Конспект занятия в начальной школе "Лес - наше богатство"
Цель: расширить представление обучающихся о лесе; воспитывать бережное отношение к лесу.
Назначение. Занятие проводится в ГПД начальной школы. Можно использовать на уроках по окружающему миру.
Ход занятия
Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Воспитатель: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Ребята, кто из вас бывал в лесу? Чем он вам нравится? Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Человек многим обязан природе в лесу. Лес – наше богатство. Это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
С ранней весны и до поздней осени в лесах цветёт много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник.
Ученик: Выглянул подснежник в полутьме лесной,
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть ещё над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на спящей речке неподвижен лёд,-
Раз пришёл разведчик, и весна придёт.
Ученик: Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.
Мне кажется, его задень – он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы вокруг.
Воспитатель: Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние лесные цветы. Ребята, какие вы знаете лесные цветы?
(Ответы учащихся: колокольчики, васильки, одуванчики, гвоздики…)
Ученик: Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится в беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
Он заметный, золотой, постарел и стал седой,
И как только поседел, вместе с ветром улетел.
(Песня «Одуванчик»)
Воспитатель: Между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека имеется тесная связь. Например, сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, значит, одна сова спасёт в год тонну хлеба!
Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров. Птицы – лесные доктора.
Ученик: Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Ученик: В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Ученик: Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Ученик: Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Воспитатель: Сейчас я буду загадывать вам загадки о лесе и его обитателях, а вы постарайтесь их отгадать.
1.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! А зовут её…
(лиса).
2.Он, как ёлка, весь в иголках, ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий, обижать его не смей!
Он в лесу живёт, но вхож и в сады, отважный…
(ёж).
3.В сосне дупло, в дупле – тепло.
А кто в дупле живёт в тепле?
(белка)
4.Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
(медведь)
Воспитатель: Лес – это наш зелёный друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства, поэтому пионерские лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение.
Каждый день мы соприкасаемся с изделиями, изготовленными из древесины. Это тетради, книги, парты, столы и множество других предметов. На них расходуется очень много древесины, а лес растёт медленно. Для его роста требуется не менее 100 лет. Поэтому мы уже сейчас должны думать, как сохранить лес. Когда вы идёте в лес, надо соблюдать следующие правила:
-Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму и закопать весь мусор.
-Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.
-Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.
-Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесённые в Красную книгу
(ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку и др.).
-Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу!
Наше занятие подходит к концу, и я хочу узнать, почему же лес называют нашим зелёным другом, нашим богатством?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Закончим занятие песней «Лесной марш».
(Исполнение песни «Лесной марш», муз. Ю Чичкова)
Воспитатель: Всем спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуально-познавательная игра в начальной школе. Конституция РФ
Классный час в начальной школе «Бережливые хозяева Земли!»
Классный час для 3 - 4 класса: Семья и семейные ценности
Конспект классного часа с презентацией в начальной школе на тему: ЗОЖ
Похожие статьи:
Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»
Классный час в 4 классе по теме: «Глаза – зеркало души»
Конспекты классных часов для учащихся начальных классов
Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Классный час в начальной школе о правилах безопасности при пользовании электроприборами