Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы воспитателя по физкультурно оздоровительной работе

Физкультурно-оздоровительная работа в старшей группе
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого из нас от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!" - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н.М.Амосову.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности.
В 2000 г. 189 стран – членов ООН собрались на саммите Тысячелетия и выдвинули 8 целей и 18 задач нового тысячелетия, выполнение которых к условленной дате (2015г.) должно изменить жизнь народов мира. Четвёртая, пятая и шестая цели касаются вопросов здоровья, в том числе репродуктивного здоровья населения (В.В.Бодрова, Е.Н.Бодрова, 2005). В условиях социально – экономической нестабильности в России за время перестройки в состоянии здоровья детей и подростков сформировались устойчивые негативные тенденции
- распространённость факторов риска, влияющих на ухудшение здоровья и развитие;
- увеличение заболеваемости и инвалидности.
Интенсивность ухудшения качества здоровья детей и подростков в 3,5 раза выше, чем у взрослого населения (И.В. Журавлёва, 2005).
Здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны. На начало 1991 года население России составляло более 290 млн., к 2014 году население сократилось, примерно, до 144 млн.
Директор Научного центра здоровья детей РАМН, академик РАМН А.А. Баранов (2006) утверждает, что исправить демографическую ситуацию в современной России может только то поколение, которое сегодня ходит в детский сад.
Николаева Елена Ивановна - доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена в своей книге (2014) пишет «Очевидно, чтобы дети были здоровыми в ситуации широкой распространённости заболеваемости при рождении, необходимо не столько сохранять здоровье (которого практически нет), сколько формировать его. Говорить сейчас о здоровьесбережении неэффективно. Нужно ставить вопрос об осознанном здоровьеформировании у населения с ослабленным здоровьем. Необходимо начать работать с детьми на уровне детского сада, чтобы максимально рано создать установку на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье». Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Анализ физического развития детей, наблюдения, беседы, анкетирование родителей по вопросам состояния здоровья детей, показали, что и у детей посещающих МОБУ СОШ с. Ташкиново так же есть тенденция к ухудшению здоровья. Мы задали себе вопрос: как научить детей заботиться о своём здоровье, начиная с детского сада и на всю последующую жизнь? Перед работниками ДОО встала непростая и нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и организовать целостную систему физкультурно-оздоровительной работы отдельно взятого педагога с отдельным ребёнком и целого педагогического коллектива с группой детей.
Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, приведение в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя некоторые сложности. Такие как:
• основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом дошкольных групп;
• на селе невысокий образовательный и культурный уровень родителей не позволяет обеспечить должное развитие детей;
• сверхзанятость большинства родителей в личном домашнем хозяйстве не оставляет им времени на общение и занятия с детьми;
• низкое материальное обеспечение многих сельских семей не дает им возможности удовлетворить элементарные культурные потребности ребенка: купить книги, игры и игрушки, спортивный инвентарь, совершить с детьми поездки в город – в спортивные клубы и секции, в хореографические студии, в театры, музеи;
• отдаленность от культурных центров, замкнутость, автономность.
Ограниченность пространства, некоторая скудность возможностей для развлечения и отдыха открывается другой стороной, а именно если в клубе, школе, детском саду готовится какое-либо событие, то непременными участниками, заинтересованными благодарными зрителями будет все население села, независимо от возраста. Жизненный опыт и наблюдения показывают, что сельская среда имеет неоспоримые преимущества перед городом в воспитании положительных эмоций, доброты, трудолюбия, в закаливании, развитии двигательной активности ребенка. Пребывание на свежем воздухе, знакомство с окружающей природой: лес, овраги, водоемы, роднички, речка, деревня, луговые травы – все эти факторы при умелом использовании благотворно влияют на эмоциональное, интеллектуальное, физическое развитие ребенка.
Противоречия возможностей социального и природного потенциала и дали толчок к поиску новых эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
В детском саду накоплен богатый опыт работы по физкультурно - оздоровительной работе, созданы максимально благоприятные условия для укрепления здоровья и гармоничного физического развития каждого ребенка в условиях использования благоприятной макросреды. Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Чтобы понять, что такое «здоровьесберегающие», «здоровьеформирующие» технологии педагоги изучили ряд современной литературы посвященной этой теме (Ахутина Т.В, Гаврючина Л.В, Николаева Е.И). Оснований изменения содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольной организации достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
1.Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2.Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
Все выше перечисленное показывает актуальность проблемы укрепления здоровья детей.
Целью нашей работы стало – систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса с внедрением инновационных технологий по здоровьесбережению и здоровьеформированию.
Решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, приведение в соответствие с ФГОС ДО в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у нас, педагогов, сложности.
- основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на одновозрастные дошкольные группы;
- Слабость материально – технической базы по оснащению развивающей предметно – пространственной среды, в том числе физкультурного оборудования.
- занятость большинства родителей в домашнем хозяйстве и трудовая деятельность в городе.
- Ограниченность возможностей семей, как в материальном плане, так и в территориальной отдалённости от городских центров физкультуры и спорта.
- В ходе организации физкультурно-оздоровительной работы мы уделили большое внимание развитию детско-родительских отношений. В начале реализации поставленной цели педагоги помогли родителям понять и осознать роль семьи в воспитательном процессе детей старшего дошкольного возраста. Были выбраны формы взаимодействия с родителями с установкой на развитие партнерских отношений:
- информационно-аналитические;
- досуговые;
- познавательные.
Это привело к складыванию традиций - каждый год мы проводим семейный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья », а во время проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи, провели свои Олимпийские игры - «Мама, папа, я – олимпийская семья!»
В центре любых инновационных процессов стоит фигура педагога, одного из участника образовательного процесса. Именно, он должен уметь понять важность поставленной цели и направить усилия родителей и детей на их достижение. В ходе решения воспитательно-образовательных задач по физкультурно-оздоровительной работе у педагогов появилась возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем. Так состоялся обмен опытом на совещании старших воспитателей «Организация и проведение летне-оздоровительного периода» на базе детского сада села Ташкиново. На «педагогических вторниках» воспитатели делятся своими наработками, участвуют в семинаре – практикуме «Нестандартное физкультурное оборудование», устройстве «Тропы здоровья» на спортивной площадке для профилактики плоскостопия у детей, закаливания в летний период.
Из всего разнообразия здоровьесберегающих технологий, используемых для оздоровления детей в ОО, нами были выбраны следующие формы закаливания:
1. Принятие воздушных ванн после сна.
2. Босохождение в группе и на прогулке летом.
Главный смысл хождения босиком заключается в раздражении кожи стоп в ответ на снижение температуры. На стопе находится большое количество рецепторов, которые реагируют на температурные перепады. При постоянном ношении обуви ноги привыкают к особому микроклимату. Стоит этот микроклимат нарушить, как организм реагирует на заболевания.
«Тропа здоровья » - это самый простой, но при этом, невероятно полезный массаж для ступней.
Общая длина дорожки составляет 6 метров, ширина 60 см.
"Тропа здоровья" имеет разное покрытие:
• Керамическое мозаичное покрытие
• Деревянная ребристая ячейка
• Песочное покрытие
• Коврик из натурального кокосового волокна
• Бетонное покрытие с шляпками пластиковых гвоздей
• Ячейка крупного гравия
• Плиточное покрытие
• Ёмкость с водой
Дети с удовольствием ходят по «Тропе здоровья». Ведь это так здорово и занимательно.
Неоспоримые преимущества сельской среды позволяют проводить еженедельные природоведческие экскурсии, пешие прогулки по улицам родного села и его окрестностям.
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к здоровому образу жизни. И достигли следующих результатов:
положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости. В 2016-2017 учебном году посещаемость во всех дошкольных группах составляет более 80 %.
- повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости. Мониторинг двигательной активности в этом учебном году составил более74% .
Мониторинг по образовательной программе дошкольной организации показал, что наши воспитанники знают основы здорового образа жизни, сознательно относятся к своему здоровью и умеют использовать доступные способы его укрепления. Проводимая в системе работа педагогов ДОО, выявила положительные тенденции к формированию у дошкольников интереса к здоровому образу жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Арт-терапия в работе с детьми Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет Опыт работы воспитателя ДОУ. Стихи Маршака Родители - друзья детей

Похожие статьи:

Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников

Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста

Конспект экскурсии в пожарную часть. Старшая группа | Воспитание дружеских отношений в игре. Консультация для родителей
Опубликовано: 2392 дня назад (9 октября 2017)
Просмотров: 1752
+2
Голосов: 2
Екатерина Владимировна Левченко # 9 октября 2017 в 17:45 0
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Елена Петровна Гаврычева # 10 октября 2017 в 21:23 +1
Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения данных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых уже немыслим педагогический процесс. Очень радует, что все правильно понимают и строят педагогический процесс в данном русле.