Творческая исследовательская работа воспитателя детского сада на тему «Эволюция солнца в детском рисунке»
Автор: Дворецкая Т.Н. - воспитатель ГБОУ Школа №1499 г. Москва
Описание: Работа направлена на привлечение внимания широкой общественности к теме «солнце»
Назначение: Материал предназначен для учителей, воспитателей дошкольных организаций и родителей.
Цель: формирование представлений трансформации образа солнца в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. проанализировать различные взгляды известных писателей, педагогов на тему «солнце»;
2. представить личное мнение на тему «солнце»;
3. познакомить с этапами развития детского рисунка на примере изображения образа «солнца»
Рекомендации: данный материал будет полезен в работе с детьми для развития детского рисунка. С целью обогащения и накопления представлений об образе солнца у детей дошкольного возраста занятия рисованием рекомендовано чередовать с аппликацией, такая взаимосвязь будет способствовать оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучать ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять, фантазировать и воображать.
Поэтическое вступление
Автор: Дворецкая Т.Н.
Стих Солнышко
Солнце светит ярко,
Лето будет жарким.
До чего же горячи
Солнца летнего лучи.
Солнышко лучистое
Жёлто – золотистое
По небу катается,
Греет нас, старается!
Стих Наше солнце
Наше солнце круглый шар,
Излучающее жар.
Согревает теплотой
Весь огромный шар земной.
Значение слова «Солнце»
1. Словарь Даля
СОЛНЦЕ, солнышко - наше дневное светило; величайшее, самосветное и срединное тело нашей вселенной, господствующее силою тяготения, светом и теплом над всеми земными мирами, планетами.
2. Словарь Ожегова
СОЛНЦЕ - Небесное светило раскалённое плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.
3. Словарь Ушакова
СОЛНЦЕ - Центральное небесное светило нашей планетной системы, представляющее собою гигантский раскаленный шар, излучающий Свет и тепло.
3 высказывания о солнце
1. Автор цитаты Чарльз Спенсер Чаплин - английский киноактёр (1889 -1977)
«Знай, что самый огромный бриллиант – это солнце. К счастью, оно сверкает для всех»
Личное мнение: Солнце – это драгоценный дар вселенной. Солнце светит, не взирая ни на какие обстоятельства, происходящие на земле (войны, эпидемии, катастрофы, и т.д.) И богатые, и бедные люди в равной степени согреты теплотой и светом солнечных лучей. Солнце - это ежедневное чудо, без которого умрёт всё живое.
2. Автор цитаты Федор Достоевский – русский писатель (1821-1881)
«Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!»
Личное мнение: Замечали ли Вы, как в пасмурные дни хмуры лица людей? И стоит лишь солнечному лучу показаться из-за тучи, как на лицах прохожих людей появляются улыбки. Свет и теплота солнца озаряют сердца и души людей, дают новые силы жить и создавать новые открытия.
3. Автор цитаты Ромен Роллан – французский писатель (1866-1944)
«Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе»
Личное мнение: В каждом человеке есть внутренний заряд энергии, мощность у каждого своя. Некоторые люди в течение жизни истратили свой заряд энергии и морально угасли. Но к счастью, есть такие люди, у которых внутренний заряд ярок как солнце, и подзарядка происходит автономно. Такие люди способны озарять светом других людей, как доноры.
Информация к размышлению
Детский рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Занятия рисованием способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Давно подмечено: малыши, в чьих душах царит разлад, выбирают для рисования черный цвет. Использование «мрачных» цветов, штриховки, исправлений, сильное уменьшение или увеличение изображения (если они прослеживаются в разных рисунках на протяжении длительного времени) могут говорить о внутреннем психологическом неблагополучии ребенка. Однако это может быть и показателем того, что малыш кем-то обижен или не очень хорошо себя чувствует. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза, особенно если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха.
Очень слабый нажим карандаша, отсутствие деталей встречаются у детей слабых и раздражительных, которые быстро утомляются, эмоционально и психологически неустойчивых. А малыши, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют силу нажима. Импульсивные крохи не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто. Иногда рисунок «не помещается» на листе.
Цвет является одним из самых ярких выражений отношения к людям и обстановке. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном, среднем уровне эмоционального развития.
Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент. Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета: таким образом, ребенок сообщает о том, что в его жизни не хватает положительных эмоций.
Нет детей, которые бы не любили рисовать. Иногда родители жалуются: в детском саду ребенок рисует, а дома – ни в какую! Почему так происходит? Очень часто виноваты сами родители. Они либо усаживают малыша перед листом бумаги и уходят, забывая, что ребенок нуждается во внимании, и одобрении. А другие мамы и папы впадают в иную крайность, чуть ли не начиная водить рукой ребенка по листу бумаги, рисуя, что хочется им, а не сыну или дочери. Что же потом удивляться, что дети не желают больше рисовать! Взрослые не должны забывать, что рисование для ребенка это творческий процесс, выражения своего отношения к чему-либо или к кому-либо.
Эволюция образа солнца в детском рисунке
Эволюция - это процесс постепенного изменения, развития.
Все дети рисуют солнце. Образ солнца - является неким показателем душевного спокойствия ребенка, его психического здоровья, ощущение тепла, комфорта, защищенности.
Изображенное солнце – является символом жизненной силы. Ясное солнце – символ хорошего настроения и оптимистического взгляда на жизнь. Солнце в тучах символизирует – о том, что ребенка, что-то тревожит, или он испытывает какие либо психологические проблемы. Если тучи и облака на детском рисунке находятся в отдалении от солнца – это свидетельствует о предчувствие некоторых проблем и готовность их решить. Большое количество лучиков у солнца в рисунке ребенка сообщают об его открытости, общительности и дружелюбии. Солнце с особо длинными протянутыми лучами говорит о том, что ребенок мечтателен и позволяет себе летать в облаках даже во время работы, а также он постоянно находится в творческом поиске. Чем тщательнее ребенок закрашивает солнечный круг, тем больше у него потенциал художника, такой ребенок усидчив, способен любое дело до конца. Солнце с короткими лучами (или без лучей) свидетельствует об упрямстве рисующего, его настойчивости, нередко замкнутости.
Часто рисуя солнце, ребёнок использует и такое средство, как агглютинация, склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств разных предметов, например, солнышко изображают с глазами и ртом, это чисто детским взгляд на мир, сообщает нам о том, что ребёнку психологически комфортно и радостно. Некоторые девочки солнышку пририсовывают косички. Безусловно, это обусловлено принадлежностью к определенному полу и соответствующей идентификацией.
Этапы развития детского рисунка
Период доизобразительный
Это период «каракулей», который, начинаясь в возрасте 1,5–2 лет, длится вплоть до 3–3,5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. На первой стадии в течение долгого времени рисунок как бы остается без изменений. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш.
Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули - это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные линии, проведенные с одинаково слабым нажимом. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии. Но ровно до тех пор, пока ребенок не называет, не «опредмечивает» изображенное, оно остается всего лишь каракулями.
Вслед за первыми примитивными линиями, по мере того как движения ребенка становятся более точными, у него появляется возможность разнообразить изображаемые линии. Он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать одни каракули другим. Он делает все новые и новые попытки, стремясь повторить полученные линии. Такое рисование вместе с тем упражняет руку, ведет к большей плавности и легкости движения, а в дальнейшем - к подчинению этого движения некой ритмике. Сейчас уже ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии, без помощи самого «художника», определить смысл нарисованного».
Следующая стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, - называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть солнышко или мама. Важно отношение к рисунку самого ребенка. Решая непростую задачу по сложению элементов (палочек, кружков) в единое целое, малыш уходит от однотипных моторных рисунков - каляк. Солнышко становится первым изображением, которое может быть узнаваемо любым человеком, будь то ребенок или взрослый человек. Переход к следующему периоду - изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка 3-5 лет вначале возникает «замысел» нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.
Период младшего дошкольного возраста
Трехлетний ребенок узнает солнышко на книжных иллюстрациях, воспринимает его как аналог реального объекта. Он уже владеет навыком изображения круга, умеет рисовать линии. Самое время научить малыша пользоваться красками и кистью. Педагогу следует обратить внимание ребёнка на изображение солнышка, при этом необходимо напомнить, что солнце имеет форму круга, от которого отходят прямые лучи. Педагог спрашивает у детей, какого цвета бывает солнце? Ответы детей: жёлтое или красное. Педагог привлекает внимание детей. Например: Посмотрите, какой красивый рисунок нарисовал Саша, у него круг похож на бублик с дырочкой внутри, давай с помощью желтой краски и кисточки закрасим твой кружок и посмотрим, на что это будет похоже. Закрашиваем солнечный диск. Затем закрасим желтой краской лучики. Вот у нас получилось, какое красивое, яркое солнце. Особо приветствуется в работе с детьми младшего возраста речевое сопровождение, то есть использование пословиц или загадок про солнышко, которые помогут детям оставить яркий след в памяти.
Загадки: - Что выше неба, краше света?
- Голубой платок, алый колобок,
по платку катается, людям усмехается.
- С высока на всех глядит, на себя – не велит.
Образ солнца, становится спутником каждой детской работы. Шаг за шагом, образ за образом пространство листа будет обогащаться новыми символами: дом, человек, дерево, и т.д. Нарисовал ребенок домик – над ним обязательно засияет солнце. Изобразил цветочки на лугу, и тут не обойтись без солнца. Часто дети этого возраста рисуют солнышко с глазками и ротиком, который они рисуют в виде улыбки. Так переходя из одного рисунка в другой, изображения солнца доводится до автоматизма, превращаясь в шаблон, своеобразный графический штамп. Самое время обогатить художественные впечатления ребенка. Педагог в своей работе может использовать иллюстрации из детских книг,
русские народные пословицы:
- Солнце, воздух и вода – наши верные друзья;
- Даже самая высокая гора – и то не заслонит солнца;
- Солнце встанет – так и день настанет;
- Солнце низенько, так и вечер близенько.
В рисунке ребенка появляются декоративные детали, лучи в виде узоров, или завитков, с помощью которых ребенок выражает своё отношение к солнцу, при этом образ становится информативно и эмоционально насыщенным. Сам рисунок начинает приобретать самостоятельную художественную ценность.
Рекомендации: Детям 4-5 лет будет интересно принять участие в изготовлении коллективной работы - Аппликация: «Солнце из детских ладошек!»
Период старшего дошкольного возраста
Начиная с пятилетнего возраста, дети рисуют особенно много не только реальных объектов, но и фантастических персонажей. В период от 5 до 6 лет ребенок как никогда открыт творчеству. Опыт эмоциональных и зрительных впечатлений, имеет уже достаточно высокий уровень изобразительных умений. Солнце как безусловный атрибут детского творчества не раз меняет местоположение на листе, оно может находиться и в центре композиции, и по левой стороне листа, и по правой стороне. Дети 5-6 лет особенно любят прятать солнце в уголочке, открывая лишь четверть светила. Кажется, что оно осторожно поглядывает за происходящими на рисунке событиями. На этом этапе педагог может познакомить детей с пейзажной живописью. Дети открывают для себя новое, что солнце на разных картинах изображается по-разному. Так утреннее солнце имеет мягкий, розовый цвет. Днём солнце - яркое, насыщенное. Ближе к вечеру, на закате солнце приобретает глубокий багряный цвет. У дошкольников 6-7 лет идет интенсивное развитие сюжетного рисунка. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты. Интересно, что маленькие дети способны узнавать изображения, сделанные сверстниками.
В дальнейшем, по мере развития рисунка, в детских работах появляется чувство формы и линии. Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность.
Последний этап изобразительного периода - это правдоподобные изображения. Здесь происходит постепенный отказ от схемы, и предпринимаются первые попытки воспроизвести действительный вид предметов. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.
Благодаря возрастным особенностям художественно-графическое развитие образа солнца в педагогическом процессе может иметь самые
разные направления:
1. Художественно – познавательное направление (ребенок обобщает в работе научные представления о Солнце, осваивает новые художественные техники и материалы).
2. Декоративно – прикладное направление (солнце становится условным объектом, оно обыгрывается разными способами). Так, солнечные лучи могут превратиться в детские ладошки (оставленные в виде отпечатков и вырезанные по контуру из цветной бумаги). Также можно использовать и другие материалы (цветная бумага, нитки, тесьма, салфетки и т.д.)
3. Живописное направление (где солнце рассматривается как часть пейзажа). Педагог может предложить ребятам подготовительной группы изобразить на листе бумаги море, в котором отражается солнечный диск. На листе простым карандашом проводится линия горизонта, где встречается небо и море. Сначала акварельными красками изображается солнечный диск и его отражение в воде, которое должно совпадать по цвету. Это может быть утренний розовый, желтый или оранжевый полуденный цвет, красный или бордовый вечерний. Затем рисуем небо. Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что цвет неба легкий, полупрозрачный. Отражаясь в воде, он становится насыщенным, глубоким. Для того, чтобы достичь такой эффект, в верхней половине листа акварельная краска обильно размывается водой. При изображении моря используется краска в чистом виде.
4. Художественно – образное направление (солнце выступает в качестве изобразительной метафоры). Во всех культурах солнце является объектом устного народного творчества. В сказках, загадках солнце становилось одушевленным, воплощалось в образе то воина, то красавицы в красном сарафане.
Поэтических сравнений солнца великое множество:
- оно и яблочком по небу – блюдцу катается;
- и конем огненным с утра до вечера от погони спасается;
- и желтой кубышкой в прозрачных небесах водах покачивается.
Рекомендации: Детям старшего дошкольного возраста будет интересно изготовить своими руками поделку солнышко из цветного картона и ниток. Готовую работу можно подарить родителям, в виде подарка к празднику Широкая Масленица!
А поделки из цветной бумаги открывают поистине безграничный мир фантазии и интересных творческих идей.
Уважаемые педагоги, в заключении хочу пожелать всем взрослым научиться видеть радость в малом, посмотрите на детский рисунок с другой стороны и возможно Вам откроется фантастический мир детства!
Использованная литература:
Семаго, Н. Детский рисунок // Школьный психолог.- Изд. «Первое сентября» №11, 2019 -11-01
Рекомендуем посмотреть:
Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре
Творческо-исследовательская работа воспитателя детского сада
Похожие статьи:
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме
Игры дразнилки для детей 5-6 лет
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка