Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме «Весна»
Автор. Учитель-логопед, Клокова Светлана Вячеславовна.
Описание. Конспект логопедического занятия будет интересен учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп и родителям. Конспект написан подробно и содержит предполагаемые ответы детей. Занятие относится к третьему периоду обучения. К этому периоду диалогическая форма речи совершенствуется, поэтому педагогу желательно требовать полного ответа детей. Конспект написан для детей с ОНР, 3 уровня речевого развития.
Цель: Уточнение и расширение знаний детей о весне.
Коррекционно-образовательные задачи: Активизировать словарь по теме «Весна». Уточнить представления о весне и её приметах. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, умение согласовывать прилагательные и существительные с числительным). Совершенствовать навык составления и анализа предложения.
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать фонематическое представление, зрительное внимание и восприятие, речевой слух, связную речь, мышление, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику, навык звукового и слогового анализа слов.
Воспитательные задачи. Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, навыки сотрудничества, инициативность, самостоятельность.
Оборудование. Магнитная доска, сюжетные картинки с изображением весны, разрезные картинки по теме, весенняя музыка, магнитофон, разрезной материал для анализа предложений.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед приветствует детей, просит их встать вокруг него и предлагает послушать музыку.
Логопед. Ребята, какое настроение вызывает эта музыка? (Радостное, весёлое). Почему? Объясните, что вы услышали и представили?
Ребёнок 1. Я услышал радостный перезвон птиц.
Ребёнок 2. Я услышала звон капели.
Ребёнок 3. Я услышал весёлую, легкую музыку и представил яркое, лучистое солнышко.
Ребёнок 4. Я услышал, как дует тёплый ветерок, тает снег и представил, как вся природа оживает.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед. Как вы думаете, ребята, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Мы будем говорить о весне.
Логопед. За каким временем года следует весна?
Весна начинается после зимы.
3. «Назови приметы».
Л
огопед. Вспомните приметы весны. Рассказать о них вам помогут картинки.
(Дети смотрят на сюжетные картинки на доске и по очереди называют приметы весны).
Тает снег, появляются проталины, прилетают птицы, ярче светит солнце, появляется первая травка и цветы, просыпаются животные после зимней спячки на деревьях набухают почки, просыпаются насекомые.
4. «Собери картинку».
Логопед. Молодцы, ребята, вы подробно рассказали о весенних приметах.
Теперь посмотрим какие вы внимательные и ловкие. Предлагаю вам собрать разрезные картинки и сказать, что на ней получилось. Вы называете не только то, что изображено на картинке, но и подбираете слова-признаки, которые отвечают на вопрос: «какой, какая или какое»?
Проходите за столы на свое место.
Дети собирают сюжетные картинки по теме и по очереди отвечают, что изображено на картинке.
Ребёнок 1. У меня получился нежный подснежник.
Ребёнок 2. У меня получилась длинная сосулька.
Ребёнок 3. У меня получилось яркое солнышко.
Ребёнок 4. У меня получился быстрый ручеёк.
5. «Посчитай».
Логопед. Молодцы, ребята, вы быстро собрали картинки и четко рассказали, что на них изображено. Предлагаю поиграть в игру «1-2-5-9». Луч весной какой?
Ребёнок 1. Луч-яркий, теплый.
Один яркий, тёплый луч; два ярких, тёплых луча; пять ярких, тёплых лучей; девять ярких, тёплых лучей.
Логопед. Сосулька какая?
Ребёнок 2. Сосулька-холодная, длинная.
Одна холодная, длинная сосулька; две холодных, длинных сосулек; пять холодных, длинных сосулек; девять холодных, длинных сосулек.
Логопед. Птичка какая?
Ребёнок 3. Птичка- маленькая, певучая.
Одна маленькая, певучая птичка; две маленькие, певучие птички; пять маленьких, певучих птичек; девять маленьких, певучих птичек.
Логопед. Ручеёк какой?
Ребёнок 4. Ручеёк-быстрый, проворный.
Один быстрый, проворный ручеёк; два быстрых, проворных ручейка; пять быстрых, проворных ручейков; девять быстрых, проворных ручейков.
6. Физкультминутка.
Логопед. Настало время отдохнуть. Выходите на ковер и поиграйте вместе со мной в игру с движением «Подснежник».
За окном сосулька тает,
Дети стоят в кругу и 4 раза подпрыгивают
На носочках, руки-на поясе.
Ветер тучи рвет в клочки.
Машут над головой руками.
По земле ручей – затейник
Наклоняются вперед и машут
Ловко крутит завитки.
Руками влево-вправо.
Из-под снега посмотри-
Дети присели,
Пробираются цветы.
Сложили ладошки вместе,
Нежные подснежники
Медленно встают,
Раскрыли лепестки.
Раскрывают ладошки,
Разводят руки в стороны.
7. Загадка.
Логопед. Отдохнули мы немножко, а теперь пойдем к окошку.
Вы в окошко посмотрите, и отгадку там найдите.
Логопед читает загадку:
Висит она вниз головою,
Не летом висит, а зимою,
Как солнце её припечёт,
Растает она и умрёт!
Дети. Это сосулька.
Логопед. Хорошо. А как вы это поняли?
Дети. Сосулька висит на крыше вниз «головой», когда весной начинает пригревать солнышко, сосулька начинает таять, капает капельками, пока не исчезнет совсем.
Логопед. Правильно. Так что же мы слышим, когда тают сосульки?
Ребёнок. Мы слышим капель.
8. «Подбери похожие слова».
Логопед. Давайте подберём похожие слова. Как можно назвать маленькую каплю?
Дети. Капелька.
Логопед. А когда их много это?
Ребёнок. Капельки.
Логопед. Что делают капельки?
Ребёнок. Капают.
Логопед. Раз они капают, значит они какие?
Дети. Капающие.
Логопед. Да, верно. Давайте ещё раз повторим все похожие слова.
Дети. Капать, капель, капля, капелька, капельки, капающие.
Логопед. Правильно! Вы отлично справились с заданием!
9. Релаксационная пауза.
Логопед. Предлагаю вам немножко отдохнуть. Выходите на ковер и прилягте. Послушайте красивую музыку и представьте весну.
Дети, ложатся на ковер и закрывают глаза. Звучит музыка.
10. «Составь схему».
Логопед. Осталось последнее задание. Садитесь за стол. Перед вами карточки. Нужно составить с картинкой предложение. А потом выложить его схему.
Дети получают карточки (Подснежник, ручей, грачи, почки).
По очереди составляют предложения, логопед их корректирует, затем все дети выкладывают схему предложения из раздаточного материала. (Прямоугольников, один из которых имеет высокое начало, обозначающее заглавную букву).
11. Окончание занятия.
Логопед оценивает работу детей, предлагает им вспомнить, чем занимались на занятии.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по художественно - эстетическому воспитанию. Аппликация "Подснежник"
Конспект НОД в старшей группе ДОУ на весеннюю тематику
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП в детском саду на тему: Весна
Конспект НОД в старшей группе ДОУ. Путешествие в весенний лес
Похожие статьи:
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе ко Дню прилёта птиц - 22 марта
Конспект музыкального занятия в детском саду для детей старшей группы на тему «Мир через спорт»
Наблюдение за небом и облаками в старшей группе весной
Прогулка «Перелетные птицы». Старшая группа. Весна
Наблюдение «Деревья и кустарники весной». Старшая группа