Конспект урока по литературному чтению для 1 класса (обучение грамоте)
Тема «Звук [ж], буквы Ж, ж. Закрепление. УМК «Школа России»
Урок литературного чтения в 1 классе (обучение грамоте) по теме «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление.
Автор: Иванова Светлана Владимировна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ Голынковская средняя школа Руднянский район Смоленская область
Описание материала:
Предлагаю конспект урока по литературному чтению для 1 класса (обучение грамоте)
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы В.Г.Горецкого. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, работающим по УМК «Школа России». На уроке используется фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Есть Презентация к уроку.
Тема урока: «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление.
Цель урока: Закрепление знаний о звуке [ж], буквах «Ж, ж»;формирование навыка правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Закрепить знания о всегда твёрдом согласном звуке [ж];
2. Формировать навык плавного, выразительного, слогового чтения слов, предложений и текстов с изученными буквами;
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух, память, речь, внимание, наблюдательность, умение анализировать;
2. Развивать познавательную активность и обогащать словарный запас;
3. Развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные:
1. Воспитывать коммуникативные качества обучающихся;
2. Прививать навыки правильного речевого общения (умение слушать и вступать в разговор);
3. Воспитывать интерес и желание учиться;
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Личностные УУД: формирование умения определять общие правила поведения;
формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль; формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.
Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Форма урока: урок - путешествие
Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание); игровые;
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
проблемное обучение (частично – поисковое).
Методы: игровой метод, метод беседы
Программные средства: комплект методических пособий УМК « Школа России»
Оборудование: индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв; предметные рисунки; набор букв и слогов; домик с буквами; дидактический материал для коллективной работы; компьютер, мультимедийный проектор; презентация, выполненная в программе MicrosoftOfficePowerPoint$ ; мяч; корзинка; наборное полотно; вагончики.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок!
Наши ушки на макушке
Глазки широко раскрыты.
Идя к заветной цели
Работать будем дружно.
Сегодня на уроке
Нам много сделать нужно!
II. Развитие речевого аппарата.
1. Дыхательная гимнастика
* Упражнение «Пятёрочка»
(при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)
2. Артикуляционная разминка
*Упражнение «Хомячок» (плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.)
* Упражнение «Пчела» (глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя жужжание пчелы: ж-ж-ж-ж-ж)
III. Включение в учебную деятельность.
- Какая буква вчера вселилась в домик? (Буква Ж) (слайд №2)
- Кто запомнил стихотворение про букву Ж? (слайд №3)
( Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук :
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!)
IV. Активизация знаний учащихся. Целеполагание.
1. - Что вы знаете о звуке [ж]? Дайте ему характеристику.
(Звук [ж] согласный, шипящий, звонкий парный, всегда твёрдый, на письме обозначается буквой Ж)
- Буква Ж собирается « убежать» из домика, но мы не можем этого допустить. Мы должны «догнать» её и
«вернуть» в домик.
2. «Бег по цветным дорожкам» - чтение слогов в прямом и обратном направлении.
Буква Ж убегает по оранжевой дорожке (Класс читает хором – ЖИ), по жёлтой дорожке (класс читает
– ЖУ), по зелёной дорожке (ЖА), по красной дорожке ( ЖО), по синей (ЖЕ).
3. Чтение чистоговорок (за учителем) (слайд №4)
жа-жа-жа – в трубе осела сажа;
жу-жу-жу – я на стульчике сижу;
же-же-же – дождь прошёл уже;
жи-жи-жи – папа наточил ножи;
жо-жо-жо – в комнате свежо;
- Какой звук чаще всего повторяется в этих словах? [ж].
- Кто из вас сможет сказать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке , какова цель нашего урока?
(Продолжать знакомиться с буквами Ж, ж и звуком [ж], читать и составлять слоги, слова и предложения, в которых есть данная буква.)
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые звуки (Ж-Ш)
-Дайте им характеристику
(парные согласные, обозначают звуки – Ж - тв.звук (Ж), звонкий, шипящий
Ш - тв.звук (Ш), глухой, шипящий)
- Какое правило мы должны помнить о их правописании ?
(Жи – Ши - пиши с И)
-Назовите слова с данной орфограммой
(ножи, мыши, камыши, лыжи, чижи и т.д.)
V. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Игра «Определи звук»
Учитель произносит слова. Если в слове слышится звук [Ж] дети
приседают, в случае его отсутствия – встают и поднимают руки вверх.
(Сугроб, лыжи, крылья, жесть, девочки, снежинки, пушинки, шапка, Жанна)
VI. Работа по теме урока.
1. - Буква Ж отправляется в путешествие. Она вас приглашает с собой.
- Вы готовы отправиться в весёлое путешествие с буквой Ж?
- Сейчас Буква Ж проверит вашу готовность.
(Учитель бросает каждому ученику мяч, дети возвращают мяч со словом, в котором есть звук [ж])
2. - Скажите , на чём можно путешествовать? ( ответы детей)
- Отгадайте, на чём мы будем путешествовать.
- Составить слово: ( слайд №5)
- Мы отправимся в путешествие на поезде (слайд № 6)
3.- А кто же машинист нашего поезда?
- Буква Ж спрятала машиниста в корзинку. Слышите, какой из корзинки раздаётся шум, охи, жужжание, рычание, удивление…
-Что в корзинке? (Звуки!)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Как их различить? (ответы детей)
-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?
(Ударные и безударные).
- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки?
(Твёрдые и мягкие; звонкие и глухие).
4. Игровое упражнение «Поймай звук»: [ж у р а в л ь]
Дети составляют слово в разрезной азбуке, находят ударный слог. Вот и машинист нашего поезда.
(Появляется картинка с изображением журавля) (слайд № 6)
5. Чтобы войти в вагон, надо иметь билет (раздаю карточки – билеты, с изображением разных предметов), составьте звуковой анализ слова на индивидуальном наборном полотне.
- У кого такой билет? (слайд №7)
- Вы будете путешествовать в зелёном вагоне.
Вот ваш проводник (появляются буквы на ножках) (слайд №7)
К Ж У
(дети составляют слово и появляется картинка с изображением жука) (слайд №8)
- У кого такой билет? (слайд № 9)
- Вы будете путешествовать в синем вагоне.
- Вот ваш проводник (появляются буквы на ножках) (слайд №9)
А А Б Ж (ЖАБА)
(дети составляют слово и появляется картинка с изображением жабы) (слайд №10 )
- У кого такой билет? (слайд №11)
- Вы будете путешествовать в красном вагоне.
Вот ваши проводники
( появляются буквы на ножках) (слайд 11)
Е И Ж (ЕЖИ)
(дети составляют слово и появляется картинка с изображением ежей) (слайд №12)
- Все готовы?
(на слайде появляется изображение поезда) (слайд №13)
VII. Физкультминутка
Вот наш поезд едет
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Пыхтит паровоз
Далеко – далеко
Ребят он повёз.
(Ребята имитируют руками движение колёс)
III. Продолжение работы по теме урока.1 станция «Прочитайкино»
(слайд №14)
- Вас встречает:
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится… (жираф) (слайд №15)
Жираф приготовил для вас задания:
1. Чтение по слоговой таблице:
САЖА, ЛУЖИ, ЖАРА, ЧИЖИ, НОЖИ
2. Работа над текстом по Азбуке, стр.25
1). Подготовка к чтению:
РАЗБЕЖАЛИСЬ
ОСТОРОЖНО
ПЛАТОЧКОМ
2). Жужжащее чтение
- Назвать слова, в которых есть буква Ж
3). Чтение вслух «цепочкой» по предложениям
4). Беседа по прочитанному:
- Во что играли дети?
- Кто был Жмуркой?
- Кого догнал Женя?
- Как можно озаглавить рассказ?
5). А что могло произойти дальше?
( рассказы детей)
6). «Не подведи свой ряд» (чтение рассказа «Жмурки», по одному человеку от ряда)
3. Игровое упражнение «КТО – ГДЕ» (наборное полотно). Работа в паре.
- Закончи правильно предложение.
Ежи в болоте.
Мыши в небе.
Ужи в поле.
Стрижи в реке.
Ерши в лесу.
2 станция «Угадайкино»
(слайд №16)
Ученик читает загадку на слайде: (слайд №17)
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения!
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (жаворонок) (слайд №18)
- Составить слово-отгадку в разрезной кассе букв и слогов.
- Из букв данного слова составить новые слова
( кора, кожа, ров, нож, корона, ворон, корова, нора, жар, кран,
норка, крона, ворона)
3 станция «Отдыхайкино»
Музыкальная пауза. (слайд №19)
Мы едем, едем, едем в далёкие края,
Хорошие соседи, счастливые друзья.
Нам весело живётся, мы песенку поём,
И в песенке поётся о том, как мы живём.
Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота,
Чижика, собаку, петьку - забияку,
Обезьяну, попугая, вот - компания какая!
Вот - компания какая!
4 станция «Скороговоркино»
(слайд №20)
- Составить из слов скороговорку: ( слова-карточки стоят на наборном полотне)
увидев, на, волка, задрожали, зайки, лужайке
(Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.)
(на слайде появляется картинка) (слайд №21)
-Какой вопрос можно задать к словам: зайки, волк? (КТО?)
-Как мы будем называть такие слова? (одушевлённые, нарицательные)
- Какой вопрос можно задать к слову: лужайка? (ЧТО?)
- Как мы будем называть такие слова? (неодушевлённые нарицательные)
- Учимся читать скороговорку:
- первый раз – читай медленно, чётко проговаривай звуки;
- второй раз – с обычной скоростью;
- третий раз – как можно быстрее;
5 станция «Играйкико»
(слайд №22)
- Игра «Четвертый лишний» (слайд №23)
- Найдите лишнее слово
1. журавль, желудь, жираф, еж ( жёлудь- растение)
2. Женя, жук, Жанна, Жучка (жук-насекомое) (слайд №24)
6 станция «Сюрпризово»
(слайд №25)
- Буква Ж приготовила вам сувениры. Они едут в последнем вагоне.
На слайде ( №26) картинки: скворечник, ножницы, ель, жёлудь, индеец, ножи, клещи, арбуз
- Возьмите первый звук от каждого слова и положите его в ладошку.
- Произнесите получившееся слово шёпотом, а теперь подбросьте его вверх и громко позовите:
СНЕЖИНКА! (слайд №27)
Раздаю каждому ученику снежинку (пластмассовая). К ней прикреплена записка:
Стала СНЕЖИНКА
Буквою Ж,
Солнце её
Не растопит уже!
(Читают хором)
IX. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие.
- Давайте подведём итог нашего урока.
-Чем сегодня занимались на уроке? (продолжали изучать букву
Ж, находили эту букву в словах, составляли звуковой анализ слов,
читали слова и предложения )
X. Рефлексия деятельности.
- Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что буква Ж…»
(Всегда в русском языке твёрдая, шипящая, звонкая)
- Как пишутся сочетание жи - ши?(с буквой И)
Самооценка учащихся.
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то покажите его на
СМАЙЛИКАХ.
- Продолжите мои предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
- Спасибо всем за урок. Вы у меня МОЛОДЦЫ! (слайд №28)
- Урок окончен.
Презентация на тему: Буква Ж,ж. Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ж, ж
Рекомендуем посмотреть:
Обучение грамоте 1 класс
Конспект урока 1 класс "Обучение грамоте" УМК "Школа России"
Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса
Урок литературного чтения, 1 класс
Похожие статьи:
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок – деловая игра
Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе
Урок – игра по обучению грамоте в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида