Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Красота и сила характера героев рассказа А.Н. Толстого «Русский характер».
Описание материала: Представленный материал предназначен для учителей литературы. Тип урока - урок внеклассного чтения. Урок проводится с использованием технологии продуктивного чтения. Урок предполагает чтение и анализ содержания произведения, работу над характеристикой героя художественного произведения.
Конспект урока литературы в 7 классе
Тема урока: «Красота и сила характера героев рассказа А.Н. Толстого «Русский характер»
Цель урока: добиваться знания и понимания выдающихся произведений
литературы и искусства
Задачи: 1. Сформировать у учащихся нравственную, эстетическую оценку поступков главного героя произведения, научить самостоятельно давать такую оценку человеческим поступкам, разбираться в характерах людей, учить учащихся осмысленному чтению, развивать связную речь.
2. Развивать умение делать обобщённые выводы; развивать умения обобщения и конкретизации.
3. Воспитывать чувство гордости за свою страну и народ.
Воспитывать любовь к чтению.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Используемая технология: технология продуктивного чтения
Оборудование: презентация к уроку, мультимедиа, портрет писателя, выставка книг писателя, на доске тема урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Психологический настрой.
2. Этап прогнозирования. (Использование презентации)
Прогнозирование содержания текста по его названию, иллюстрациям
Просмотровое чтение.
Задача: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения.
-Посмотрите на портрет писателя. Узнаёте вы его? Какие произведения им написаны?
-Посмотрите на иллюстрацию к одному из его произведений. Узнали произведение? Как вы думаете, произведение, которое мы сегодня будем читать такое же по жанру?
-Посмотрите на фотографии на слайдах. Что можно сказать о людях, которые изображены на этих слайдах?
-Сегодня у нас необычный урок внеклассного чтения. Тема нашего урока: «Красота и сила характера героев А.Н. Толстого «Русский характер»
О чём, как вы думаете, будет произведение с таким названием?
3. Основная часть урока. Изучающее чтение текста в режиме диалога с автором. Вычитывание подтекста, собственная интерпретация текста.
Чтение отрывка рассказа учителем (до слов «Про военные подвиги…»)
- О чём рассказ? Какова его тема?
- Где об этом автор пишет? Зачитайте.
- Кто герой рассказа? Почему автор выбирает именное его?
- Назовите имя главного героя? (Танкист Егор Дрёмов)
- Найдите и зачитайте строки, в которых рассказывается о наградах Егора Дрёмова. Автор не говорит подробно о войне, об участии в ней главного героя, но о чём говорят награды героя?
Чтение отрывка текста до слов «Он получил двадцатидневный отпуск…»
- Участником страшных и великих дней битвы на Курской дуге был главный герой произведения - Егор Дрёмов. Почему он не любил рассказывать о военных подвигах? Какое чувство владело им в бою? (ненависть к врагу)
- Что случилось с ним ходе танкового сражения? (Он получил сильные ожоги и ранения, но выжил)
- Что пережил Егор в госпитале?
- Что говорит герой о своём ранении? Зачитайте.
- Что для него главное? Почему?
- Почему просится на фронт, в полк, хотя комиссия признала его годным только к нестроевой службе? Какое чувство владеет им? (Патриотизм)
Чтение отрывка текста до слов « Как же быть-то теперь?»
- Какие чувства испытывал герой, когда увидел мать? (сыновняя любовь, жалость, волнение, забота – нельзя её испугать)
- Почему решил не признаваться? Почему Егор, очень хотевший повидать семью, при встрече с отцом и матерью представился другом их сына? (Он не хотел причинить душевную боль родителям)
- Как вы думаете, прав ли был Егор Дрёмов, скрывая от близких своё несчастье? Объясните почему?
- Что чувствуют герои при встрече?
- Найдите в тексте, зачитайте.
- Почему Егору было обидно?
- Что чувствовала мать?
- Какие чувства охватили Егора Дремова в родительском доме?
- Почему Егор назвался чужим именем ?
- Почему мама Егора Дремова не узнала своего сына по голосу? Докажите ответ строками из текста.
- Как вы думаете, почему отец, Егор Егорович, так спокойно отреагировал на приезд сына?
- А почему за ужином мать пристально следила за его рукой с ложкой?
- Как и где спал Егор Дремов? О чем думал? Ответ найдите в тексте, прочитайте.
- Как вы понимаете значение выражение «лежал ничком»?
-Как прошла встреча Егора с Катей?
- Что почувствовал герой, когда увидел Катерину? (душевную боль)
Зачитаем эпизод.
-Егор боялся, что его внешнее уродство заставит отвернуться от него невесту.
-Почему он решил твердо уйти сегодня же?
-Что чувствует герой, когда покидает родительский дом? Зачитаем текст (одиночество, отчаяние, растерянность)
Чтение текста до конца.
- Куда вернулся Егор после отпуска?
-Как вы понимаете значение слова «тыл»?
-Что хотела передать мать в своём письме? Проследим по тексту. (материнская любовь, гордость, всё - таки сердцем почувствовала, что к ним приезжал их сын)
- Что чувствует Егор? (стыд)
- За что просит прощения? Как вы понимаете слово "невежество"?
-Во время этой встречи какое самое главное чувство проявляется? Зачитаем.
-Зачитаем финал рассказа. Что А. Толстой подразумевает под человеческой красотой?
- Каким же автор видит русский характер?
- Какими качествами должен обладать человек с настоящим характером?
- Характер – совокупность всех психических, духовных свойств человека,
обнаруживающихся в его поведении. Почему рассказ называется «Русский характер»?
- В каких словах рассказа заключается его главная мысль?
- В чьих поступках проявился русский характер?
Только ли Егор Дрёмов имеет настоящий русский характер?
-В чём проявляется этот настоящий характер в его родителях, в Кате?
- Чем красивы поступки этих людей?
-Какое впечатление произвёл этот рассказ на вас?
-Оправдались ли ваши предположения в начале урока?
4. Итог урока.
- Назовите те черты характера, которые, по вашему, можно отнести к национальному русскому характеру.
5 Домашнее задание.
- Пересказ теста, рассказ о герое или мини- сочинение о герое, который понравился (на выбор)
6 Выставление оценок за урок.
7 Рефлексия
Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы. Выберете начало фразы из слайда презентации и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1.сегодня я узнал…
2.было интересно…
3.было трудно…
4. я научился…
5.у меня получилось…
6.мне захотелось…
7.я смог...
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературы в 7 классе
Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс
Литературная игра для учащихся 7-8 классов
Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»
Похожие статьи:
Конспект урока-игры по литературе в 7 классе
Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса
Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Обобщающий урок по былинам, 7 класс