Из опыта работы воспитателя детского сада. Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Кубань моя- любовь моя» для детей старшего дошкольного возраста в группах казачей направленности
Программа «Кубань моя- любовь моя» учитывает федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и является частью основной образовательной программы детского сада. Реализация программы рассчитана на один год обучения для детей старшей группы. Совместная деятельность воспитателя и детей проводится с детьми с сентября по май в ходе режимных моментов.
Программа знакомит дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом кубанских казаков; охватывает литературный, фольклорный, исторический материал; помогает формировать личность, способную к успешной социализации; создаёт обогащённую духовную среду; способствует самореализации индивидуальности ребенка.
В группе оформлены зоны нравственно-патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране.
Имеется широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, родного города, столицы, родной страны, Кубанского герба и флага.
В группе расположены макеты кубанского подворья с фигурами домашних животных, иллюстрированные книги о природе родного края, о памятных местах города.
Оформлен мини-музей со старинными предметами кубанского быта.
Продуктивную деятельность педагога можно разделить на два этапа:
Первый - это совместная деятельность педагога, детей и родителей.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка занятия проводятся как индивидуально, так и подгруппами. Используются игры «Назови казачью утварь», «Животные на подворье», «Доскажи пословицу».
Показываются различные иллюстрации, презентации, проводятся беседы, инсценировки казачьих легенд, изучение и изготовление предметов казачьего быта, казачьи игрушки.
Материал, предназначенный для обучения детей должен опираться на личностный опыт, проживание ребенком различных ситуаций. Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности.
Так ребята совместно с педагогом сами изготавливают казачьи народные игрушки из соломы, делают обрядовых рождественских Козочек
При ознакомлении с промыслами и ремеслами Кубани, ребята сами пробуют сплести коврик из лоскутков ткани, изготавливают посуду из лозы, глины.
В совместной работе с музыкальным руководителем проводится разучивание народных песен, танцев, игра на детских народных инструментах.
Родители также принимают активное участие в образовательном процессе. Вместе с детьми изготавливают поделки, которые дети выставляют на праздничных ярмарках, пополняют музей и кубанский уголок группы атрибутами старины. Помогают в организации мероприятий. Так был организован праздник «Многонациональная Кубань», где каждая семья рассказала дома о своей национальности, а ребята в группе приветствовали всех присутствующих на своем родном языке. Регулярно размещаются консультации в родительском уголке, проводится анкетирование по вопросам патриотического воспитания детей.
Второй этап - привлечение детей к самостоятельной деятельности.
В течении дня дети сами уже организовывают сюжетно- ролевые игры, игры-драмматизации.
Для реализации программы мы используем разнообразные методы и приемы. Один из них - чтение художественной литературы.
Заключено соглашение с детской библиотекой «Медиацентр», которая предоставляет нам детскую литературу писателей Кубани.
Регулярно устраиваются выставки книг, конкурсы чтецов кубанских поэтов.
Вся работа проводится в тесной связи так же и с представителями казачьего общества, которые проводят с детьми беседы о жизни, службе и традициях казачества, посещают наши тематические праздники.
Особое внимание уделяется народным праздникам, таким как Масленица, Рождество, Пасха, Спас, устраиваются кубанские посиделки.
Похожие записи:
Лего-конструирование для младших дошкольников
Путешествие по родному краю с дошкольниками в ДОУ
Проект в детском саду в старшей группе «Кубань - родимый край!»
План профессионального развития педагога детского сада