Конспект внеклассного мероприятия «Города – герои».
Урок мужества для учащихся 4-5 классов.
Автор: Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель интерната, ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия, посвящённого городам-героям. Данный материал может быть полезен учителям начальной школы, воспитателям интернатов. Продолжительность мероприятия 45-50 минут.
Цель: Знакомство с героическими страницами городов, получивших в годы Великой Отечественной войны звание Героя и защитниками Родины, чьи имена неразрывно связаны с этими городами.
Задачи:
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине,
Пробуждать интерес к событиям Великой Отечественной войны,
Формировать навыки выразительного чтения,
Развивать логическое мышление.
Предварительная работа:
Конкурс ребусов «Города-герои»,
Просмотр презентации «Блокада Ленинграда»,
Просмотр фильма «Жила-была девочка»,
Просмотр отрывка из фильма «Иди и смотри» (сожжение деревни),
Чтение отрывка из книги Кассиля «Улица младшего сына» о Володе Дубинине,
Чтение книг о Великой Отечественной войне.
Оформление:
Заголовок «Города – герои»,
Карта,
Иллюстрации о войне,
Портреты Пети Клыпы и Володи Дубинина,
Таблички с названиями городов – героев,
Табличка с определением города-героя,
Табличка с датами начала и конца В.О.войны,
Выставка книг (в ходе мероприятия педагог показывает книги о рассказываемом городе-герое).
Ход мероприятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Наш классный час проходит накануне великого праздника. О каком празднике идёт речь? Когда он празднуется? (Ответы детей)
Педагог: Да, ребята. Именно 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война, которая длилась 1418 дней и ночей. Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной стали местами ожесточенных сражений, местами массового героизма людей. 13 городов стали городами-героями.
В дни грозных битв и мирного труда
Моя Отчизна славилась героями,
Но вписаны особою строкою
В историю герои-города.
Педагог: Ребята, как вы думаете, за что присваивалось звание город – герой?
(Ответы детей)
Почетное звание «Город-герой» присваивалось Указом Президиума Верховного Совета СССР тем городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны.
Педагог: Ребята, вы уже узнали названия этих городов, отгадывая ребусы.
Какие города-герои вы узнали? (Ответы детей) Сегодня мы поговорим о каждом из этих городов. Одновременно мы сможем увидеть на нашей карте, где расположены эти города.
Педагог: Первым принял на себя удар врага город
Брест. В городе-крепости оставался гарнизон наших солдат, которые приняли решение не сдаваться. Около месяца им удавалось держаться и вести бой. “Умрем, но из крепости не уйдем!”, – такую клятву дали себе защитники Брестской крепости. Отрезанные от всего мира, без капли воды, без запасов продовольствия, они сражались до последнего патрона. Среди них был и юный герой Петя Клыпа.
Ученик:
Над Брестскою Крепостью стихла природа,
Тревожная тишь наступила вокруг.
Мальчишка-трубач музыкантского взвода
Собрался рыбачить на Западный Буг.
Но вместо будильника, все разметая,
Снаряд разорвался в казарме полка,
И храбрый орлёнок, винтовку хватая,
Мгновенно настроился встретить врага.
Ревели моторы, стреляли мортиры,
И в этот смертельный и огненный час
Бесстрашный малец, козырнув командиру,
С достоинством выполнил первый приказ.
Поднявшись наверх, где опасность грозила,
Туда, где особенно страшен обстрел,
Всё-всё, что творила фашистская сила -
Внизу и на небе,- разведать сумел.
С огромным успехом ходил он в разведку,
При штабе связным временами служил,
Стрелял не по юному возрасту метко,
Патроны, гранаты солдатам носил.
Заботясь о детях, худых и голодных,
Последний кусок сухаря отдавал
И, дух поднимая бойцов измождённых,
Любимую песню свою напевал.
Тот мальчик был Родины доблестным сыном,
Такой же прекрасный он был человек.
И многим в стране пионерским дружинам
Дано его доброе имя навек.
Автор: Наталья Гунько
(Каждый раз после знакомства с городом, на доску и на карту крепится его названия).
Педагог: В первые же дни войны фашисты захватили город
Минск - столицу Белоруссии. Вы видели отрывок из фильма «Иди и смотри» о зверствах гитлеровцев на территории Белоруссии. На территории всей республики, так же как и в Украине действовали партизанские отряды, а в Минске - подпольные организации. Минск стал адом для оккупантов.
Ребята, у вас на столе лежат карточки. Давайте прочитаем, какую же работу проводили подпольщики под носом у врага.
Печатали и расклеивали листовки.
Затягивали и плохо производили ремонт военной техники.
Выпускали газеты.
Убивали гитлеровцев на улицах города.
Посылали партизанам оружие, продовольствие, медикаменты.
Нарушали телефонную связь.
Выводили из строя станки и инструменты.
Поджигали немецкие предприятия.
Педагог: Ребята, а сейчас послушайте песню, которую народ сложил в первые дни войны. (Слушают песню «22 июня ровно в 4 часа»)
Педагог: Гитлеровцы хотели захватить
Киев, отрезать от Советского Союза всю Украину, а её богатства присвоить себе. С первого же дня войны фашисты беспрерывно бомбили город. Через месяц они уже были под Киевом, собираясь захватить город с ходу, но встретили ожесточенное сопротивление. Почти три месяца шли бои за Киев, фашисты вынуждены были наступать в обход Киева. Чтобы наши войска не оказались в окружении, 19 сентября Киев был оставлен. Но время врага было упущено и план молниеносной войны сорван. Но Киев продолжал сражаться, в городе действовали подпольные группы, а по всей Украине создавались партизанские отряды, которые уничтожали фашистов, делая смелые вылазки, взрывали склады с оружием, немецкие эшелоны и мосты.
Педагог: В сентябре немецкая армия начала наступление на Москву, которую надеялись захватить до зимы. Гитлер приказал «…сровнять Москву и Ленинград с землёй, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение всей зимы…» Но тут на пути фашистов встали города
Смоленск и
Тула. Героически сражалась наша армия, защищая столицу Родины, немало полегло здесь вражеских солдат. За это фашисты жестоко расправились с мирными жителями. Захватив Смоленск, немцы за время оккупации в городе и окрестностях расстреляли более 135 тысяч мирных жителей и военнопленных, ещё 80 тысяч граждан было насильно вывезено в Германию. В Тулу врагам не удалось войти. Жители же Тулы, находясь практически в полном окружении, умудрились отремонтировать 90 танков, более сотни артиллерийских орудий, а также наладить массовый выпуск минометов, автоматов и винтовок. Благодаря стойкости и мужеству жителей этих городов фашистам не удалось до зимы захватить в Москву.
Педагог: Сотни тысяч москвичей так же встали на защиту своего города, строили оборонительные сооружения, возводили на окраинах города баррикады. Рабочие столичных заводов ковали оружие для фронта. «В боях за
Москву – мы все москвичи», под таким девизом вся страна встала на защиту столицы своей любимой Родины.
Ученик:
Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле
Как знак, что в этот час родней
С Кремлем моя земля,
И даже кажутся тесней
Дома вокруг Кремля.
На окнах белые кресты
Мелькают второпях,-
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.
И каждый взрыв или пожар
В любом твоем дому
Я ощущаю, как удар
По сердцу моему.
И чертят небо над Москвой
Прожекторов лучи.
И от застав шагают в бой
Родные москвичи...
Автор: Кульчитский
Педагог: Не удалось Фашистам до зимы уничтожить и
Ленинград. Как немцы решили покорить город?
Дети: Объявили блокаду.
Педагог: Ребята, мы с вами видели фильм и презентацию о блокаде Ленинграда. Что вы запомнили из этого фильма и презентации? (Ответы детей)
Педагог: Давайте споём песню о маленьких защитниках этого города.
Педагог вместе с детьми исполняет песню из кинофильма «Зелёные цепочки»
В далёком, тревожном военном году
Под град канонад у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
Осталась на парте раскрытой тетрадь,
Не выпало им дочитать, дописать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь двенадцать,
Но были они ленинградцы.
- Сейчас этот город называется
Санкт-Петербургом.
Педагог: Чтобы бороться с врагами, надо было обеспечить армию оружием и продовольствием. И нам в этом помогали Англия и Америка. Важные груза поступали через
Мурманск.
Презентация.
2 слайд - В годы Великой Отечественной войны через Мурманск проходили грузы из стран, которые помогали нашей стране. Гитлер хотел овладеть городом в течение нескольких дней.
3 слайд - Мурманск в течение сорока месяцев подвергался вражеским атакам с суши и с воздуха, однако прифронтовой город сдерживал этот натиск.
4 слайд - Дважды немецкие войска наступали на Мурманск, но оба наступления провалились, после чего враг атаковал его с воздуха, совершая в отдельные дни до 15-18 налётов. В общей сложности за годы войны на город было сброшено 185 тысяч бомб и совершено 792 налета.
5 слайд - 7 октября 1944 года советские войска начали в Заполярье наступательную операцию, в результате которой немецкая группировка была разгромлена. Даже мощные оборонительные сооружения не спасли гитлеровцев.
6 слайд - К концу Великой Отечественной войны город был разрушен практически полностью. Сохранились лишь портовые сооружения и три здания в городе.
Педагог: Гитлеру и его армии так же нужны были продукты и горючее для их техники. И он поставил цель: захватить юг страны, где есть нефть и хлеб. А ключ к этому району –
Сталинград. Так же Гитлер хотел овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию. Летом 1942 года враг начал наступление на город, который стоит на красивейшей реке Волге. «За Волгой для нас земли нет. Здесь – судьба России». Под таким девизом сражались наши солдаты. Борьба шла за каждую улицу, каждый дом. На весь мир известен дом Павлова. Более 50-ти суток сержант Павлов вместе с бойцами держали оборону дома, но не сдали его врагу. Фашистам не удалось прорваться за Волгу. Под Сталинградом их окружили и взяли в плен
Сюжет из фильма «Великий перелом» - схватка с фашистами в одном из домов (1час29мин. – 1час31мин.).
Педагог: Фашистам не удалось прорваться за Волгу. Под Сталинградом их окружили, разгромили, а сдавшихся взяли в плен. Сейчас этот город называется
Волгоград.
Педагог: Если с Севера фашисты пытались захватить Мурманск, то на южном побережье ему необходимо было покорить несколько городов, каждый из которых дал отпор врагу. Но особенно досталось фашистам под
Одессой и
Севастополем. Одесса больше двух месяцев сдерживала врага. Немцы захватили водопроводную станцию и лишили жителей города воды, но город продолжал сражаться. Оборона Одессы имела очень большое значение, так как враг потерял под Одессой почти 160 тысяч солдат и офицеров.
Педагог: Другой черноморский город-порт Севастополь держал оборону 250 дней.
Глубоко под землей был построен целый город: госпитали, школы, детские сады. На подземных заводах делали оружие, в мастерских ремонтировали технику. (иллюстрация)
Ученик читает рассказ Алексеева «Константиновский равелин».
Педагог: Дорогу на Кавказ к нефти и хлебу гитлеровцы хотели проложить не только через Сталинград. С этой же целью он пытался захватить города
Новороссийск и
Керчь. И опять фашисты встретили ожесточённое сопротивление. Если Севастополь держал оборону 8 месяцев, то защитники Новороссийска продержались больше года, и врагу не удалось полностью захватить город. Давайте посмотрим отрывок из диафильма о том, как освобождался Новороссийск.
Просмотр отрывка из диафильма Яковлева «Земля героев» в форме презентации. (Диафильм можно найти в интернете и сделать в форме презентации нужные кадры по выбору педагога. Достаточно 12-15 кадров.).
Педагог: В диафильме вы видели, что после освобождения Новороссийска наши войска направились освобождать Керчь. Город несколько раз город переходил из рук в руки. Фашистам удалось захватить его. В городе были древние каменоломни. В них укрылись несколько тысяч наших солдат и местных жителей. Здесь, в каменоломнях, они создали мощное подполье, которое вело жестокую борьбу с фашистами. Немцы опутывали каменоломни колючей проволокой, взрывали и заваливали входы, запускали в штольни газ и дым, устраивали обвалы. Несмотря на острую нехватку воды, продовольствия, медикаментов, боеприпасов, осажденные совершали дерзкие вылазки, наносили врагу удары, уничтожали его посты и танки
Послушайте воспоминания одного из героев обороны Керчи, который хотел помочь мирным жителям, отравленным удушливым газом:
Ученик: « Грудь мою что-то так сжало, что дышать совсем нечем. Слышу крик, шум... Катакомбы полны отравляющим дымом. Бедные детишки кричали, звали на помощь своих матерей. Ноте лежали мертвыми на земле с разорванными на груди рубахами, кровь лилась изо рта.
Кругом крики:
— Помогите!
— Спасите!
— Покажите, где выход! Умираем!
Но за дымом ничего нельзя было разобрать. Мы вытащили четырех ребят к выходу, но напрасно. Они умерли на наших руках.
Прошло восемь часов, а они все душат и душат. Изверг, гитлеровская мразь, посмотри на умирающих детишек, матерей, бойцов и командиров! Они не просят от вас пощады, не станут на колени перед бандитами, издевавшимися над мирными людьми. Гордо умирают за свою любимую священную Родину...»
Педагог: От газов и обвалов погибло не менее 10 тысяч человек. На всю страну стало известно имя пионера – героя. О ком идёт речь?
Дети: Володя Дубинин.
Педагог: Ребята, почему городам, о которых мы сегодня говорили, присвоили звание город-герой? (Ответы детей)
Педагог: Ребята, после войны прошло 70 лет. Но мы до сих пор говорим о Великой Отечественной войне, не забываем о её героях. Почему надо хранить память о войне? (Ответы детей)
Чтение отрывка из стихотворения.
Храните память о войне
Несётся время, не унять,
Но память в прошлое опять,
Нас возвращает, к той войне ужасной,
Всем, кто погиб на той войне,
Мы все обязаны вдвойне,
Была для нас их гибель не напрасной!
Отдали жизнь они за нас,
Не струсили в тяжёлый час,
Навеки путь фашизму преградили,
Дань отдавая нынче им,
Всех павших помним мы и чтим,
За то, что от чумы нас защитили!
Промчалось очень много лет,
Победы той не меркнет свет,
Всё сделать надо, чтоб не забывалась,
Народам страшная война,
Как много бед несла она,
Какой ценой Победа всем досталась!
Пусть помнятся всегда они,
Войны Отечественной дни,
Всем павшим, от живых поклон наш низкий,
Могилы нужно сохранять,
О подвигах не забывать,
И не гасить огонь на обелисках!
Автор: Сергей Кашлев
Ребусы.
Рекомендуем посмотреть:
Урок мужества 8 - 11 классы. Спортсмены Великой Отечественной войны
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы, 3-4 класс. Никто не забыт, ничто не забыто
Внеклассное чтение в 4 классе по теме: ВОВ
Литературно-музыкальная композиция к Дню победы для младших школьников. Сценарий
Похожие статьи:
Устный журнал ко Дню победы, 4 класс
Литературно музыкальная композиция ко Дню Победы для начальных классов
Конкурс чтецов ко Дню Победы в начальной школе, 4 класс
Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню Победы. Дела человека красят
Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню Победы. Инсценировка по рассказу Алексеева «Дедушка»