Мастер-класс по подготовке детей к обучению грамоте: «Путешествие по стране звуков и букв» в подготовительной группе для детей с ОНР
Цель мастер – класса:
• сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов групп в рамках коррекционно – развивающего занятия;
• научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
Содержание
1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте. Теоретическая часть.
2. Занятие «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л».
3. Игры и упражнения по закреплению оптического образа буквы в домашних условиях.
4. Список литературы
1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте. Теоретическая часть.
(слайд 1-2)
Логопед.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте по теме «Звуки Л, Ль. Буква Л». Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.
(слайд 3)
-Начнем с того, что огромную роль в становлении речи играет фонематический слух. Фонематический слух это, своего рода, смысловая сторона речи. В норме фонематический слух полностью формируется к 2,5 годам. Недостаточность развития фонематического слуха ведет к нарушению развития речи в целом.
- Нарушению звукопроизношения;
- Нарушению лексико – грамматического строя речи;
- Нарушению связной речи.
Последствиями нарушения фонематического слуха могут являться: дислексия-нарушение процесса чтения и дисграфия- нарушение процесса письма.
2. Занятие по подготовке к обучению грамоте
Тема: «Звуки Л – Ль. Буква Л».
1. Организационный момент.
Логопед.
-Сегодня на занятии мы с вами почувствуем себя детьми. Мы отправимся в путешествие по стране звуков и букв-в «Царство речи».
- Во время путешествия мы будем преодолевать различные препятствия и трудности. А встретят нас в этой стране звуки, а какие догадайтесь.
Загадки:
(слайд 4)
(
По ходу отгадывания загадок на слайде появляется картинка – отгадка. )
- Вы догадались, о каких звуках сегодня на занятии будет идти речь?
- Сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Л, ЛЬ».
2. Основная часть
(слайд 5)
Логопед.
- Сначала давайте познакомимся со звуком «Л».
«Л» - это имя звука, а каждое имя надо произносить четко и правильно. А чтобы четко его произносить давайте, выполним упражнение.
- Возьмите зеркала. Позу удерживаем. Не торопимся. Каждое упражнение повторяем 3-4 раза. Потом расслабляемся, отдыхаем, сглатываем слюну.
«Заборчик» -зубки вместе, рот широко улыбается.
«Хоботок» - зубки вместе, переводим губки вперёд, округляем их.
«Заборчик» - «Хоботок»
«Качели» - кончик языка тянем то вверх, на верхнюю губу, то вниз- на нижнюю губу.
«Маляр» - рот приоткрыт и улыбается, язык движется по нёбу вперёд-назад. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Болтушка» - рот приоткрыт, язык делает быстрые движения вперёд-назад как бы цепляясь за верхнюю губу.
Артикуляция звука: (работа с зеркалами)
Логопед.
Произнесем звук «Л».
Разбор артикуляции звука.
При произнесении этого звука рот приоткрыт, губы немного улыбаются, кончик языка упирается, а затем отталкивается от верхних передних зубов с выдохом воздуха. Горло работает.
Работа по схеме (характеристика звука).
(слайд 6)
Звук Л – согласный, твердый, звонкий. Обозначаем синим цветом.
- Но звук «Л» не живет один в этой стране, у него есть младший брат звук «Ль».
Произнесем звук «Ль».
Разбор артикуляции звука.
При произнесении этого звука рот приоткрыт, губы улыбаются немного сильнее, чем на твёрдый звук Л, широкий язычок располагается за верхними зубами, кончик языка как бы скользит по верхним передним зубам с выдохом воздуха. Горло работает.
Работа по схеме (характеристика звука).
(слайд7)
Звук Ль – согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем зелёным цветом.
Логопед.
- чтобы попасть в страну звуков и букв «Царство речи», надо правильно произнести «заклинание».
Игра
«Повтори не ошибись»
ла-ла-ля
ло-ло-лё
лу-лу-лю
лы-лы-ли
лэ-лэ-ле
ля-ля-ла
лё-лё-ло
лю-лю-лу
ли-ли-лы
ле-ле-лэ
Логопед.
- Вот мы с вами и очутились в стране звуков и букв. Посмотрите, сколько разных звуков живет в этой стране. Кто вспомнит, какие мы ищем звуки?
(слайд 8)
Игра
«Внимательные ушки»
- Давайте попробуем поймать звук «Л». Будьте внимательны, мы ловим твердый звук.
Звуки: П, Л, Б, БЬ, С, М, ЛЬ, Л, К, Л, Р, Л.
Слоги: ЛА, ПА, РЫ, ОЛЬ, АЛ, ЛУ, БЭ, ЛЮ, ЛО, ЛЭ.
Слова: лак, ранец, лимон, пол, книга, столы, веник, стул, лист, школа.
Игра
«Подарки для звука»
- Звуки «Л» и «Ль» любят подарки. Как вы думаете, какие подарки любят звуки? (Слова, в которых живут звуки «Л», «Ль»).
- А теперь вспомните сами слова со звуками «Л», «Ль». Со звуком Л мы подарим подарки лошадке, а со звуком Ль – лягушке.
2. Физ. минутка
Игра
«Скажи наоборот»
Логопед.
- Посмотрите, мы с вами очутились на волшебной полянке. - Все дети мечтают быть волшебниками, и мы сегодня научимся маленькому волшебству, мы будим превращать твердые звуки в мягкие, а мягкие в твердые. Я буду бросать вам мяч и произносить слог с твёрдым звуком л или с мягким звуком Ль, а вы будете бросать мяч мне обратно. При этом меняя звук с твёрдого Л на мягкий Ль и наоборот.
Ла-…ля, ло-…лё, лу-…лю, лы-…ли, лэ-…ле
Ле-…лэ, ля-…ла, ли-…лы, лю-…лу, лё-…ло
Игра «Прятки со звуком»
Логопед.
- Звуки «Л» «Ль» любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, середине и в конце слова.
- Давайте вспомним, каким цветом мы обозначим твердый звук «Л»? (Синим). Произнесите звук Л твердо. Найдите фишку нужного цвета. Каким цветом мы обозначаем мягкий звук «Ль»? (Зелёным). Произнесите звук Ль мягко. Найдите фишку нужного цвета.
(Работа со схемой + раздаточный материал)
Слова: Лось, осёл, колбаса, бутылка, стол, лук.
Лиса, палец, лист, соль, кисель, сосулька.
Логопед.
Работа с буквой
(слайд 9)
- Посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звуков. Все звуки в этой стране живут в домиках, а дом для звука- это буква. Как вы думаете в каком домике живут звуки Л, Ль?
Разбор элементов
- Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик для наших звуков. Букву Л можно написать по-разному. Если её написать из двух длинных палочек, которые соединяются вверху вместе, то она похожа на какую букву? (На букву А. только нет «перекладинки»). А ещё её можно написать вот так: Длинная палочка слева с маленьким полукруглым хвостиком внизу, длинная палочка справа, вверху «перекладинка». На какую в этом случае похожа буква Л? (На букву П только без полукруглого «хвостика» внизу).
Работа с крупой:
- Сейчас, я предлагаю вам нарисовать портрет буквы Л тем способом, который вам больше понравился.
А сделаем мы это, необычным способом. Рисовать мы его будем на манке. Пишем палочки из которых состоит буква Л сверху вниз. Но, сначала прорисуем эту букву двумя способами в воздухе.
(Логопед показывает движения, все повторяют, затем самостоятельно пишут букву по манной крупе).
Логопед.
- Молодцы, у вас получились замечательные портреты.
Игра
«Зашифрованные слова»
Логопед.
- Вот и подошло к концу наше путешествие и нам пора возвращаться. Но для того чтобы вернуться нам надо выполнить последнее задание разгадать зашифрованные слова.
(слайд 10)
- Составьте слова из предложенных слогов. (Пи-ла, ла-па, лы- жи, ли-па, ли-са, си-ла, по-ле).
Вывод.
Логопед.
-Вам понравилось наше путешествие в «Царство речи?» Что запомнилось и понравилось больше всего? (Родители отвечают). Мы показали вам разные приёмы по изучению и закреплению буквы и звуков, которыми вы можете пользоваться дома занимаясь с детьми.
Список литературы:
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 160 с. + цв. вкл. 48 с.
2. Гомзяк О.С. «Говорим правильно» Альбом упражнений по Обучению грамоте детей подготовительной к школе логогрупп
3. Миронова Н.М. «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы». Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями.
4. Миронова Н.М. «Планы – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
5. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 136 с.
6. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 704 с.
7. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002 . – 240 с.
8. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Обучение грамоте в подготовительной группе
Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной к школе группе. Обучение гра
Конспект занятия по предшкольной подготовке. Тема: Звуки л