Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Осень»
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание работы: конспект интегрированного занятия разработан для подготовительной логопедической группы по обобшенной теме «Осень». Занятие проводят учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, используя устное народное творчество. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель: закрепление представлений детей об осени.
Коррекционно-образовательные задачи:
Актуализировать словарь по темам: «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты». Совершенствовать навыки чтения предложений, грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с прилагательными), певческие навыки.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематические представления (звуковой анализ слов), дыхание, речевой слух, артикуляционную, мелкую и общую моторику, психические процессы: восприятие, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать активность, ответственность, самостоятельность. Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: мольберт, голубая ткань, музыка П.И.Чайковского «Времена года», картинки с изображением сада, огорода, леса, плоскостные изображения конфет, соков, повидла из фруктов, карточки с пословицами, в которых пропущена буква Е, карточки со слогами, буквами для составления слов по количеству детей, фломастеры, ручки, карточки из бархатной бумаги с нарисованными контурами листьев, шерстяные нитки по количеству детей.
Предварительная работа. Наблюдение за изменениями в природе. Разучивание загадок, пословиц, поговорок, народных примет об осени, пальчиковой гимнастики «Посмотрите, дождь полил». Слушание пьесы П.Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года», разучивание хоровода «На горе-то калина» на музыкальных занятиях.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Дети проходят в музыкальный зал, где звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь». На ковре разбросаны осенние листья. Вдоль ковра лежит голубая ткань - «река», рядом столы и стулья – «теплоход».
Логопед: Ребята, в какой стране мы живем? Как называется наш город?
Дети. Наш город называется Бендеры.
Логопед. На какой реке стоит наш любимый город Бендеры?
Дети. Город Бендеры стоит на реке Днестр.
Логопед. Мы отправимся в путешествие по Днестру на теплоходе «Дружба» и увидим, что происходит осенью.
2. Речевое упражнение.
Логопед предлагает проговорить чистоговорки и сделать упражнения.
Шла-шла-шла — осень к нам пришла!
(Дети хлопают в ладоши).
Ре-ре-ре — осень на дворе!
(Сгибают и разгибают руки в локтях перед собой).
Ри-ри-ри - ты на клёны посмотри.
(Руки подняты над головой, сжимают и разжимают кулачки).
3. Дыхательные упражнения «Листья шелестят»
Ша
(наклон вправо).
Шо
(наклон влево).
Шу
(наклон вправо).
Ши
(наклон влево).
4. Упражнение «Напечатай пропущенные буквы»
Звучит гудок теплохода. Дети занимают места на «теплоходе».
Логопед. Наш теплоход отправляется по реке.
Логопед. Возьмите на карточках напечатанные пословицы и поговорки об осени. В словах пропущена буква Е, напечатайте и прочитайте пословицы.
Дети печатают пропущенную букву в словах и читают пословицы.
5. Звуковой анализ слова.
Логопед. Ребята, посмотрите, на правом берегу фруктовый сад.
Логопед на мольберт помещает картину с изображением сада.
Логопед. Отгадайте загадку:
Как камень были тверды груши.
Их не грызут и их не сушат.
Но приготовь из них варенье –
И выйдет просто объеденье!
Дети. Айва
Логопед. Выполните звуковой анализ слова айва.
Дети обозначают звуки фишками, называют количество слогов в слове, ударный слог.
6. Игра «Собери фрукты».
Логопед. Какие фрукты собирают садовники в саду, вы узнаете, составив слово из букв.
На карточках дети из букв составляют и печатают названия фруктов.
7. Игра: «Какой? Какая? Какое?»
Дети берут плоскостные изображения конфет, варенья, соков из фруктов.
Логопед. Какой сок ты любишь?
Ребенок. Я люблю сливовый сок.
Л
огопед. Какое варенье ты любишь?
Ребенок. Я люблю вишневое варенье.
8. Проговаривание скороговорки.
Логопед. Посмотрите, на левом берегу огороды. Произнесите скороговорку:
У Егора огород, там есть редька и горох.
Рядом огород Федоры - там на грядке помидоры.
9. Игра «Собери урожай»
Логопед на мольберт помещает картину с изображением овощей.
Логопед. Что собирают огородники? Из конвертов возьмите карточки со слогами и составьте названия овощей.
Из слогов дети составляют слова: ре-па, го-рох, пе-рец, ре-дис, ка-ба-чок, по-ми-дор.
10. Загадывание загадок об осени.
Логопед. Ребята, посмотрите направо. Мы видим лес.
Логопед. Давайте, выйдем из теплохода на берег.
Дети выходят, их встречает воспитатель.
Воспитатель. Осенью в лесу очень красиво! Какие загадки об осени, осенних явлениях вы знаете?
Дети загадывают загадки.
11. Упражнение «Назови осенние приметы»
Воспитатель. Какие народные приметы об осени вы знаете?
Дети. Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Если в октябре листья с березы и дуба опадают не чисто - готовься к суровой зиме.
Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.
12. Пальчиковая гимнастика «Посмотрите, дождь полил» (народная потешка).
Посмотрите, дождь полил
(указательный палец правой руки стучит по левой ладони).
Воробьишку намочил.
(Показывают ладонями «птичку»).
Он летит к себе домой
(машут руками)
Весь до ниточки сырой.
(Обхватывают себя руками).
Посмотрите, дождь полил,
(указательный палец правой руки стучит по левой ладони)
Лягушонка намочил.
(Прыжки на месте).
Прыгает к себе домой
(прыжки по кругу)
Весь до ниточки сырой.
(Обхватывают себя руками).
Ой, ой, ой! Дождь полил,
(указательный палец правой руки стучит по левой ладони)
Медвежонка намочил.
(Кулачки прикладывают к голове).
Мишка топает домой
(идут на внешней стороне стопы)
Весь до ниточки сырой.
(Обхватывают себя руками).
13. Упражнение «Листопад»
Воспитатель раздает детям, карточки из бархатной бумаги с нарисованными контурами листьев, шерстяные нитки.
Воспитатель. Выложите аккуратно по контуру листья нитками. Угадайте, с какого дерева листочек?
Лист клена – кленовый
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
14. Хоровод «На горе-то калина»
Под музыку дети вместе с воспитателем поют и выполняют движения.
15. Итог. Дети проходят в “теплоход”.
Логопед. Мы возвращаемся в детский сад. Вам понравилось путешествовать на теплоходе? Что интересно было делать?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Марийский край – земля Онара»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Музыка в красках
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Похожие статьи:
Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе