Конспект урока русского языка в 6 классе. Тема: Обобщение изученного по теме «Глагол»
Описание материала:
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Глагол". Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, работающим в среднем звене по программе Т.А.Ладыженской. Урок обобщения изученного материала проводится с использованием игровой технологии, активных методов обучения. На уроке повторяются теоретические сведения о глаголе, учащиеся закрепляют изученное, выполняя тренировочные упражнения.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.
Вид урока: обобщающий урок
Цель урока: мотивировать учащихся к изучению русского языка при помощи игровых форм.
Задачи:
обучающие: закрепить и обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов;
развивающие: совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении учебных проблемных ситуаций;
воспитательные: развивать коммуникативную культуру учащихся, воспитывать интерес к предмету.
Формы работы учащихся: в парах, индивидуальная, фронтальная
Педагогические технологии: игровые (цель использования – повышают эффективности урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии.
УМК: учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. -. - М.: Просвещение, 2010)
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал
Ход урока
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, садитесь. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.
II. Объявление темы и задач урока.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
(П.Чесноков)
- О какой части речи идёт речь?
- Сегодня мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой мы занимались на протяжении многих уроков – о глаголе. Повторим грамматические признаки глагола, правописание. Итак, отпрвимся в путешествие.
III. Актуализация опорных знаний
а) -Знаете ли вы, что….(
Остановка этимологическая).
По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
-А знаете ли вы, ребята, откуда у нас появилось это странное слово – «глагол»? Слово глагол: означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати. У Пушкина: «И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». Буква Г в азбуке называлась «глаголь».
б) Глаголы нужно уметь употреблять в речи, поэтому начнём мы урок с орфоэпического диктанта.
(остановка Орфоэпическая)
Задание на карточках: поставить ударение. Приготовиться к проверке.
Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит.
IV. Повторение изученного (остановка Долина Теории)
Фронтальный опрос. Игра «Древо знаний».
(Изображение дерева с ветками, но без листьев и плодов выдаётся учащимся в качестве раздаточного материала , изображения плодов и листьев также выдаются во время ответов учащихся и наклеиваются ими на ветки дерева).
-На сегодняшнем уроке наше «древо знаний» готово «обзавестись плодами», а вот какие это плоды, будет зависеть от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы. Таким образом, чтобы на нашем дереве появились плоды, нужно ответить на вопросы. Каждый ответ, полученный на вопрос, превратится в красное яблоко, если вы ответили на «5», в желтую грушу, если вы ответили на «4», зеленый листочек – при ответе на «3», а вот неправильный ответ принесет дереву коричневый жухлый лист. (Дерево может быть общим, можно выдать каждой паре, работа фронтальная или в парах- тогда вопросы на листах ромашки)
• Дайте определение глагола.
• Что такое инфинитив глагола?
• Почему начальная форма глагола называется неопределённой?
• Сколько видов у глагола? Назовите их.
• Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений?
• Назовите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?
• Как образуются возвратные глаголы?
• Расскажите о переходности глаголов.
• Сколько наклонений у глагола? Назовите их.
• Как образуется форма условного наклонения?
• В чём особенность безличных глаголов?
• В каком наклонении глаголы изменяются по временам? Назовите формы глагола, в которых пишется ь знак.
• В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на -ите, а в каком на -ите и -ете?
Физкультминутка.
Без сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели!
-Посмотрите на «Древо знаний». Как оно красиво! Сколько на нем плодов! Это говорит о том, что вы прочно усвоили теоретический материал. Но теория без практики – ничто. Так что перейдем к практике. Поэтому следующая остановка
«Практическая».
V. Выполнение тренировочных упражнений на повторение.
Задание 1. Работа в группах. Из предложений выбрать и записать глаголы
I вариант - изъявительного, II вариант -условного, III вариант - повелительного наклонений. Взаимопроверка.
1.Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
2.Без смелости не возьмёшь и крепости.
3.Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
4.Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
5.Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля.
6.С людьми советуйся, а ума не теряй.
7.Время упустишь - часом не нагонишь.
8.Не ленился бы, всему научился бы.
9.Что посеешь, то и пожнёшь.
10.Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
Проверка
Задание 2.«Исправь ошибки в образовании форм глаголов».
1) Он всегда ложит локти на стол.
2) Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.
Задание 3. Игра «Составь слово».
От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание, от глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)
Какие морфологические признаки можно определить у этого глагола?
Задание 4. «Четвёртый лишний».
Завид…вать, рассказ…вать, совет…вать, танц…вать.
Задание 5. Перед вами слова с пропущенными гласными:
Держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь, вытр…шь, рису…м.
Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение. Один из глаголов разберите морфологически.
Проверка по цепочке.
Физкультминутка.
-Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
А глаголы вы считали?
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
Ребята, а вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в этом шуточном стихотворении? (повелительного)
Задание 6.Продолжите пословицы, определите наклонение глаголов:
1.Сам пропадай...
2.По одежке встречают...
3.Семь раз отмерь...
4.Глаза страшатся...
5.Грамоте учиться...
6.Любишь кататься...
7.Не зная броду...
8.Что посеешь...
Взаимопроверка.
Задание 7. Укажите предложения с переходными глаголами.
А) Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном.
Б) Мужество рождается в борьбе.
В) Красота спасет мир.
Г) Верить в победу добра и справедливости.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Без глагола бы, друзья,
Скучной жизнь наша была!
Ни читать и ни писать, ни гулять, ни танцевать
Не смогли б ни ты, ни я
Грустен стал и одинок день без действия, дружок!
-Ребята, вы сегодня хорошо и плодотворно поработали, а теперь оцените свою работу на уроке.
(Перед каждым учеником лежит листок с «Лестницей успеха». Оценивая свою работу на уроке, ученик рисует человечка на определенной ступеньке: на первой ступеньке –ничего не понял, не запомнил, сделал не все, что мог; на второй –понял , усвоил частично, кое-что вызвало затруднения; на третьей – со всем справился, сделал все, что в моих силах).
VII. Домашнее задание
- Я уверена, что теперь вы успешно справитесь дома с творческой работой: сочинить лингвистическую сказку «Жил-был Глагол…», «Три брата» ( о наклонениях глагола) или на другие темы по вашему выбору.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида
Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и
Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку
Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы