Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие памяти и мышления у детей младшей и средней группы через мнемотехнику

Развитие памяти и мышления у детей младшей и средней группы через мнемотехнику
Развитие речи – это самый сложный вид деятельности. А как доиться, чтобы при развитии речи память и мышление тоже развивались? Как сделать так, чтобы эти качества развивались в совокупности? Мы искали и применяли разные приемы: играли с детьми в игры, заучивали стихи, потешки, но проблема не решалась, процент запоминания у детей был минимальным, особенно у мальчиков. И однажды на пед. совете нам предложили небольшую книгу – учебно-методологическое пособие «Учимся по сказке» Т.В. Большовой. Там говорилось о развитии памяти и мышления с помощью мнемотехники. Это для нас было не знакомо, но начав изучать ее, мы решили воспользоваться ей на занятиях и с свободное время.

Что такое мнемотехника?
Мнемотехника – это систему различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования ассоциаций. Примером мнемотехнического приема может быть запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидим фазан».

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д.

У дошкольников она носит непроизвольный характер, им лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. Поэтому важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Наблюдательность и память идут рука об руку. Человек не может запомнить то, чего не наблюдал, а запомнить и наблюдать можно только то, что интересно. Вся деятельность ребенка построена на интересе.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучение с ее применением – развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания, воображения. Главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр.

Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления.

Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний.

Сказка – неизменный спутник детства. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности малышей. Они сопереживают героям, разделяют их чувства, живут вместе с ними в мире сказки. Им легче установить ассоциативные связи с любимыми героями, понятными сказочными персонажами. Поэтому, знакомя детей со сказкой, мы начали использовать в качестве дидактического материала мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

А как нарисовать схему? Как построить занятие таким образом, чтобы детям было интересно, не скучно?

Подумав, мы разделили занятие на три этапа:
1. Рассказываем сказку.
2. Беседуем «Кто в сказке живет?»
3. Каждого героя рисуем на схеме в своем квадратике (окошке).

Схему можно нарисовать в виде домика – теремка.
А затем рассказываем сказку с опорой на мнемотаблицу.
Причем заметим, что последовательность малыши запомнили быстрее и рассказывали сказку, прибегая к незначительной помощи.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Вагнера, Ж.Пиаже и др., главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

А чтобы у детей развивалось богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, надо учить его «читать» графическую аналогию.
Графическая аналогия – умение обозначить каким-то символом реальный образ, т.е. пользоваться «заменителями».
Например: - крыша.
В этом случае делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
При воспроизведении сказки основной упор делается на изображении главных героев. И если, показывая таблицу, задать вопрос: «Какая сказка «спряталась»?», «Про кого эта сказка?», дети без особого труда, опираясь на символы, расскажут ее.

Но для малышей и детей средней группы лучше использовать цветные таблицы, т.к. у них в памяти остаеются отдельные образы: рыжая лиса, зеленая елка, серая мышка.

Овладение приемами мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
1. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Через сказку мы знакомим детей с явлениями природы. С этой целью были использованы обучающие мнемотаблицы, которые несли в себе обучающую информацию. При этом нужно не только показать таблицу, но и рассказать о том, какое содержание в ней заложено.

Малышам трудно уловить информацию в таблицах, поэтому мы использовали для них мнемодорожки.

Мнемодорожки тоже несут в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве – 2,3 или 4 картинки.
Работая с мнемодорожками, можно использовать приемы наложения и приложения, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

Пример: девочка пошла в лес за грибами. Позже, когда дети поняли схему составления рассказа, мы ввели буквенные и условные обозначения времен года:
Осень – желтая или оранжевая буква «О»
Зима – синяя или голубая бузква «З»
Весна – зеленая «В»
Лето – красная «Л»
Но при этом рисовали и условные обозначения, характерные для каждого времени года. Количество квадратов – от 3 до 9 и боллее, в зависимости от возраста детей.

Для заучивания стихов и потешек мы использовали другой прием – коллаж, это тоже разновидность мнемотехники. Коллаж – это лист картона или плотная бумага либо фланелеграф, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок, наложенных на карты картинок, и составляет суть коллажа. Но главная задача – соединить, т.е. связать все картинки, буквы, цифры, фигуры между собой.

Пример:
На фланелеграфе расположены картинки в определенном порядке. В течение 15 – 30 секунд, дети их рассматривают и запоминают, затем фланелеграф закрывают, дети должны воспроизвести по памяти последовательность.

По такому же принципу можно нарисовать или выложить коллаж для заучивания стихотворений.
Отсюда можно сделать вывод, что человеческая память устроена таим образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольников.

Но, рисуя мнемотаблицу, нельзя забывать, что за кажущимся беспорядком в нагромождении различных изображений должна прослеживаться единая связующая нить задуманной цели.

Также, стоит упомянуть о тактильных дощечках, которые способствуют развитию тактильной памяти. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновений к различным предметам.
Дощечки изготовлены из толстого картона, и на одну сторону наклеен различный материал: мех, воск, спички и т.д. Всего таких дощечек 15 штук.

Ребенку предлагают закрыть глаза и потрогать, погладить дощечку ,а затем рассказать, какие ощущения у него это вызывает, что или кого напоминает. Свои ощущения можно нарисовать.

Таким образом, работа с мнемотаблицами дала толчок развитию у детей различных сторон речевой и психологической деятельности. Речь стала более свободная и образная. Дети с большим желанием стали придумывать свои сказки, составлять рассказы. У них улучшились память, воображение, ассоциативность.

Литература:
1. Т.В, Большова «Учимся по сказке»
2. Воробьева «Мнемотехника»
3. Матюшин «Как развивать хорошую память»

Похожие записи:

Музыкальная дидактическая игра для младших школьников Логопедические игры для детей 4-6 лет Конспект занятия по математике в младшей группе. Длинный, короткий Консультация для родителей младшей группы в детском саду. Подвижные игры для малышей
Развитие интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста. Опыт работы | Взаимодействие детского сада и семьи как фактор сохранения и развития здорового образа жизни
Опубликовано: 5 дней назад (13 сентября 2021)
Просмотров: 79
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!