Консультация для воспитателей логопедических групп "Система коррекционной работы в логопедической группе ДОУ"
Цель: повышение уровня компетентности воспитателей логопедических групп и специалистов ДОУ в вопросах организации и содержания коррекционной работы по исправлению нарушений речи детей.
Для успешной коррекционной работы необходимо:
• Согласовывать действий логопеда, воспитателя и специалиста.
• Воспитатель и специалисты не должны действовать в разрез с тем, что спланировал логопед в процессе коррекционной работы с детьми.
Приоритет на стороне логопеда - он определяет, что необходимо ребенку и какие виды занятий нужны в данный период работы.
• Системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем и специалистом общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.
• Исправление воспитателем произношения поставленных и автоматизированных звуков в потоке речи ребенка.
I ПОЛОВИНА ДНЯ:
Утро: 1) Логопедическая пятиминутка (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения);
2) Индивидуальная коррекционная работа (подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука, автоматизация звуков по заданию логопеда).
НОД: 1) Проведение в начале каждого занятия воспитателя или специалиста ДОУ артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений для выработки правильной воздушной струи.
2) Логопедическое занятие по расписанию (2 занятия в неделю в старшей группе, 3 занятия - в подготовительной) по плану учителя-логопеда.
Прогулка: Подвижные и малоподвижные игры с учетом лексической темы
(Игры «Улиточка, «Лягушка», «Осторожные птицы», «Одуванчики», «Съедобное - несъедобное» и т.п.)
После прогулки и до обеда: Логопедическая пятиминутка (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, лексико-грамматические игры и упражнения).
II ПОЛОВИНА ДНЯ:
1. Логопедический (коррекционный) час в виде группового занятия
Продолжительность - 15- 20 минут в средней, старшей группе, 20-30 минут в подготовительной.
Примерная структура логочаса:
1. Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж лица.
2. Игры на развитие мелкой и общей моторики (самомассаж пальцев, элементы логоритмики ит.д.);
3. Упражнения на формирование (накопление, расширение или уточнение) словаря по лексической теме;
4. Упражнение на формирование и развитие фонематического слуха (работа над звуком по плану логопеда).
5. Развитие связной речи (старший и подготовительный возраст): составление описательных и сравнительных рассказов по лексической теме, по серии сюжетных картин, пересказ, заучивание и повторение стихов, скороговорок, чистоговорок и т.д.
Примерный хронометраж логочаса:
- Психогимнастика / пальчиковая игра (2 мин.).
- Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.)
- Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.)
- Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин)
- Физкультминутка (2мин.)
- Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (5 мин.)
- Повторение лексико-грамматических упражнений (например: согласование числительного с существительным — «5 книг», изменение окончаний в падежных конструкциях - «Нет чего?», «Встали, подошли к чему?» - к столу, к окну, «Один - много», «Назови ласково», «Чей, чья, чьи?» и т.д. (5 мин.)
- Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.)
2.
Индивидуальная работа по заданию логопеда (задания в тетради взаимодействия) с каждым ребенком или подгруппой детей по 5-7 минут.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Коррекционная работа с детьми с ОНР в подготовительной группе
Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку»