этот день он вылетел на свободную охоту в паре с Дмитрием Титаренко. На траверсе Одера летчики заметили самолет, быстро приближавшийся со стороны Франкфупта-на-Одере. Самолет шел вдоль русла реки на высоте 3500 м со скоростью, гораздо большей, чем могли развить Ла-7. Это был Ме-262. Кожедуб мгновенно принял решение. Летчик Ме-262 понадеялся на скоростные качества своей машины и не контролировал воздушное пространство в задней полусфере и внизу. Кожедуб атаковал снизу на встречно-перескающемся курсе, надеясь поразить реактивный самолет в брюхо. Однако раньше Кожедуба огонь открыл Титаренко. К немалому удивлению Кожедуба преждевременная стрельба ведомого пошла на пользу. Немец развернулся влево, навстречу Кожедубу, последнему оставалось лишь поймать мессершмитт в прицел и нажать на гашетку. Ме-262 превратился в огненный шар. В кабине Ме-262 находился унтер-офицер Курт-Ланге из 1./КG(J)-54. Вечером 17 апреля 1945 г. Кожедуб и Титаренко выполняли четвертый за день боевой вылет в район Берлина. Сразу же после пересечения севернее Берлина линии фронта охотники обнаружили большую группу FW-190 с подвешенными бомбами. Кожедуб начал набирать высоту для атаки и доложил на командный пункт об установлении контакта с группой из сорока фокке-вульвоф с подвешенными бомбами. Немецкие летчики ясно видели, как пара советских истребителей ушла в облака и не предполагали, что они появятся вновь. Тем не менее, охотники появились. Сзади с верху Кожедуб в первой атаке сбил ведущего замыкающей группу четверки фоккеров. Охотники стремились создать у противника впечатление от наличия в воздухе значительного количества советских истребителей. Кожедуб бросил свой Ла-7 прямо в гущу самолетов противника, доворачивая Лавочкин влево и вправо, ас вел короткими очередями огонь из пушек. Немцы поддались на уловку – фокке-вульфы стали освобождать от бомб, мешающих вести воздушный бой. Однако, пилоты люфтваффе скоро установили наличие в воздухе всего лишь двух Ла-7 и, пользуясь численным преимуществом, взяли гвардейцев в оборот. Одному FW-190 удалось зайти в хвост истребителю Кожедуба, однако Титаренко открыл огонь раньше немецкого летчика - фокке-вульф взорвался в воздухе. К этому время подоспела помощь – группа Ла-7 из 176-го полка, Титаренко и Кожедуб смогли выйти из боя на последних остатках топлива. На обратном пути Кожедуб увидел одиночный FW-190, пытавшийся все-таки сбросить бомбы на советские войска. Ас спикировал и сбил вражеский самолет. Это был последний, 62-й, сбитый лучшим летчиком-истребителем союзников немецкий самолет. Иван Никитович Кожедуб отличился также в битве на Курской дуге. В общий счет Кожедуба не включены, по меньшей мере, два самолета - американские истребители Р-51 «Мустанг». В одном из боев в апреле Кожедуб огнем пушек пытался отогнать немецкие истребители от американской «Летающий Крепости». Истребители эскорта ВВС США ошибочно поняли намерения пилота Ла-7 и открыли заградительный огонь с большой дистанции. Кожедуб, видимо, также принял «Мустанги» за мессеров, ушел из-под огня переворотом и, в свою очередь, атаковал «противника». Один «Мустанг» он повредил (самолет, дымя, вышел из боя и, немного пролетев, упал, летчик выпрыгнул с парашютом), второй Р-51 взорвался в воздухе. Только после результативной атаки Кожедуб заметил белые звезды ВВС США на крыльях и фюзеляжах сбитых им самолетов. После приземления командир полка полковник Чупиков посоветовал Кожедубу помалкивать об инциденте и отдал ему проявленную пленку фотокинопулемета. О существовании пленки с кадрами горящих «Мустангов» стало известно только после смерти легендарного летчика.
Учитель: Чем стал известен в истории войны И. Н. Кожедуб?(Ответ учащихся – «Сбил 62 вражеских самолета. Отличился в битве на Курской дуге.)
8-ой ученик.
Алексей Петрович Маресьев - истребитель, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старший лейтенант. Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе. В советскую армию призван в 1937 году. Служил в 12-й авиационном погранотряде. Но, по словам самого Маресьева, он не летал, а "заносил хвосты" у самолётов. По-настоящему он поднялся в воздух уже в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком. Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счёт лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года – сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолетов до четырех. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.) истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться.
9-ый ученик: Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11 запасной авиабригаде в г. Иваново. В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190. 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. В 1944 году вступил в КПСС. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 – до ранения и семь – с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". В июле 1946 года Маресьев с почётом уволен из состава ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, получил звание кандидата исторических наук. В том же году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году – первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни. Полковник в отставке А.П. Маресьев награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знак Почёта, "За заслуги перед Отечеством" 3 степени, медалями, иностранными орденами. Был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодёжные патриотические клубы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР.
10 –ый ученик: Ещё во время войны вышла книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке", прототипом главного героя которой стал Маресьев (автор изменил только одну букву в его фамилии). В 1948 году по книге на Мосфильме режиссёром Александром Столпером снят одноимённый кинофильм. Маресьеву даже предложили самому играть главную роль, но он отказался и эту роль исполнил профессиональный актёр Павел Кадочников. Скоропостижно скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания.
Учитель: Когда совершил А. П. Маресьев свой первый боевой вылет? (Ответ: 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога).
Какими орденами был награжден?(Ответ ребят – «Награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знак Почёта, "За заслуги перед Отечеством" 3 степени, медалями, иностранными орденами»).
11-ый ученик:
Сергей Леонидович Красноперов родился 23 июля 1923 года в деревне Покровка Чернушинского района. В мае 1941 года добровольцем ушел в ряды Советской Армии. Год учился в Балашовской авиашколе пилотов. В ноябре 1942 года пилот-штурмовик Сергей Красноперов прибыл в 765-й штурмовой авиаполк, а в январе 1943 года его назначили заместителем командира эскадрильи 502-го штурмового авиаполка 214-й штурмовой авиадивизии Северо-Кавказского фронта. В этом полку в июне 1943 года он вступил в ряды партии. За боевые отличия награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени. Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года. Погиб в бою 24 июня 1944 года. "14 марта 1943 года. Летчик-штурмовик Сергей Красноперов совершает один за другим два вылета на штурмовку порта Темркж. Ведя шестерку "илов", он поджег у причала порта катер. Во второй вылет вражеский снаряд угодил в мотор. Яркое пламя на мгновение, как показалось Красноперову, затмило солнце и сразу же исчезло в густом черном дыму. Красноперов выключил зажигание, перекрыл бензин и попытался вести самолет к линии фронта. Однако через несколько минут стало ясно, что спасти самолет не удастся. А под крылом - сплошное болото. Выход один: идти на посадку. Едва горящая машина коснулась фюзеляжем болотных кочек, едва успел летчик выскочить из нее и чуть отбежать в сторону, прогрохотал взрыв. Через несколько дней Красноперов снова в воздухе, и в журнале боевых действий командира звена 502-го штурмового авиационного полка младшего лейтенанта Красноперова Сергея Леонидовича появилась краткая запись: "23.03.43. Двумя вылетами уничтожил автоколонну в районе ст. Крымской. Уничтожил автомашин – 1, создано очагов пожара – 2". 4 апреля Красноперов штурмовал живую силу и огневые средства в районе высоты 204,3 метра. В следующем вылете штурмовал артиллерию и огневые точки в районе станции Крымская. При этом уничтожил два танка, одно орудие и миномет.
12 –ый ученик: Однажды младший лейтенант получил задание на свободный полет в паре. Он был ведущим. Скрытно, на бреющем полете пара "илов" проникла глубоко в тыл противника. Заметили на дороге автомашины – атаковали их. Обнаружили скопление войск - и внезапно обрушили на головы гитлеровцев губительный огонь. С самоходной баржи немцы выгружали боеприпасы и вооружение. Боевой заход – баржа взлетела на воздух. Сергею минуло всего 19 лет, а за подвиги он уже был награжден орденом Красной Звезды. Ему минуло лишь 20, а его грудь украсила Золотая Звезда Героя. Семьдесят четыре боевых вылета совершил Сергей Красноперов в дни боев на Таманском полуострове. Как одному из лучших, ему 20 раз доверялось водить на штурмовку группы "илов", и всегда он выполнял боевое задание. Им лично уничтожено 6 танков, 70 автомашин, 35 повозок с грузом, 10 орудий, 3 миномета, 5 точек зенитной артиллерии, 7 пулеметов, 3 тягача, 5 дзотов, склад с боеприпасами, потоплены катер, самоходная баржа, уничтожены две переправы через Кубань.
Учитель: Почему С. Л. Красноперов стал героем? (Ответ ребят – уничтожил автоколонну в районе ст. Крымской, штурмовал артиллерию и огневые точки, уничтожил 6 танков, 70 автомашин)
13 –й ученик:
Александр Матвеевич Матросов стрелок 2-го батальона 91-й отдельной стрелковой бригады (22-я армия, Калининский фронт) рядовой. Родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Русский. Член ВЛКСМ. Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском детском доме (Ульяновская область). Затем воспитывался в Уфимской детской трудовой колонии. По окончании 7 классов остался работать в колонии помощником воспитателя. В РККА с сентября 1942 года. В октябре 1942 г. поступил в Краснохолмское пехотное училище, но вскоре большую часть курсантов направили на Калининский фронт. В действующей армии с ноября 1942 года. Служил в составе 2-го батальона 91-й отдельной стрелковой бригады. Некоторое время бригада находилась в резерве. Затем её перебросили под Псков в район Большого Ломоватого бора. Прямо с марша бригада вступила в бой. Двадцать седьмого февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки (Локнянский район Псковской области). Как только наши солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника – три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз рядовой Матросов А.М.. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.
14-ый ученик: Через несколько дней имя Матросова стало известным всей стране. Подвиг Матросова был использован находившимся случайно при части журналистом для патриотической статьи. При этом командир полка узнал о подвиге из газет. Причем дата смерти героя перенесли на 23 февраля, приурочив подвиг ко дню Советской Армии. Несмотря на то, что Матросов был не первым, кто совершил подобный акт самопожертвования, именно его имя было использовано для прославления героизма советских солдат. Впоследствии свыше 300 человек совершили такой же подвиг, но это уже широко не освещалось. Его подвиг стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. Звание Героя Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено 19 июня 1943 года. Похоронен в городе Великие Луки. 8 сентября 1943 года приказом народного комиссара обороны СССР имя Матросова было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, сам он навечно зачислен (одним из первых в Советской Армии) в списки 1-й роты этой части. Памятники Герою установлены в Уфе, Великих Луках, Ульяновске и др. Его имя носили музей комсомольской славы города Великие Луки, улицы, школы, пионерские дружины, теплоходы, колхозы и совхозы.
Учитель: Как погиб А. М. Матросов? (Ответ ребят - Рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением).
15-ый ученик:
Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1908 года в Москве, в семье рабочего. Окончил 5 классов. Работал слесарем на Муромском паровозоремском заводе строительных машин. В Советской Армии в мая 1932 года. В 1933 году окончил Луганскую военную школу летчиков в частях бомбардировщиков. В 1939 году участвовал в боях на р. Халхин - Гол и советско-финдляндской войне 1939-1940 гг. В действующей армии с июня 1941 г. командир эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка ( 42-я бомб. авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус ДБА ) капитан Гастелло выполнял 26 июня 1941 г. очередной полет на задание. Его бомбардировщик был подбит и загорелся. Он направил горящий самолет на скопление вражеских войск. От взрыва бомбардировщика противник понес большие потери. За совершенный подвиг 26 июля 1941 года присвоено посмертно Звание Героя Советского Союза. Имя Гастелло навечно занесено в списки воинских частей. На месте подвига на шоссе Минск-Вильнюс сооружен памятник-мемориал, в Москве.
Зоя Анатольевна Космодемьянская. Зоя Анатольевна (13.09.1923г. – 29.11.1941 г.) – советская партизанка, Герой Советского Союза родилась в Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области в семье служащего. В 1930 г. семья переехала в Москву. З.А. Космодемьянская окончила 9 классов школы № 201. В октябре 1941 г. комсомолка. Космодемьянская добровольно вступила в специальный партизанский отряд, действовавший по заданию штаба Западного фронта на Можайском направлении. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года при выполнении второго боевого задания в районе деревни Петрищево (Русский район Московской области) была схвачена фашистами. Несмотря на жестокие пытки, не выдала военной тайны, не назвала своего имени. 29 ноября повешена фашистами. Её преданность Родине, мужество и самоотверженность стали вдохновляющим примером в борьбе с врагом. 6 февраля 1942 г. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Учитель: В чем заслуга героев Н. Ф. Гастелло и З. А. Космодемьянской? (Ответ ребят: «Гастелло направил горящий самолет на скопление вражеских войск. От взрыва бомбардировщика противник понес большие потери. За совершенный подвиг 26 июля 1941 года присвоено посмертно Звание Героя Советского Союза. Зоя Анатольевна не выдала фашистам военной тайны».)
В заключение классного часа учитель выдает каждому ученику небольшой тест. Ребята выбирают из трех предложенных ответов один правильный. Каждый работает самостоятельно. Время на выполнение задания 15-20 мин.
Тест
1.
1 января 1942 года:
А) была подписана декларация о совместной борьбе против агрессоров представителями 26 государств
Б) встреча представителей СССР, США и Великобритании, на которой была достигнута договоренность об англо-американских поставках вооружения, военных материалов и продовольствия в Советский Союз
В) соглашение между Англией и СССР
2.
Командир экспериментальной батареи «Катюша»:
А) лейтенант А. С. Попов
Б) лейтенант Н. С. Слюсарев
В) капитан И. А. Флеров
3.
Старший лейтенант И. И. Иванов:
А) используя бутылки с зажигательной смесью, подорвал вражеский танк
Б) совершил один из первых в истории войны воздушных таранов
В) истребил 300 вражеских танков
4. Бессмертный подвиг совершили воины гарнизона дота № 205:
А) защищали Киев
Б) освобождали Смоленск
В) защищали Одессу
5. Второй этап ВОВ:
А) 23 июня 1941- 11 сентября 1942 года
Б) 17 ноября 1942 – декабрь 1943 года
В) 15 июня 1942 – ноябрь 1943 года
6. Героический подвиг лётчика Н. Ф. Гастелло:
А) сбил в одном воздушном бою три вражеских самолёта
Б) направил горящий самолёт в скопление вражеских автомашин и танков
В) истребил 100 вражеских танков с воздуха
7. Одесская героиня Людмила Павличенко была:
А) разведчицей
Б) летчицей
В) снайпером
8. В августе 1941 года им первым из партизан было присвоено звание Героя Советского Союза:
А) Т. П. Бумажков, Ф. И. Павловский
Б) Сафонов Б. Ф., Амет-Хан Султан
В) С. Заслонов, И. Д. Смирнов
9. Герои войны А.В. Лопатин и Н. С. Слюсарев были:
А) Пограничниками
Б) Снайперами
В) Разведчиками
10. Битва под Москвой произошла:
А) 20 июня 1941 – 20 мая 1942
Б) 30 сентября 1941 — 20 апреля 1942
В) 11 августа 1941 – 15 апреля 1942
Правильные ответы:
1-А), 2-В), 3-Б), 4-А), 5-Б), 6-Б), 7-В), 8-А), 9-А), 10–Б).
Ребята сдают свои ответы на листах бумаги.
Учитель: Большие молодцы! Спасибо за внимание! До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока на тему «День победы» для студентов колледжа
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы в колледже. Сценарий
Классный час с презентацией «Лагерь смерти», посвящённый памяти узникам Освенцима, 10-11
Викторина ко Дню Победы с ответами для старших классов
Похожие статьи:
Классный час «День Победы», 10-11 класс
Мероприятия к 9 мая в школе. Сценарии
Конкурс военно-патриотической песни в школе к 9 мая для школьников старших классов
Игровая программа ко Дню Победы для школьников старших классов
Театрализованный пролог на 9 мая. Сценарий