Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Зимушка-зима»

Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Зимушка-зима»
Автор: Рузанова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МКОУ «Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Коломенского городского округа Московской области»
Описание материала: предлагаю конспект урока внеклассного чтения в 3 классе для детей с ОВЗ по теме: «Зимушка-зима»
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, классным руководителям.
Цель: Способствовать формированию у учащихся функционально – грамотного чтения. Прививать любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам.
Задачи:
образовательные:
Познакомить учащихся со стихами о зиме различных поэтов, картинами русских художников, музыкой Чайковского «Времена года, Вивальди «Зима».
коррекционно–развивающие: развивать связную речь, расширять словарный запас по теме «Зима»
* коррекция познавательных процессов: воображение, память, внимание, мышление
воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе, к Родине, умения видеть прекрасное в окружающем мире, любознательности и эмоциональной отзывчивости.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация к уроку, снежки, снежинки, выставка книг на тему: ««Зимушка-зима!», рисунки и поделки детей.
Музыка Чайковского «Времена года, Вивальди «Зима»
Предварительная работа:
*Наблюдение в природе за признаками зимы
*Рассматривание репродукций разных художников по теме
*Беседа по содержанию стихотворений, разъяснение незнакомых слов
*Рисунки и поделки на тему « Зима»
*Посещение библиотеки, выбор книг по теме
*Составление своей книги из понравившихся стихов
Ход урока
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята.
Сегодня к нам на урок чтения пришли гости. Давайте встретим их улыбками. Они хотят послушать, как вы научились читать; посмотреть, как вы умеете следить по книге, отвечать на вопросы, и, конечно же, как вы себя умеете вести. Ребята постараемся работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием, так, чтобы у всех гостей появилось хорошее настроение. Начнем урок с прослушивания музыкального произведения. Кто узнал время года в музыкальном произведении, может сесть.
К какому времени года относится данный музыкальный отрывок?
-Чайковский « Времена года» Февраль
- Какие картинки зимней природы вы представили? (заснеженный лес, идёт снег, дует ветер, кругом сугробы, всё вокруг белое)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о зиме)
- Как ласково можно назвать зиму? (зимушка)
II.Сообщение темы и цели урока: « Зимушка-зима»
III.Вступительная беседа

- Мы продолжаем любоваться зимней природой. Зима – одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму – зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу. Откройте глаза. Полюбуйтесь красотой зимней природы, запомните её. (Показ видеоролика «Зимнее настроение муз. М. Таривердиева »)
IY.Артикуляционная гимнастика
1.Упражнения на дыхание В лесу чистый свежий воздух.
-Давайте подышим зимним воздухом. Глубоко делаем вдох и на выдохе скажем громко: Ах!
-В лесу нельзя кричать, не будем нарушать зимнюю тишину. Скажем тихо: Ах!
2.Чтение чистоговорок: ( на экране появляются чистоговорки)
Ма-ма-ма –(2 раза)
вот пришла зима.
Озы-озы-озы –(2 раза)
ой, трещат морозы!
Ег-ег-ег –(2 раза)
выпал белый снег.
Ра-ра-ра –(2 раза)
ах, как рада детвора!
Ой-ой-ой –(2 раза)
как хорошо зимой!
3. Игра «Слова зимы» - Тишина в лесу, падают снежинки. У вас тоже на партах снежинки.
Возьмите их в левую руку, затем в правую, подуйте сильно - сильно. Снежинки не простые, с секретом - составить из букв слова и прочитать. Кто прочитал - приклеил на доску. Все слова на зимнюю тему: (зима, мороз, иней, метель, снег, лед, лыжи, сугробы, санки, снежинки) ( чтение по кругу)
4. Интонационные упражнения(дети читают с разной интонацией)
Кешка побежал к окну.
Вставай, соня, зима!
Кто же из воды такую сделает?
- Из какого рассказа эти предложения? (« Неприятностей не оберешься». По Р. Погодину
Y.Проверка домашнего задания
Прочитаем отрывок из этого произведения по ролям
Чтение по ролям 1 части.
1 вопрос. Как в рассказе назван первый снег?
Ответ. В рассказе первый снег назван - белые мухи.
2 вопрос. С чем сравнивает снег Людмилка?
Ответ. Людмилка сравнивает снег со звёздочками.
3 вопрос. Как Кешка объяснил, что такое снег?
Ответ. Снег – это замёрзлая вода. С тёплых морей к нам прилетают облака, туманы и здесь от мороза превращаются в снег.
-Кто согласен с этим объяснением?
Вспомним стихотворение Г. Ладонщикова «Здравствуй, Зимушка-зима!»,
Чтение стихотворения хором
- Сколько столбиков в стихотворении?
- 1 столбик читают девочки.
- 2 столбик читают мальчики .
- 3 столбик читают все.
Девочки, мальчики, вместе. Кто запомнил - наизусть, кто не запомнил - читайте!
Нацеливание: Я спрошу
-Кого можно встретить в зимнем лесу? (Зайца)
Давайте вместе с зайцем побегаем по зимнему лесу глазками
YI. Физминутка для глаз (у каждого на парте зрительный тренажер)
YII.Словарная работа

Вспомните, кого автор называет пичугами?
пи-чу-ги – маленькая птичка, пташка
- Какими словами природа приветствует зиму?
- С чем пришла зима? Узнаем из следующего стихотворения
Параллельное чтение наизусть по желанию стихотворения Ольги Высотской « Пришла зима с морозами»
Какие слова употребляет автор, говоря о зиме?
-За что дети и взрослые так любят зиму?
-За что вы любите зиму? ( за белый снег, зимние забавы, Новый год и другие праздники) Вспомнили про праздники, давайте отдохнем
YIII. Музыкальная физминутка
Обратите внимание на выставку книг по нашей теме. Поднимите руки, кто просмотрел все книги, нашел чтение по теме.
Кто заглянул в уголок чтения и повторил все, что нужно к уроку?
Зима - любимое время года не только детей. Многие поэты рады приходу зимы и воспевают её в своих стихах. Давайте вспомним некоторые из них.
Угадайте автора строк.
1.Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы-
И зима настала.
И. Суриков.
2.Здравствуй, гостья- зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
И. Никитин.
3. В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.
С. Маршак.
4.Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица - душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, зимушка - зима!
П. Вяземский.

IX. Продолжение работы по теме
Сегодня почитаем стихи, которых нет в учебнике, но мы с вами нашли их в других книгах и составили свою из тех, которые нам больше всего понравились. (Каждый ребенок выбрал сам стихотворение и под руководством учителя старался его выразительно прочитать или выучить наизусть)
1. Самостоятельное чтение
- Весь класс читает самостоятельно по составленной книге
- Отдельные учащиеся индивидуально с учителем.

2. Работа в парах
Чтение стихотворений друг другу
Чтение 1 страницы. Какие зимние месяцы запомнил Сережа Макеев? ( очень слабый ученик)
Какой месяц идет сейчас? ( Февраль)
Выборочное чтение: Выберете и зачитайте пословицы только о феврале
3.Чтение стихов о феврале
А. Вятский
В феврале мороз трескучий,
Щиплет за уши и нос.
И сугробов снежных кучи
Дядька нам февраль принёс
Н. Зубарева
Я – февраль, я младший сын,
Я метелей господин.
Всех вас ветром застужу,
В снежном вихре закружу,
Лица снегом залеплю
И в сугробах утоплю,
Снег насыплю без разбору
И в карманы, и за ворот!
Не боится детвора!
Не уходит со двора!
Бабу снежную катает
И вовсю в снежки играет!
*** Сергей Козлов
Февраль.
В феврале метель гуляет
И танцует снегопад,
В феврале мороз играет,
В лес идет, сугробам рад.
В белоснежном одеянье,
Лес стоит, как великан,
А невестам для свиданья,
Сам мороз наряд соткал.
Снегири клюют, резвятся,
Над рябинами кружатся,
Белка с елки скачет вниз,
Хвост на веточке повис.
Заяц запетлял умело,
Видно, есть у зайца дело,
Просыпается наш лес,
Много, много в нем чудес.
*** Февраль.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Самуил Маршак
*** Т. Керстен
Белокрылые метели
Завывают в феврале.
Звери сильно похудели
В тесной норке и в дупле.
Мы поможем им немножко:
Хлеб в кормушку принесём.
По заснеженным дорожкам
В задремавший лес придём.
* Зимой обязательно надо кормить птиц, потому что, им трудно найти корм под снегом. Птицы – наши друзья.
(чтение наизусть стихотворения)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
А. Яшин
***
К. Ибряева «Зима».
Величава Зима –
Называть её хочется
Не по имени просто,
А по имени – отчеству.
Ой, Зима, ты – Морозовна!
Ой, Зима, ты – Метельевна!
Утром кажется розовым
Снег под синими елями.
Ветер в ветках берёзовых
Сыплет хлопья на головы,
Ой, Зима, ты – Морозовна!
Ой, Зима, ты – Метельевна!
Н. Кнушевицкая
Налетели друг за другом,
Завели свой хоровод
В феврале за вьюгой вьюга,
В тучах скрылся небосвод.
Ежатся на ветках птички,
Песенку забыв свою,
И озябшая синичка
К теплому летит жилью.
Но уж солнышко сияет
Танцу снежному вослед
И на землю посылает
Будущей весны привет!
Л. Луканова
Февраль пришел в конце зимы,
Холодный он, но рады мы,
Ведь очень скоро снег сойдет,
Подснежник нежный расцветет.
***
А как хорош пушистый снег!
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях
Как белые цветы.
Звенят сосульки в тишине.
Осколки хрусталя,
Уснули реки подо льдом,
Под снегом спят поля.
Рисует поутру мороз.
Узоры на окне.
Друзья, хорошая зима,
У нас в родной стране ! (М.Сейидзаде)
***
А сейчас я хочу вас пригласить на виртуальную экскурсию в картинную галерею (это музей, где находятся картины знаменитых художников) и посмотреть, как русские художники в своих картинах изображали зиму.
Хочется отметить, что русские художники очень любили писать зимние пейзажи. Кто из вас знает, что такое пейзаж?
-Изображение природы в картинах.
Первый художник – это Иван Иванович Шишкин. Много художников жило в России, а мало кто был так знаменит, как И. И Шишкин. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья. Обратите внимание на его картину. Она называется «Зима». Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
(Дети слушают музыку и рассматривают на экране изображение картины)
- Подходит ли музыка к этой картине? Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эту картину?
- Стало грустно. Печально.
- Композитор и художник одинаково грустят.
Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес.
Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает, находится в состоянии покоя.
Сейчас взгляните на эту зиму. Ее написал русский художник Игорь Эммануилович Грабарь, который тоже воспевал природу в своих картинах. Называется она «Февральская лазурь». (Демонстрируется портрет художника и изображение картины) Здесь вы видите прекрасную березовую рощу. Да, это тоже зима, но это конец зимы, февраль. Светит яркое солнце. Посмотрите, какое ясное голубое небо, нежно-голубой цвет неба и яркие синие тени от деревьев показывают, что день стоит солнечный, придают ощущение света. Вся роща озарена светом яркого солнца. Когда смотришь на эту картину, кажется, что скоро наступит весна, отступает зима с метелями и морозами.
Какое стихотворение из вашей книги подходит к этой картине?
Чтение стихотворения С. Есенина Береза
Художник и поэт жили в разное время и выражали свои эмоции по разному. Один это делал стихами, другой писал картины. Но такое впечатление, что они видели одну и ту же березу, одну и ту же зиму.
Словарная работа
Кайма – полоска, обивка по краю чего-нибудь;
Кисть – пучок ниток, шнуров, употребляемых как украшение;
Бахрома – тесьма для обшивки какого-либо изделия с рядом свободно свисающих шнуров или кистей.
На этом, ребята, наше путешествие в картинную галерею заканчивается. Давайте ещё раз вспомним имена русских художников, с творчеством которых мы сегодня начали знакомиться.
-И. И. Шишкин, И. Э. Грабарь.
-Какие картины писали эти художники?
-Зимние пейзажи.
-Мы с вами ещё не раз посетим виртуальную картинную галерею и познакомимся с творчеством других известных художников. Ваши лучшие рисунки тоже на выставке в классе. ( Дети рассказывают о своих рисунках)
-Кто-то стучится? ( Появляется Зимушка)
Зимушка: Здравствуйте! Я всё это время стояла за дверью, слушала, как вы много обо мне знаете! Какие же вы молодцы! Я посмотрела ваши рисунки и поделки! Порадовали зимушку, спасибо! Попробуйте разгадать загадки. Поиграем в снежки, кто поймает снежок, тот читает загадку. ( Дети зачитывают загадки и отгадывают. Загадки написаны на снежинках) На память о себе я оставляю вам снежинки.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила (Зима)

Что за звездочки такие
На пальто и на платке-
Все сквозные, вырезные
А возьмешь - вода в руке ? ( Снежинки)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет
Без досок, без топоров
(Иней)
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло
Скользко, весело, светло ( Лед)
После брата января
Служить очередь моя
Помогают мне два друга
Снежная метель и вьюга (Февраль)
Без рук, без ног,
а рисовать умеет. ( Мороз)
Жил я посреди двора
Где играет детвора
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей
( Снеговик)
Зима на крыши серые
Бросает семена.
Растит морковки белые
Под крышами она. ( Сосульки )
Бел как мел
С неба прилетел
Зиму пролежал,
В землю убежал ( Снег)
X. Итог урока
Рефлексия. В феврале зима еще в полном разгаре, но день уже заметно прибавился, и солнышко стало понемногу пригревать. В полдень с крыш начинает капать, а к вечеру под окнами свисают длинные сосульки. Значит, дело идет к весне. А наше занятие заканчивается.(Вспомним строки из стихотворения Н. Зубаревой)
Не боится детвора!
Не уходит со двора!
Бабу снежную катает
И вовсю в снежки играет!
Поднимите руки, про кого сказаны эти слова
Кто из вас катается на лыжах, на санках и на коньках?
Зимой вы должны играть на улице, кататься на коньках, на лыжах, на санках, закалять свой организм. Закаленные дети не болеют. Не забывайте о безопасном поведении.
- Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке?
А кто мог бы работать лучше?
Ребята, я довольна вашей работой! Спасибо!
Зиме и гостям тоже понравилось! У нас получился урок-праздник
XI.Домашнее задание Сегодня необычное домашнее задание ( На бумажных валеночках написан текст)
Дорогой друг! Когда будет грустно, возьми этот валенок в руки. Вспомни красивое стихотворение о зиме. Сердце твое согреется. Согрейся сам и дари тепло и добро другим людям. Это домашнее задание на всю жизнь.
Очень важно в любое время года обращать внимание детей на красоту природы, развивать умение видеть эту красоту и любоваться ею. Зимой природа особенно хороша! В коррекционных школах урокам чтения предается особое значение. Буду рада, если данный материал окажется полезным коллегам.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему: Животные леса зимой, 3 класс Конспект занятия для учащихся 2-3 класса на тему: Зима Классный час для 3-4 класса. Международный день снега День зимних именинников в 1 классе. Сценарий

Похожие статьи:

Мероприятие в начальной школе «Здравствуй, гостья-зима!»

Конспект урока математики для 3 класса корреционной общеобразовательной школы-интернат VIII вида
Опубликовано: 1194 дня назад (23 августа 2018)
Просмотров: 3260
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!