Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции
Автор: Капитонова Татьяна Леонидовна - учитель английского языка МБОУ "Школа №61" г. Рязани
Описание материала: Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прививать любовь к своей малой Родине, формировать гражданскую позицию, но и нести культуру своего народа представителям других стран, воспитывает толерантное отношение к другой культуре.
Цель: развитие и передача определенной системы ценностей национальной культуры посредством иностранного языка.
Задачи:
1) познакомить с историей родного края;
2) привить любовь к родному городу;
3) сформировать гражданскую позицию;
4) научить характеризовать собственную культуру и историю для представителей других стран;
5) помочь понять сходства и отличия, существующие между культурами;
6) сформировать межкультурную компетенцию;
7) развивать творческую исследовательскую активность у учащихся.
«Как нет человека без самолюбия – так нет
человека без любви к Отечеству, и эта любовь
даёт воспитанию верный ключ к сердцу
человека и могущественную опору для борьбы
с его дурными природными, личными, семей-
ными и родовыми наклонностями»
К.Д. Ушинский
В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования молодежи, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности учащихся в единстве учебно-воспитательного процесса. Именно сегодня возрастает необходимость нравственной направленности всего процесса обучения в школе, так как возникло противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры.
Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Краеведение является тем элементом образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.
Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего города, тем самым, способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.
Непосредственное отношение к формированию мировоззрения имеют ученические исследования. Они прививают культуру умственного труда, готовят учащихся к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности, повышают сознательность и прочность усвоения краеведческих знаний.
Краеведческие уроки на иностранном языке актуальны, потому что знание иностранного языка необходимо школьникам для того, чтобы уметь характеризовать собственную культуру и историю для представителей других стран. Кроме того, знание краеведческого материала помогает лучше понять сходства и отличия, существующие между культурами, что является фундаментом межкультурной компетенции.
Разработанные мной уроки From the History of Ryazan, The Ryazan Coat of Arms, What does the name Ryazan mean?, Avdotia Ryazanochka, Evpatii Kolovrat, Sergey Esenin, I.P. Pavlov, K.E. Tsiolkovsky, The Pirogov Family, M. Saltykov-Shcedrin, Ryazan Region (General Information), Ryazan Cultural Life (The Drama Theatre,The Fine Arts Museum) позволяют учащимся повторить, обобщить и углубить краеведческие знания и одновременно развить навыки и умения иноязычной деятельности. Эти уроки рассчитаны на учащихся старших классов и проводятся в рамках изучения тем Our Motherland, Outstanding Personalities of Russia (of Ryazan). Кроме того, учащиеся занимаются поисковой работой. Ученику или группе учащихся предлагается подготовить сообщение по заданной теме, ряд вопросов по содержанию сообщения (самостоятельно или вместе с учителем). Далее на доску выписываются новые слова, имена собственные и географические названия, если они есть. Затем учащиеся класса прослушивают сообщение, отвечают на вопросы и, используя предложенные вопросы в качестве плана, рассказывают об услышанном. Таким образом, учащиеся непосредственно вовлекаются в процесс обучения, становясь субъектом обучения, а не объектом. Такое обучение в сотрудничестве благотворно влияет на повышение интереса к предмету, теме, а также влияет на повышение качества знаний.
Однако, начинать прививать любовь к родине и формировать у учащихся гражданскую позицию нужно как можно раньше. Поэтому часть уроков адаптирована для учащихся начальной (4 класс - пролицейский) и средней школы (6 класс - общеобразовательный). На данном этапе у учащихся уже сформированы умения и навыки в использовании таких видовременных форм глагола, как Present Simple, Present Progressive, Past Simple, Future Simple, а также ребята изучили количественные и порядковые числительные, что позволяет им оперировать датами, степени сравнения прилагательных, при помощи которых они могут сравнивать различные явления. Всё это позволяет проводить уроки, связанные с историей родного края: “What does the name Ryazan mean?”, The Ryazan Coat of Arms, Avdotia Ryazanochka, Evpatii Kolovrat, Sergey Esenin. Выбор данных уроков связан с тем, что учащиеся хорошо знакомы с творчеством своего знаменитого земляка-поэта С. Есенина. Кроме того, ребятам интересны былины о подвигах своих соотечественников, как бесстрашных воинов, так и простых людей, способных в тяжёлые для их родины времена проявлять стойкость и героизм. Таким образом, героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Эти уроки вызывают неподдельный интерес у учащихся, что видно из проведённого анкетирования. Более 80% учащихся отмечают, что им интересны данные темы и хотелось бы, чтобы подобные уроки проводились как можно чаще.
Обучение основано на принципах сознательно-коммуникативного метода, что находит выражение в формулировке целей уроков, их структуры и подборе упражнений и видов учебной деятельности. Краеведческое содержание подается в виде текстов об истории Рязани для чтения с последующим обсуждением. Методика работы нацелена на развитие всех видов речевой деятельности: развиваются умения в чтении и устной речи на основе краеведческого материала, уделяется внимание развитию лексических навыков, развитию умения перифраза, также навыков и умений в переводе. На уроках учащиеся работают с фотоматериалами и иллюстрациями. Предлагаются задания такого типа: дай информацию об увиденном; скажи, какие новые сведения ты узнал. Кроме того, на уроках учащиеся прослушивают высказывания на иностранном или русском языке и переводят их: сначала ученики переводят отдельные словосочетания, затем предложения с ними и целые монологи.
Предложенные уроки нацелены на развитие и передачу определенной системы ценностей национальной культуры посредством иностранного языка.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеклассного занятия для 4-5 класса. Мой Кузбасс
Конспект урока литературного краеведения в 8 классе
Мой город – город трудовой славы. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней груп
Конспект урока по краеведению для 2 класса по теме «Заповедники Мурманской области»