Как раскрыть детям тайну искусства? Методические рекомендации для учителя.
Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова г. Хабаровска
Описание материала: Статья адресована учителям русского языка и литературы, мировой художественной культуры и раскрывает опыт проведения цикла уроков (занятий внеурочной деятельности), посвященных изучению языка различных видов искусства. Дано примерное планирование занятий, указана литература для учителя. В статье предлагаются рекомендации по проведению первого урока, темы письменных творческих работ.
Цель: раскрыть возможности цикла уроков «Тайны общения с искусством» для развития эстетической компетенции учащихся.
Задачи:
1. Предложить учителю примерное планирование занятий по темам «Тайны общения с искусством».
2. Дать примерный перечень тем творческих работ учащихся.
3. Предложить методический материал для проведения вводного занятия по теме «Мой путь к искусству».
Как раскрыть детям тайну искусства?
«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству», - писал Т. Манн. Действительно, мир искусства прекрасен и неповторим, без искусства жизнь человека была бы пустой и однообразной… Но не стоит забывать, что для каждого человека слово «искусство» означает что-то своё, особенное.
Искусство способно вызвать сильный отклик в душе человека, перевернуть жизнь, изменить судьбу и внутренний мир. Используя слова А.С. Пушкина, можно назвать искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого человек смотрит на мир по-новому.
В то же время произведение искусства – это своего рода текст, направленный на передачу определенных смыслов. Нужно учить детей умению общаться с искусством, понять язык искусства. Следует познакомить учеников с основами языка разных видов искусства. Для этого предлагаю проведение серии специальных уроков (или занятий в рамках внеурочной деятельности)
«Тайны общения с искусством», посвященных изучению видов искусства.
Примерные темы занятий «Тайны общения с искусством» в 5 классе (внеурочная деятельность)
1. Мой путь к искусству.
2. Виды искусства.
3. Учимся понимать икону
4. В мастерской художника.
5. Жанры живописи.
6. Открытие черно-белого мира. Искусство графики.
7. «И слово станет камнем иль цветком…» Язык скульптуры.
8. Архитектура - «застывшая музыка».
9. Искусство «видеть» и слушать музыку.
10. Удивительный мир театра.
11. «Зримая литература» или «движущаяся живопись»? Искусство кино
12. Что мне рассказала фотография
Оказать учителю помощь в проведении занятий помогут
следующие книги:
Искусство в современной школе. – СПб., 2008
Ильина Т. В. Введение в искусствознание. – М.: Астрель, 2003
Интерпретация текстов искусства. Учебное пособие / Под ред. Е. Р. Ядровской. – СПб.: Свое издательство, 2011
Следует помнить, что «путь к искусству» сложен и индивидуален. Можно на
первом уроке прочитать с ребятами замечательный рассказ «Реки» Е. Гришковца, в котором автор интересно и доступно для ребят описывает первые впечатления от общения с произведением искусства. Попросим детей вспомнить свои первые шаги на пути к искусству, рассказать о посещении музеев, театров и т.п.
Объясним ребятам, что общение с произведением искусства можно рассматривать как возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре.
На вводных уроках познакомим ребят с
образами-символами красоты на все времена (Нефертити, Венера Милосская, Богоматерь, Джоконда, Сикстинская Мадонна и др.).
Можно рассказать детям о том, какое впечатление произвела картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» на В. А. Жуковского, К. Брюллова, Ф.М. Достоевского.
Следует внимательно отнестись к текстам великих русских писателей и художников о картине. Читая высказывания Брюллова, Достоевского, стихотворения А.С. Пушкина "Мадона", «Возрождение», ребята знакомятся также с образцами художественного слова, учатся передавать свои впечатления от произведения искусства.
В
рассказе К.Г. Паустовского «Избушка в лесу» автор говорит о важнейшем свойстве произведения искусства - способности вызывать сильный отклик в душе человека. Познакомим ребят с понятием катарсиса. Чудо искусства — в
катарсисе — в преодолении обыкновенного чувства, просветлении, очищении, возвышении души человека.
После прочтения рассказа К. Г. Паустовского можно предложить ученикам небольшую
творческую работу:
Предположите, какое произведение мог слышать бакенщик? Было ли в вашей жизни музыкальное или живописное произведение, которое поразило, потрясло вас до глубины души?
Какие, по-вашему, качества мешают людям воспринимать откровения подобных произведений искусства? Что такое эстетическая глухота?
Овладение основами языка разных видов искусства помогает также формированию эстетической и читательской компетенций. Ученики перестают быть «наивными» читателями и зрителями, учатся видеть подтекст, обращают внимание на детали. Дети учатся писать творческие работы, сочинения-размышления, эссе.
Примерные темы творческих работ:
Придумайте возможную биографию героя портрета.
Словесное описание графического пейзажа к стихотворению.
Словесный портрет памятника любимому литературному герою, писателю.
Словесное рисование после прослушивания музыкального произведения.
Что мне рассказала старая фотография…
Спектакль, который произвел на меня самое сильное впечатление.
Подберите музыку к стихотворению или картине.
Какой из видов искусства мне ближе и почему?
Постепенно ребята не только овладеют языком различных видов искусства, но и научатся красиво и грамотно выражать свои впечатления от общения с художественным произведением.
Уроки изучения языка произведений искусства должны стать уроками открытий и общения – с искусством, миром и самим собой.
Рекомендуем посмотреть:
День самоуправления в школе
Конспект внеклассного мероприятия для школьников «Как утро начнешь, так и день проведешь»
Знакомство ребенка с искусством
Конспект учебного занятия в театральном объединении для школьников 12-14 лет
Похожие статьи:
Значение внеурочной деятельности в школе по ФГОС
Внеклассная работа по чтению в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Внеклассная работа в школе
Формы внеклассной работы
Особенности работы с подростками