Как научить ребенка читать?
Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка»р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области.
Описание материала: Советы родителям при знакомстве ребенка с буквами и звуками родного языка.
Назначение: материал будет интересен родителям будущих первоклассников, учителям- логопедам, воспитателям.
Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?
Прежде всего, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка.
Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:
• услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
• соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
• правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит про себя;
• написать букву и правильно прочитать.
Способность к языковому анализу и синтезу помогает:
• выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;
• слог из слова;
• слово из предложения;
• соединять звуки в слог;
• составлять из слогов слово;
• из слов предложения.
Конечно, учить читать и писать ребенка должен специ¬алист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка. Для успешного обучения приведу несколько советов. Знакомить ребенка с буквами и звуками родного языка можно с 4 лет.
1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и называют — гласные. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся согласные. Попробуйте пропеть, протянуть звуки [п], [н]. Эти звуки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют — согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки — Б [б], П[п], М [м], а не Мэ, Пэ.
2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков.
Задания и вопросы
— Хлопни, когда услышишь звук [а] среди других звуков.
— Найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук.
— Кто больше назовет слов на звук [а]?
— Что могли бы рассказать о себе звуки [а], [о], а что рас¬скажут о себе звуки [п], [б] при встрече друг с другом? И так со всеми звуками.
3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим и пишем [А-А-А]
Задания и вопросы
— Какой звук я произнес¬ла?
— Как ты определил, что это звук [а]?
— Да, ты его услышал. Это буква А, которая обозначает произнесенный мною звук. На что похожа эта буква?
— Давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.
— Сколько и каких палочек нужно для буквы А.
— Одинаковой длины или разной
4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова). Гласный звук можно обозначить красным квадратиком.
5. Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки.
Задания и вопросы
— Послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки [п] — [п'], [т] — [т'].
— Как произносятся первые звуки? Твердо.
— А как вторые? Мягко.
Можно послушать, как про¬износятся твердые и мягкие звуки в словах пушинка — перышко. Твердые согласные звуки мы обозначим синим цветом, они произносятся твердо, они такие же твердые, как камень. Мягкие звуки мы произносим мягко, они такие же мягкие, как подушка, обозначим их Зеленым цветом.
Поиграйте с этими звуками. Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом — мягкий (лук — люк).
6. Мы знаем, что согласные звуки бывают твердыми, как камень, и мягкими, как подушка.
Задания и вопросы
— Послушай звуки, закрыв ушки ладошками [п]—[б]; М-[д]; [с]-[з].
— Когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что слышишь? Ничего.
— Мы знаем, что он согласный, твердый, теперь знаем, что он еще и глухой звук.
— Когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь?
— Правильно, как будто звенит колокольчик. Мы знаем, что этот звук согласный, твердый, а теперь мы узнали, что он звонкий, как колокольчик.
Когда ребенок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, только тогда можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов. Обучая детей чтению, учитывайте очень важный момент — развитие мелкой моторики необходимо для ус ешного обучения ребенка письму.
Рекомендуем посмотреть:
Как подготовить ребёнка к школе. Советы родителям
Рекомендации родителям будущих первоклассников
Физкультурно-речевой досуг для детей старшей - подготовительной группы
Развитие речи и мелкая моторика рук
Похожие статьи:
Как научить ребенка читать? Когда же он начнет читать?!
Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению
Игры на обучение чтению детей 4-5 лет
Обучение чтению дошкольников в игровой форме