Особенности воспитания в условиях дополнительного образования детей
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и
воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социальнозначимых ценностей и социально-адекватных приемов поведения.
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же, воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (то есть зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Известный доклад академика РАО Д.И. Фельдштейна напрямую говорит об этом: «Изменился и сам человек, обретя новые, как положительные, так и отрицательные черты. В числе последних отмечается актуализация
потребительства, рост безразличия к базовым ценностям, нарастание и межэтнической, и социальной напряженности. Растущий человек сегодня стал другим. В частности, он по-новому воспринимает мир, по-новому
осваивает информацию. Он вырос в плане социальной зрелости в одних случаях и проседает в других. Так, у него существенно возросло стремление к самоутверждению (доминированию и самопрезентации)».
Сравнительная динамика альтруистического настроя детей подросткового возраста показала уменьшение в 3,6 раза (с 53% в 1993 г. до 16% в 2011 г.). Современная социокультурная и информационнокоммуникативная среда определяет иные социальные ценности, «приводит к межпоколенческому разрыву и отчуждению прежних
ценностей, что не позволяет новым поколениям присваивать ценности старшего поколения как приоритетные для настоящей и будущей жизни». «прослеживается архиактивный динамизм смены поколений – уже не 100
и даже не 20-30 лет психологически отделяет одно поколение от другого, а по прошествии 5-7 лет, мы взрослые, сталкиваемся с качественно иными детьми.
Причем, речь идет … обо всей популяции современных детей, которые в частности, характеризуются умением одновременно выполнять ряд различных дел, импульсивностью действий, к сожалению, без анализа их
последствий. Они немыслимы сейчас без виртуальной плоскости экрана – телевизионного, видео, компьютерного и сотового телефона, быстрее взрослых считывая информацию. Экран, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и телеобразов, не просто конструирует новые ценности и потребности, но трансформирует их. А интернет, способный дать ответ на любой вопрос, снимающий покров сакральности с ранее скрытой от детей информации, создает новые механизмы передачи культуры.
При этом, как показывают наши материалы, растущие люди доверяют информации, полученной из интернета, значительно больше, чем сведениям из других источников». Это подтверждают многочисленные факты педагогических наблюдений практиков образования. Новое поколение, которое стремительно быстро формируется под влиянием новых цифровых информационно-коммуникативных технологий, получает колоссальное количество информации вне опосредованных форм участия старшего поколения, и безусловно, есть риск латентного ментального конфликта «опережения с отставанием», что может повлечь реальные проблемы ценностного и межпоколенческого разрыва отношений и социально-ролевых связей.
Формы дополнительного образования детей особенно гибко должны реагировать на целевые запросы нового поколения, поскольку опосредовано связаны с добровольным выбором программ, видов и содержания деятельности в соответствии с интересами, образовательными потребностями и способностями детей.
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г.
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности,
готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Приоритеты государственной политики в области воспитания
• воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям; поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
• защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
• обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям; обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и др.) формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;
• воспитание языковой культуры детей;
• развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации.
Основные направления развития воспитания
1. Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания:
• содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами; повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;
• сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России;
• популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
• содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;
• создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими; содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;
• расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
• поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;
• создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования:
• обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
• содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;
• полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;
• расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей;
• совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
• развитие форм включения детей в интеллектуальнопознавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования;
• развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;
• создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями;
• создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:
• создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);
• содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;
• применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:
• улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;
• поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях;
• широкое привлечение детей к участию в деятельности социальнозначимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении;
• расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций
Гражданское и патриотическое воспитание:
• формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;
• создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;
• развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
• развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического;
• разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов;
• формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.
Духовно-нравственное развитие:
• воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
• формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
• расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
Приобщение детей к культурному наследию:
• создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
• увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
• поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
• создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей; совершенствование деятельности библиотек;
• создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
• воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
• формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
• развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
• содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание:
• становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
• формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
• воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
Рекомендуем посмотреть:
День здоровья в детском саду. Старшая группа
Дидактические игры для дошкольников. Виды
Воспитание детей 5-7 лет через изучение особенностей русской и казахской культур
Эссе воспитателя дошкольного учреждения
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Музейная педагогика в детском саду