Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Таким образом, воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Отсюда появляется необходимость для творческого союза семьи и детского сада. Тесное сотрудничество благоприятно влияет на полноценное развитие у ребенка ума, характера, его взглядов на окружающий мир и на становления духовно-нравственных качеств. Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а так же другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры формируют личность ребенка с раннего его возраста.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый современный родитель должен понимать, что всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая не только детским садом, но и прежде всего семьей.

В условиях многонационального государства идея воспитания детей в духе патриотизма и одновременного взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания детей в условиях детского сада и семьи, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, приобретение дошколятами элементарных знаний об истории и культуре своего народа, его истокам, языку, познание быта и традиций предков, постижение своих родословных корней.

Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

В настоящее время педагогами нашего детского сада разработан комплекс мероприятий направленный на повышение уровня педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень духовного семейного воспитания детей. Мы считаем, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи.

Огромную роль в становлении духовно-нравственных качеств, является организация предметно-развивающей среды. Творческой группой педагогов нашего дошкольного учреждения, в соответствии с современными требованиями, активно внедряется проект «Музейная педагогика», задачами которой является интеграция музейной и образовательной педагогики. Совместно с родителями мы создали два мини-музея «Русская изба» и «Хакасская юрта», тем самым приобщая детей к истокам и культуре хакасского и русского народа. С их помощью мы восстанавливаем связь времен, стараемся вернуть утраченные ценности. Так у детей воспитывается интерес к народным обычаям, обрядам, праздник достопримечательностям родного края. По средством «Музейной педагогики», мы развиваем любознательность, воспитываем чувство прекрасного, уважение к народу, гордость за свою Родину.

В настоящее время постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Все это дети и родители могут увидеть и почувствовать на национальных праздниках и вечерах проводимых в нашем детском саду: «Пизик-той» (праздник колыбели), Чыл-Пазы (Новый год), «Пасха», «Колядки» . Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках (Рождество (Святки), Масленица (Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др.). Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В подготовке этих праздников активное участие принимают родители: шьют костюмы, делают декорации и атрибуты, исполняют роли, тематические вставки.

Одно из ярких событий в совместной работе с родителями, была подготовка к великому празднику «День Победы». Мы приглашали всех, кому дорога память о фронтовиках-победителях, сформировать наш Бессмертный полк. С большой ответственностью и интересом дети, родители отнеслись к проведению этой акции, которая не оставила равнодушным ни одну семью.

С целью активизировать своих родителей, заинтересовать их нами был разработан и реализовывается план проведения активных форм взаимодействия с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Мероприятия запланированы в соответствии с календарно-тематическим планом детского сада. Мы постарались создать такие условия, при которых взаимодействие с родителями стало обоюдно интересным и продуктивным, ведь у родителей возникает интерес к какой либо деятельности или общению тогда, когда это касается лично его, семьи или ребёнка.

Это такие формы работы, как:
• Конкурс детско-родительских проектов: «Моя малая родина», «Моя семья», «Древо жизни»;
• Спортивные праздники и развлечения: «Папа может всё, что угодно», «Мама, папа, я – спортивная семья»;
• Конкурс «Умный дошколенок»;
• Персональные выставки с презентацией семейного творчества;
• Семейный конкурс «Семья года» (распространение семейного опыта воспитания);
• Акция «Поможем братьям меньшем» (создание кормушек для птиц);
• Акция «Добрые дела» (посылки для солдат, открытки для ветерана и т.д.).
• Акция заповедника «Хакасский».

Будет ли ребенок развиваться в соответствии с воспитательными целями и представлениями родителей - в основном зависит от личности родителей, от свойств их характеров, от их стремления осмысленно организовывать жизнь в семье. Каким быть ребенку - это, в первую очередь, решают сами родители, правда, не одни, а в тесном сотрудничестве с другими воспитательными силами в обществе. И тот, кто хочет воспитывать, должен знать, для чего и как он должен это делать - ведь только тогда наши желания творят чудеса, когда они оборачиваются поступками. Прекрасный образ, в котором родители воплощают мечты о будущем своих детей, образ человека безукоризненной нравственности и образованности, может быть воплощен в жизнь только целенаправленной воспитательной работой самих родителей.

Литература
1. Бутанаев В. Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.
2. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан. 1996.
3. Бутурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М. : А. П. О., 1995.
4. Зязева Л.К. Мир детства в традиционной культуре.-Москва, 1993 г.
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методич. пособие.–СПб: «Детство-Пресс», 2004.

Похожие записи:

О духовно - нравственном воспитании дошкольников Перспективный тематический план в подготовительной группе Воспитание духовно-нравственных качеств личности у младших школьников Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС. Опыт работы
Конспект занятия «Наша Родина – Россия». Старшая группа | Дидактическая игра по нравственному воспитанию детей 6-7 лет
Опубликовано: 894 дня назад (14 ноября 2021)
Просмотров: 647
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!