Урок русского языка в 7 классе. Тема: Междометие как часть речи
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – междометием - и ее особенностями;
Задачи:
образовательные:
• показать роль междометий в речи;
• формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий
• закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;
развивающие:
• активизация познавательной деятельности учащихся;
• развитие внимания, памяти, логического мышления;
• развитие коммуникативных способностей учащихся;
воспитывающие:
• воспитание интереса к предмету;
• воспитание умения работать в парах.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование к уроку: учебник русского языка (авторы М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др.); раздаточный материал, мультимедиа.
Ход урока
I.
Организация класса.
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас открытый урок. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Нас две ниточки связали
Доброты и теплоты.
Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу. Запишите дату в тетрадь.
II.
Актуализация имеющихся знаний.
- Что изучает раздел «Морфология»?
- Назовите части речи, сколько их?
- На какие группы делятся?
Служебные части речи. Игра «Да/Нет»
- Выполняют служебные функции
(да)
- Не имеют лексического значения
(да)
- Изменяются ли
(нет)
- Являются ли членами предложения
(нет)
- Что связывают предлоги?
(Предлоги связывают слова в словосочетании и предложении)
- С помощью какой части речи могут соединяться части сложного предложения?
(Союз)
- Для чего служат частицы?
(Частицы вносят различные оттенки значения в предложении или служат для образования форм слова).
III.
Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.
- А знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.
Чтение стихотворения
(раздаточный материал на столах)
Междометие
Разрешите доложить
Всем без исключения,
Что могу я говорить
Только лишь с волнением.
Выражаю поощренья,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет...
Те, которых гложет страх,
Произносят слово «Ах!».
Кто пасует пред бедой,
Произносит слово «Ой!».
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!».
Кто задерживает вдох,
Произносит слово «Ох!».
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!».
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья.
А. Тетивкин
- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Этой части речи и посвящён наш урок. Как вы думаете, чему вы сегодня должны научиться?
- О чём стихотворение?
(о роли междометий, для чего используют в речи)
- Какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия
(поощрение, похвала, упрек, запрет, благодарность, восхищенье, возмущение, приветствие, страх)
- Назовите междометия.
- Попробуйте изменить их. Изменяются ли они?
- Можно ли к этим словам задать вопрос?
- Являются ли эти слова какими-либо членами предложения?
- Какие особенности пунктуации вы можете отметить
- Итак, что же такое междометие? Для чего они нужны? Дайте определение.
IV.
Открытие новых знаний. Объяснение нового материала.
- Сегодня мы с вами будем говорить о междометиях, их особенностях, научимся правильно писать междометия и выделять их знаками препинания, употреблять в речи.
Просмотр мультфильма «ОХ и АХ» (отрывок)
- Почему авторы назвали своих персонажей междометиями?
- Ребята, на какого героя мультфильма вы бы хотели быть похожими? Почему?
- Если перенести тип героя мультфильма на образ современного человека, кто бы был успешнее?
- Как вы считаете, какими качествами характера должен обладать современный молодой человек? Какими хотите стать вы?
- Познакомимся поближе с этой частью речи. Откройте учебники на стр.183-185. откройте § 70, стр. 186.
Самостоятельное чтение теоретического материала учебника.
Беседа:
- Что такое «междометие»?
- Что выражают междометия?
работа с таблицей
В чём особенность междометия?
- В чем отличие производных междометий от непроизводных?
- Докажите, что междометие может употребляться в значении других частей речи?
- Как междометия выделяются на письме?
- Где чаще всего употребляются?
V.
Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
1. С.183, упр.460.
(комментированное письмо) .
2. Карточка
На карточке записаны предложения, дополните их междометиями. Сравните записи и сделайте вывод: с какой целью употребляются междометия в речи?
Что за погода сегодня! Есть здесь кто-нибудь? Вот это песня! Подайте книгу. Кто говорит?
3. Тренировочное упражнение: под диктовку запишите предложения, обращая внимание на постановку знаков препинания, назовите междометия.
Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. Ура, мы ломим, гнутся шведы! Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая, степной малахит. «Ой-ой!»- воскликнула Маша испуганно. Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» Эта песня, увы, не прозвучит.
4. Нас с вами ждет ещё одно открытие. Отгадайте
загадки, ответы запишите в тетрадь, обозначьте орфограммы.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …
(спасибо).
- Зеленеет старый пень,
Когда услышит…
(добрый день).
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, …
(здравствуйте).
- Когда нас бранят за шалости,
Говорим …
(простите, пожалуйста).
- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…
(до свидания).
- Оказывается, к междометиям относятся слова вежливости. Они еще называются этикетными междометиями.
5. Сообщения учащихся о происхождении этикетных слов «спасибо» и «пожалуйста»
6. Сообщение учащегося о звукоподражательных словах
VI.
Самостоятельная работа.
Упр. 464
Проверка, выразительное чтение.
VII.
Подведение итога урока. Выставление и комментирование оценок.
1. С какой частью речи мы сегодня познакомились?
2. Каковы особенности междометий?
3. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке?
4. Чему новому ты научился на уроке?
VIII.
Запись домашнего задания. ( д/з на выбор)
1. Сочинить лингвистическую сказку о междометии, используя все знания, которые получили на уроке.
Пример лингвистической сказки:
Без чего в речи не обойдешься?
Я – самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому чот я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!» Весело ему – смеется: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе» . Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!» Чуть дело плохо, говорят: «дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, аге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.
(Н.Александрович)
2. С.185, упражнение 465.
IX.
Рефлексия.
- Эх, урок подходит к концу. Давайте оценим, как мы прожили эти 45 минут.
Сформулируйте ваши ощущения с помощью междометий.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 7 классе
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание суффиксов наречий"
Похожие статьи:
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Тест по русскому языку «Причастие» 7 класс 1 вариант с ответами