Интеллектуальный турнир «Донская Земля». Сценарий
Автор: Кушнарёва Татьяна Николаевна - учитель географии МБОУ СОШ №9 г. Азова Ростовской области.
Описание материала: Интеллектуальный турнир можно использовать для внеклассной работы при проведении классного часа. Также данная разработка предусмотрена и на уроках географии в 5- 7-х классах как региональный компонент. Возраст учащихся 11- 13 лет
«Донская Земля» - интеллектуальный турнир. Сценарий.
Цели мероприятия :
1. Образовательная: создать целостное представление о самобытной культуре донского казачества, выраженной в одежде.
2. Воспитательная: прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.
3. Развивающая: развивать кругозор учащихся и познавательный интерес.
Предварительная подготовка:
1. Учащиеся рисуют плакаты и рисунки «Древний город Азов», « Донские пейзажи»;
2. Класс делится на две команды и самостоятельно знакомится с историей Донского края;
3. Учащиеся выбирают ведущего и три члена жюри интеллектуального турнира.
Ход мероприятия
Учитель : Богат историей и возрастом богат.
Народами не раз разрушен и построен
Стоит наш город, труженик и воин
Азов – строитель, сталевар, рыбак
Азак и Тана в прошлое ушли
С хозяевами и рабами вместе
Здесь только молчаливые валы
Свидетели и доблести и чести
Здесь кровь лилась, булат звучал
Здесь Пётр Первый наступал…
Здесь танки шли, фашистская орда
Прошли и сгинули как турки навсегда.
Ведущий : Доброго дня всем присутствующим командам на нашем турнире.
Историческая справка №1 – Много лет назад с 20 июня по 28 сентября 1641 года длилось знаменитое Азовское Осадное сидение Донских казаков. Данное событие героической летописью вошло в история донского казачества и России. В нашем городе уже стало традицией проводить осенью фольклорный фестиваль «Большой казачий круг»
Учитель: Наш сегодняшний турнир мы назвали «Донская Земля» .
Ведущий:
Историческая справка №2 – Для решения своих дел казаки собирались на общий сбор – Круг. В главном городе казаков – Черкесске собирался Войсковой Круг, являвшийся верховным органом власти. В каждом городе для решения местных дел, создавался свой круг походного войска. В море казаки сплывались на лодках, образуя тоже широкий круг.
Учитель: Поэтому каждая команда, как у казаков образовала свой Круг.
Ведущий: Мы начинаем. (представление жюри)
Задание №1 «Малый Круг». Представление команд - 3 минуты.
Учитель : слово для жюри.
Ведущий: Задание №2 «Разведка боем» ( кто быстрее продолжит пословицу или поговорку)
Не взявшись за топор - …. ( куреня не срубишь)
Не бывает от безделья - … ( у казака веселья)
На Донской земле всё родится - … ( надо только хорошо трудиться)
Не конь красит казака - … ( а казак коня)
Казак сам не поест - … ( а коня накормит)
Терпи казак - … (атаманом будешь)
Жизнь собачья - …( да слава казачья)
Зипуны-то у нас серые - … (да умы-то бархатные)
Конь под нами - … (а Бог над нами)
Учитель : слово для жюри.
Ведущий : Задание №3 «Поединок» . Это задание включает в себя четыре сектора:
Азовский
Географический
Фольклорный
Исторический
В каждом секторе 8 вопросов, которые написаны на табличках. Командам предстоит ответить на четыре вопроса из каждого сектора. Начинаем с Азовского , а заканчиваем историческим сектором.
Азовский сектор.
1. В каком году состоялось Азовское осадное сидение казаков? - 1641
2. Каким народом был основан г. Азов? - греками
3. Кем был пленён наш город? - Сарматы, гунны, хазары, печенеги.
4. Когда и кем городу было дано название Азов? - 1067г., половцы
5. Какое отношение к нашему городу имеет Тамерлан? - 1395г. Разрушил до основания
6. Какова роль генуэзцев в развитии нашего города? - 13век центр торговли с востоком
7. В какой книге рассказывается об осадном сидении - Повесть об Азове
8. К какому времени относятся первые исторические сведения об Азове? – к 115 году до Рождества Христова
Географический сектор
1. Какие почвы нашего края самые плодородные? - чернозёмы
2. «Лазорики», что это? - степной дикий тюльпан
3. Назовите известные вам лекарственные растения нашей местности? - пустырник, чебрец, шиповник, ромашка, череда, подорожник и т. д.
4. Какое самое могучее дерево донского края? Дуб
5. Природная зона, в которой мы живём? - степная
6. Назовите самую крупную и самую мелкую рыбу в р. Дон? - белуга - до 267кг., бычок – до1г.
7. В каком климатическом поясе расположена Ростовская область и какие ветры господствуют летом? - умеренный, суховеи.
8. Какие полезные ископаемые добывают из недр нашего края? - уголь, газ, нефть, песок, глина, мел, кварцит, известняк.
Фольклорный сектор.
1. Гутарить? - говорить
2. Гумно? - место для хранения зерна
3. Курень? - казачий дом
4. Вечереть? - ужинать
5. Шлях? - дорога
6. Майдан? Свободное от постройки круглое место
7. Дуван? - сходка, где делилась добыча, захваченная при походах
8. Кочет? - петух
Исторический сектор.
1. Когда появились первые люди на Дону? – 100-150 тыс. лет назад
2. Самые древние поселения на Дону? – Раздорский, Азов, Аксай, Черкесск
3. Назовите самый древний город? - Азов
4. Как раньше называлась р. Дон? - Танаис
5. В каком городе нашего края Пётр Первый предлагал основать столицу государства Российского? - г. Таганрог
6. Как раньше назывался донской край? - Гуляй поле, Дикое поле, Донская область
7. Административный центр Ростовской области? - г. Ростов-на-Дону
8. Назовите известные вам казачьих атаманов? - Степан Разин, Булавин, Платов, Татаринов
Учитель : слово для жюри.
Ведущий: Историческая справка №3
Всё добытое в походах делили казаки между собой – «Дуванили дува». Происходило это в определённых местах – на « дуванных полянах». В дуван поступали одежда, оружие, драгоценности, мырь (пленники). Казаки придавали большое значение самобытности одежды, рассматривали её как один из признаков самостоятельности, воли.
Задание №4. Каждая команда получает фото одежды донских казаков и записывает названия. Учитывается скорость, количество названий и правильно указанные названия одежды.
Учитель:На этом наш турнир завершён, сейчас жюри объявит итоги, но мне хочется отметить, что вы все сегодня были большие молодцы!
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по географии. Игра - аукцион
Конспект интеллектуальной викторины для учащихся 7-8 классов
Сценарий игры для школьников, посвященной юбилею родного края
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? - новая версия: ученики против учителей»
Похожие статьи:
Интеллектуальная игра для школьников «Аукцион знаний»
Интеллектуальная игра для старшеклассников к 23 февраля
Интеллектуальная игра для 5-6-7 класса
Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников
Интеллектуальные игры для детей школьного возраста